Ответственность за неоформленных сотрудников – штрафы и взыскания
Каждый гражданин Украины имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается (ст. 43 Конституции Украины). Это право реализуется путем трудоустройства на предприятия, в учреждения, организации, порядок которого устанавливается законодательством о труде. Трудоустройство работника осуществляется в несколько этапов и за каждого неоформленного сотрудника предусмотрен штраф.
Решение о размере админштрафа принимает суд на основании протокола инспекции труда. Со дня составления акта проверки, в котором зафиксировано нарушение, и до вынесения решения суда о наложении админсанкции должно пройти не более 3 месяцев.
Ответственность за неоформленного работника
Что касается уголовной ответственности, то в ст. 172 УКУ упоминается грубое нарушение законодательства о труде. Оно явно носит оценочный характер, но иногда суды именно под это нарушение «подтягивают» неоформленного работника. При этом завести уголовное дело на должностных лиц работодателя имеют право только правоохранительные органы, а приговор по нему может вынести только суд.
За нарушение трудового законодательства работодателю грозят финансовые санкции (ст. 265 КЗоТ), а его должностным лицам — админштрафы. Кроме того, за нарушение законодательства о труде грозит уголовная ответственность (ст. 170, 172 — 175 УКУ).
Финансовые санкции
Отметим, что ст. 265 КЗоТ предусмотрена ответственность в виде штрафов за нарушение законодательства о труде для юридических и физических лиц — предпринимателей, которые используют наемный труд (т. е. работодателей).
Размер штрафов привязан к размеру МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения. С 01.01.18 г. размер МЗП составляет 3723 грн. (ст. 8 Закона о Госбюджете-2018).
Админштрафы
За нарушение трудового законодательства для должностных лиц учреждений(организаций, заведений) предусмотрена административная ответственность в виде штрафов.
Размеры этих админштрафов привязаны к нмдг. При этом в п. 5 подразд. 1 разд. XX НКУ указано: если нормы других законов содержат ссылку на нмдг, то для целей их применения используется сумма в размере 17 грн., кроме норм административного и уголовного законодательства в части квалификации некоторых видов правонарушений, для которых сумма нмдг устанавливается на уровне налоговой социальной льготы.
Следовательно, для целей определения размеров админштрафов применяют нмдг в размере 17 грн.
Получите совет юриста за 15 минут!
Есть вопрос к юристу?
Задать вопросДокументы для оформления сотрудников
Трудоустраиваемое лицо обязано представить:
- паспорт;
- трудовую книжку (без трудовой книжки принимаются впервые трудоустраиваемые лица (представляют паспорт, диплом или другой документ об образовании или профессиональной подготовке) или по совместительству;
- военный билет (предъявляют военнослужащие, уволенные в запас);
- справку об освобождении (предъявляют лица, освобожденные из мест отбывания уголовного наказания);
- справку о присвоении идентификационного номера, выданную налоговым органом (п. 70.17 ст. 70 Налогового кодекса Украины);
- свидетельство об общеобязательном государственном социальном страховании (не предъявляют впервые трудоустраиваемые лица);
- документ об образовании, профессиональной подготовке (при необходимости для допуска к выполнению определенной работы).
Обратить внимание! При приеме на работу запрещается требовать от трудоустраиваемых лиц сведения об их партийной и национальной принадлежности, происхождении, регистрации места жительства или пребывании и документы, представление которых не предусмотрено законодательством (ст. 25 КЗоТ Украины).
Согласование и подписание трудового договора
Условия трудового договора определяются сторонами будущих трудовых отношений: трудоустраиваемым лицом — с одной стороны, и работодателем (как правило, руководителем предприятия) — с другой.
На практике, с учетом требований законодательства, условия трудового договора делятся на обязательные и дополнительные. К обязательным условиям трудового договора (предусмотрены нормами законодательства, без них трудовой договор не может считаться заключенным) принадлежат:
- место работы (например, управление, отдел, сектор, цех, участок, филиал, представительство (последние два считаются обособленными подразделениями без статуса юридического лица, ст. 64 Хозяйственного кодекса Украины);
- трудовая функция (должность, профессия, в некоторых случаях — специализация, квалификация в соответствии с установленной квалификацией и квалификационными характеристиками;
- оплата труда (должностной оклад, оклад, тарифная ставка, другие составляющие заработной платы, которые предприятия, как правило, обуславливают положениями об оплате труда, о премировании, выплате вознаграждения по результатам работы за год. Эти положения являются приложениями к коллективному договору);
- срок действия трудового договора (контракта).
Как правило, трудовой договор заключается в письменной форме (ст. 24 КЗоТ). В частности, письменный трудовой договор обязательно заключают:
- при приеме на работу в районах с особыми природными географическими и геологическими условиями и условиями повышенного риска для здоровья;
- с несовершеннолетними;
- при организованном наборе работников;
- если работник настаивает на заключении трудового договора в письменной форме;
- с физическим лицом;
- при заключении контракта;
- с лицами, направленными для прохождения альтернативной (невоенной) службы;
- в других случаях, предусмотренных законодательством Украины.
На основании заключенного трудового договора (контракта) независимо от его формы издается приказ о приеме лица на работу (назначение на должность, если речь идет о руководящих работниках, профессионалах, специалистах).
Штрафы за нарушение трудового кодекса
Штраф ИП за неоформленного работника грозит по следующим причинам:
- Отсутствие трудового договора ведет к неуплате НДФЛ (налога на доходы физических лиц) в бюджет.
- Нет перечислений в Пенсионный фонд, что отражается на размере будущей пенсии человека.
- Отсутствие выплат в фонд социального страхования ведет к потере государственных гарантий в виде больничных, декретных и пособия по безработице.
- Из заработной платы неоформленного сотрудника не делаются взносы на медицинское страхование, человек может потерять возможность бесплатной помощи в больнице или поликлинике.
Вместе с повышением минимальной заработной платы с 1 января на 12% увеличиваются и размеры штрафов за нарушение трудового законодательства.
Контролирующие органы придирчиво относятся к оформлению трудовых отношений. Главным образом это направлено на борьбу с неоформленными работниками. Соответственно и размеры штрафов за проступок в оформлении трудовых отношений очень большие.
Вид нарушения трудового законодательства | Нарушаемая норма права | Штраф для работодателя |
Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта): |
||
• неоформление с работником трудового договора, в том числе неоформление трудового договора в письменной форме при условии, если соблюдение письменной формы договора является обязательным | ч. 1 и 3 ст. 24 КЗоТ | 111690 грн.
(30 МЗП) |
• неоформление приказа или распоряжения собственника или уполномоченного им органа о приеме на работу | ч. 3 ст. 24 КЗоТ | 111690 грн.
(30 МЗП) |
• неподача органам Государственной фискальной службы Уведомления о приеме работника на работу по форме, приведенной в приложении к постановлению КМУ от 17.06.15 г. № 413 | ч. 3 ст. 24 КЗоТ | 111690 грн.(2)
(30 МЗП) |
Оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное в учреждении |
ст. 56 КЗоТ | 111690 грн.
(30 МЗП) |
Также предусмотрены штрафы за нарушения в оформлении трудовых отношений:
Вид нарушения трудового законодательства или законодательства о занятости населения |
Нарушенная норма права |
Штраф для должностного лица учреждения |
Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), допуск к работе иностранца или лица без гражданства и лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца, на условиях трудового договора (контракта) без разрешения на применение труда иностранца или лица без гражданства | ч. 3 ст. 24 КЗоТ,
разд. VII Закона № 5067 |
От 8500 до 17000 грн.
(от 500 до 1000 нмдг) |
Повторное на протяжении года совершение указанного нарушения, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию | От 17000 до 34000 грн.
(от 1000 до 2000 нмдг) |
Трудовое законодательство предоставляет работникам гарантии в оплате труда. В случае их нарушения работодателей и их должностных лиц ожидают штрафы.
Вид нарушения трудового законодательства | Нарушенная
норма права |
Штраф |
Примечание |
1) выплата зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов (выплата зарплаты «в конвертах») (абз. 2 ч. 2 ст. 265 КЗоТ) | п. 1 ч. 1 ст. 4,
п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона о ЕСВ |
111690 грн.
(30 МЗП) |
Штраф применяется за каждого работника, в отношении которого совершено правонарушение |
2) нарушение установленных сроков выплаты зарплаты работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде,более чем за один месяц, выплата их не в полном объеме (абз. 3 ч. 2 ст. 265 КЗоТ) | ст. 115, 116 КЗоТ,
ст. 24 Закона № 18/95, ст. 21 Закона № 504/96 |
11169 грн.
(3 МЗП) |
Размер штрафа, предусмотренного
абз. 3 ч. 2 ст. 265 КЗоТ, не зависит от количества работников, в отношении которых совершено нарушение |
3) несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда (абз. 4 ч. 2 ст. 265 КЗоТ): | «Оплатные» нормы КЗоТ,
Закона № 108/95, Закона № 504/96 |
37230 грн.
(10 МЗП) |
Штраф применяется за каждого работника, в отношении которого совершено правонарушение |
Работодателям, которые препятствовали контролирующим органам при проведении ими проверки по вопросам соблюдения трудового законодательства, грозят максимальные «трудовые» финансовые санкции.
Правонарушение при проведении «трудовой» проверки | Штраф
для работодателя |
Особенности |
Недопущение к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении (абз. 6 ч. 2 ст. 265 КЗоТ) | 11169 грн.
(3 МЗП) |
Касается всех видов проверок, кроме проверок, связанных с выявлением неоформленных работников и выплатами зарплат «в конвертах» |
Совершение действий, предусмотренных абз. 6 ч. 2 ст. 265 КЗоТ, при проведении проверки по вопросам выявления нарушений, указанных в абз. 2 ч. 2 ст. 265 КЗоТ (абз. 7 ч. 2 ст. 265 КЗоТ) | 372300 грн.
(100 МЗП) |
Касается проверок по вопросам выявления таких нарушений: фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора, оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, выплата зарплаты без ЕСВ |
За нарушение других требований трудового законодательства (кроме определенных в предыдущих разделах) работодателю грозит штраф в размере 1 МЗП.
Другими нарушениями требований трудового законодательства считают нарушение, например, в отношении:
- несообщения работникам за две недели о начале ежегодного отпуска;
- неначисления компенсации потери части зарплаты в связи с нарушением сроков ее выплаты;
- нарушения сроков уведомления об изменении существенных условий труда;
- временного перевода на другую работу, не обусловленную трудовым договором, без согласия работника;
- несоблюдения предельных норм по сверхурочным работам;
- привлечения работников к работе в выходные дни с нарушением порядка;
- несоблюдения условий и порядка предоставления ежегодных отпусков, отозвания из отпуска, переноса.
Получите совет юриста за 15 минут!
Есть вопрос к юристу?
Задать вопросШтрафы за нарушение миграционного законодательства
По статистике, в 2018 году за нарушения миграционного режима в Украине было привлечено 26400 иностранных граждан, и это на 30% больше, чем за 2017 году. Также к ответственности было привлечено 7,6 тыс. человек, которые способствовал или помогали правонарушителям.
За 2018 год работниками ГМС на территории Украины было выявлено 9700 нелегальных мигрантов, что на 51,6% больше, чем за аналогичный период 2017 году.
Соответственно, в правительстве разработали новый законопроект и предложили существенно увеличить наказания и штрафы для тех, кто нарушает украинское миграционное законодательство.
Новый законопроект подразумевает следующие штрафные санкции:
- будет введен штраф за злостное неподчинение работникам правоохранительных органов, проводящим профилактические меры против незаконной миграции, в сумме до 1,7 тыс. грн (при повторном нарушении в течение года — до 2550 грн);
- увеличатся штрафы за нарушение приграничного режима и режимных правил в пунктах пропуска со 170 грн до 1,7 тыс. грн, при повторном нарушении — до 3,4 тыс. грн (чиновников-нарушителей накажут сильнее простых смертных — для них предусмотрен штраф до 5,1 тыс. грн);
- увеличат штраф для иностранцев за незаконное пребывание на территории Украины с 3,4 тыс. грн до 5,1 тыс. грн;
- если же нарушение иностранцем срока пребывания в Украине будет обнаружено при пересечении им границы, то его накажут штрафом до 6,8 тыс. грн;
- появятся санкции для должностных лиц предприятий и даже простых украинцев, которые берут на работу или содействуют незаконным мигрантам.
После принятия законопроекта должностные лица предприятий, учреждений и организаций (в том числе иностранных), а также ФЛП будут обязаны следить за сроками пребывания в стране мигрантов, работающих на их предприятиях. В том случае, если законное право иностранного работника находиться на территории Украины будет просрочено, а работодатель своевременно не уведомит об этом государственные органы, его оштрафуют на сумму до 5,4 тыс. грн.