Восстановление документов на квартиру
Каждый собственник квартиры имеет определенный пакет документов на свою недвижимость, при отсутствии которых владение, а в особенности распоряжение квартирой, весьма затруднительно. Если какой-либо из необходимых на квартиру документов утерян или испорчен, собственнику следует своевременно восстановить утраченный документ.
Правоустанавливающие документы
Основные виды правоустанавливающих документов на недвижимость, с которыми приходиться сталкиваться в процессе оформления сделок с недвижимостью, являются следующие:
- Свидетельство регистрационное
Регистрационное свидетельство оправе собственности-это правоустанавливающий документ на кооперативную квартиру старого образца который является неотъемлемой частью правоустанавливающего решения исполкома. - Свидетельство о праве собственности на объект недвижимости
Является документом, подтверждающим право собственности владельца на новопостроенное жилье (новострой), на реконструированные объекты недвижимости, на кооперативные квартиры, на объекты, внесённые в уставные фонды юридических лиц и т.п. - Свидетельство о приватизации
Является документом, выданным по итогам приватизации объектов государственного жилищного фонда. - Свидетельство о приобретении объекта недвижимости на публичных торгах
Как следует из самого названия, данные документы выдаются по итогам процедуры реализации недвижимости в принудительном порядке на основании судебных решений, исполнительных надписей нотариусов. - Свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе
Всё, что нажито супругами в браке является их совместной собственностью, но при взаимном согласии, как во время брака, так и после него, каждому из супругов может быть выдано свидетельство на часть (долю ) в общем имуществе либо на конкретный объект недвижимости. - Свидетельство о праве на наследование
Наследование –это переход прав и обязательств(наследства) от умершего (наследодатель ) к другим лицам (наследникам). Есть два вида наследования: «наследование по закону» и «наследование по завещанию». Не углубляясь в юридические детали, можно сказать что, в случае приобретения недвижимости, право собственности, на которую возникло в результате наследования, всегда существует риск появления и других наследников, которые также могут претендовать на недвижимость. - Договор о разделе унаследованного
Является документом на недвижимость, подтверждающим право наследников на доли в имуществе, установленные по их согласию, или по решению суда. - Наследственный договор
Документ на недвижимость, согласно которому, одна сторона,обязуется совершать определённые действия, исполнять распоряжения другой стороны, и в случае его смерти получает право собственности на имущество умершего. - Договор пожизненного содержания
Документ, на основании которого у одной стороны возникает право собственности на недвижимость уже в момент заключения договора, но совершить какие-либо действия в отношении недвижимости (подарить, продать, передать в залог), невозможно до момента смерти второй стороны, которая передала право на недвижимость взамен на пожизненное содержание. - Договор мены
Договор, родственный договору купли-продажи. Между сторонами сделки проводиться обмен одного объект недвижимости на другой. Каждый участник сделки считается продавцом той недвижимости, которую он дает в обмен и покупателем недвижимости, которую он получает. К договору мены применяются общие положения о купле-продаже. - Договор купли-продажи
Наиболее часто встречающийся документ, подтверждающий право собственности на недвижимость. Продавец передает право собственности на недвижимое имущество, а покупатель принимает и обязуется уплатить за недвижимость определенную сторонами денежную сумму, на условиях определенных сторонами. - Договор дарения
Довольно часто встречающийся вид договора, особенностью которого является безвозмездность со стороны одариваемого. А именно, безоплатный договор по которому даритель передает одаряемому недвижимое имущество в собственность.ъ - Договор пожертвования
Своеобразная разновидность договора дарения, при котором происходит безвозмездная передача имущества для определённой, заранее обусловленной цели, при этом жертвователь имеет право контролировать целевое использование объекта и расторгать договор, если одаренный использует пожертвование не по назначению. - Договор ренты
По данному договору, недвижимость передаётся в ренту как оплатно так и безоплатно. Рента может быть установлена как бессрочно, так и долгосрочно. Договор ренты – это беспроцентная рассрочка где указывается постоянная ежемесячная сумма (рентная ставка )на весь срок действия договора с ежегодным перерасчетом рентных платежей. - Договор о прекращении права алиментов на ребёнка взамен передачи права на недвижимость
Как следует из самого названия, по данному договору, один из родителей отказывается от алиментов на ребёнка и обязуется самостоятельно содержать ребенка в обмен на то, что второй родитель передает в собственность ребёнка недвижимое имущество. - Договор о выделении доли в натуре
Данный вид договоров заключается между собственниками, у которых недвижимость находится в собственности нескольких лиц, при наличии технической возможности разделить общее помещение. Имущество, находящееся в общей долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними или по решению суда. - Договор ипотеки
Данные договоры заключаются очень часто на рынке недвижимости. Ипотека — это кредит, полученный под залог недвижимости. Ипотечный договор определяет форму, размер и порядок залогового обеспечения кредита. Одна из особенностей ипотеки заключается в том, что заложенное имущество всегда остается у залогодателя. Он сохраняет за собой право владеть и пользоваться предметом ипотеки в соответствии с его назначением. - Договор управления имуществом
Договор управления имуществом, это вид договора, в котором одна сторона договора, установщик управления, передает второй стороне, управляющему, имущество в управление на строго определенный срок, а вторая сторона берет на себя обязательство управлять указанным имуществом в интересах установщика управления за определенную плату. - Решение суда, вступившее в законную силу
Также весьма распространённый вид правоустанавливающего документа, возникающего по итогам рассмотрения судом спора о праве собственности на недвижимое имущество. Вынесенное решение суда, вступившее в законную силу является основанием для регистрации права собственности на недвижимое имущество за лицом, признанным в судебном порядке собственником. - Государственный акт на земельный участок
Вид правоустанавливающего документа, который подтверждает исключительно право собственности на земельный участок. В нем указываются: собственник земельного участка, размер участка, границы участка, привязка к местности, приведен его план и указан кадастровый номер.
Получите совет юриста за 15 минут!
Есть вопрос к юристу?
Задать вопросТехническая документация
Кадастровый паспорт – один из наиболее важных документов, без которого вы не сможете полноценно распоряжаться собственной квартирой, даже если являетесь единственным полноправным владельцем этого типа недвижимости.
Данный документ обязательно необходим в сделках купли-продажи, при мене или дарении вашей квартиры. Можно выделить такие ситуации, в которых наличие кадастрового паспорта обязательно пригодится владельцу:
- при оформлении права собственности на жилье (при условии, что ранее оно не было зарегистрировано)
- для регистрации собственности на квартиру в новостройке при продаже квартиры покупатель;
- для подтверждения юридической «чистоты» квартиры;
- может потребовать кадастровый паспорт при перепланировке квартиры;
- для того, чтобы узаконить этот процесс в различных судебных процессах.
Кадастровый паспорт выдается на квартиры таких видов:
- квартира, которая по определенным причинам не включена в кадастровый или технический учет, хоть и длительное время находится в собственности;
- квартира, которая передалась в наследство (в этом случае паспортом должен заниматься человек унаследовавший объект недвижимости);
- новостройка.
Технический паспорт – это важный документ, в котором перечислены все технические характеристики помещения, указаны владельцы объекта, его адрес, оценочная стоимость.
В техническом паспорте БТИ на квартиру прописываются следующие моменты:
- количество комнат и их размеры, высота потолков в них;
- план квартиры в графическом виде;
- адрес, по которому расположено жилье;
- дата постройки недвижимости, а также дата последнего капремонта строения;
- количество этажей в доме, в котором находится квартира;
- тип используемого в ней отопления, а также наличие других инженерных сетей;
- номера объекта (кадастровый, реестровый и другие);
- данные о собственнике квартиры;
- описание балкона , лоджии (если таковые имеются);
- инвентаризационная стоимость квартиры, которая оценивается в результате первичной или текущей инвентаризации (при желании собственника).
Техпаспорт на квартиру является составной частью техпаспорта многоквартирного дома. Без этого документа нельзя перевести квартиру из фонда жилой недвижимости в нежилой фонд, сделать в помещении перепланировку, продать или обменять ее, а также выполнить другие действия. Первичную инвентаризацию проводит БТИ по заказу застройщика многоквартирного дома, а затем уже обращаться за оформлением нового технического паспорта при любых изменениях в помещении должен присутствовать собственник жилья или его доверенное лицо.
Процедура восстановления
При потере любого документа на квартиру, собственник обязан в кратчайшие сроки восстановить всю утраченную информацию. Сразу же следует акцентировать внимание на том, что восстановление документации будет осуществлено в тех инстанциях и ведомствах, где они изначально были выданы собственнику.
При восстановлении документов предстоит выполнить следующие действия:
- В первую очередь владельцу помещений предстоит написать заявление с просьбой о восстановлении документов, которые были утеряны.
- Для того, чтобы подтвердить свое право на получение конфиденциальной информации, заявителю следует предоставить копию своего паспорта.
- Заявка будет рассмотрена исключительно после того, как заявитель оплатит госпошлину. Потому при подаче заявления необходимо приложить к нему квитанцию об уплате обязательной пошлины.
- В зависимости от того, какой именно документ был утерян, заявителю предстоит предоставить остальную документацию, или же копии утраченного оригинала, если таковые имеются.
В случае утери (хищения, повреждения и т.п.) оригиналов правоустанавливающих документов собственники квартир должны обратиться в тот орган который выдавал оригинал для оформления дубликатов правоустанавливающих документов.
После получения дубликатов правоустанавливающих документов все совершеннолетние собственники квартиры лично (или их законные, по доверенности)обращаются с соответствующим заявлением для регистрации дубликата правоустанавливающего документа.
К заявлению прилагаются:
- дубликат и копия (заверенная нотариусом) свидетельства о праве собственности на квартиру;
- копии паспортов граждан, свидетельств о рождении несовершеннолетних собственников;
- копии индификационных кодов всех собственников;
- технический паспорт на квартиру;
- квитанция об уплате.
Укргосреестр также проводит оформление и регистрацию дубликатов свидетельств о праве собственности на квартиру, полученных при приватизации жилого фонда в органах приватизации бывших государственных предприятий, учреждений и организаций, в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находился государственный жилой фонд в случае ликвидации органа приватизации.
В этом случае при утере оригинала свидетельства о праве собственности на квартиру все совершеннолетние собственники квартиры лично должны обратиться с соответствующим заявлением в отделение Укргосреестра.
В заявлении обязательно отмечаются сведения о регистрации прав собственности, обстоятельства обращения, полные паспортные данные каждого лица и данные свидетельств о рождении несовершеннолетних.
К заявлению прилагаются:
- оригинал издания печатного органа о утере свидетельства о праве собственности на квартиру и признания его недействительным;
- копии паспортов граждан, свидетельств о рождении несовершеннолетних собственников;
- копии индификационных кодов всех собственников;
- справка из органов внутренних дел Украины или из органов пожарной охраны;
- поврежденный оригинал свидетельства о праве собственности на квартиру в случае возможности;
- квитанция об уплате.
Существуют и другие правоустанавливающие жилищные бумаги, которые по каким-либо причинам также нуждаются в обязательном восстановлении в тех или иных уполномоченных органах:
- Обращение в нотариальную контору оправданно в случае владения недвижимым имуществом на основании:
- дарственной;
- мены;
- завещания;
- имущественного раздела;
- брачного контракта.
- В случае отсутствия нотариуса, занимавшегося оформлением данных бумаг, необходимо уточнить, какой нотариус может выдать копии.
- При отсутствии приватизации недвижимого имущества или его приватизации до 1998 года следует обращаться в отдел, занимающийся жилищными делами, по месту проживания. Готовый документ можно будет забрать уже по истечению 15 рабочих дней.
- При получении жилья в результате кооперативного сбора или паевой выплаты следует направляться в ЖСК с целью получения справки, подтверждающей внесение всей суммы пая в кооперативную кассу.
- С целью получения копии договора о долевом участии необходимо обратиться к застройщику
Потерянные технические или кадастровые документы можно восстановить только в БТИ, но, если со дня получения технического или кадастрового паспорта прошло более пяти лет, собственнику необходимо вызывать сотрудника БТИ в квартиру, предварительно оплатив его услуги. После чего проводится переоформление документации и выдача необходимых выписок, и справок из БТИ.
После смерти собственника
Не исключены ситуации, при которых необходимые бумаги утрачиваются при жизни владельца, однако факт их пропажи обнаруживается только после смерти собственника его наследниками.
В данном случае наследникам следует обратиться к нотариусу или другим специалистам, предлагающим подобного рода услуги. Второй вариант позволяет быстрее решить вопрос, но требует дополнительных финансовых вложений.
Если заинтересованное лицо хочет сделать все самостоятельно и сэкономить средства, ему следует получить у нотариуса документ, подтверждающий наличие права наследования, и обратиться с ним в Регистрационную палату. О дальнейшем порядке действий заявителя уведомит представитель регистрирующего органа.
Получите совет юриста за 15 минут!
Есть вопрос к юристу?
Задать вопросДокументы на долю
Восстановление документов на долю квартиры происходит по такому же принципу, что и восстановление документов на частное жилье.
К документам, которые необходимо подготовить для прохождения процедуры оформления, относятся:
- паспорт заявителя;
- кадастровый паспорт на дом;
- получение на ввод дома в эксплуатацию;
- копия доверенности, в случае, если процессом оформления занимается не сам собственник лично, а доверенное лицо;
- бумаги, которые подтверждают правообладание землей, на которой построен объект недвижимости;
- заявление по форме с подписью заявителя;
- квитанция об уплате госпошлины.