Техосмотр грузового автомобиля: нужно ли проходить?
Уже сейчас, в соответствии со статьей 37 Закона Украины «О дорожном движении», на дорогах страны предусмотрен штрафы за управление ТС без протокола техосмотра, а также полиса ОСАГО. Пока что речь идет о грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и других транспортных средствах, которые подлежат ОТК (обязательный технический контроль).
Такой документ выдается на период, зависящий от года выпуска авто(прицепа) и грузоподъемности:
- больше двух лет эксплуатации (менее 3,5 тонн) – раз в два года;
- грузоподъемность более 3,5 тонн – раз в год.
У СТО должно быть советующее разрешение. Управление транспортом без протокола ОТК – легкое правонарушение.
В соответствии со статьей 121 Кодекса Украины размер положенного шарфа – 20-25 не облагаемых минимумов (от 340 до 425 гривен).Разрешение на экспликацию автомобиля, не прошедшего техосмотр – это нарушение по статье 128 и штраф от 40-50 минимумов (от 680 до 850 гривен).
Обязательный технический контроль (ОТК)
Машина должна соответствовать определенным нормам, которые гарантируют ее безопасную эксплуатацию.
Так, в процедуру осмотра входят:
- проверка процентного состава газообразных веществ в газовом выхлопе;
- люфт рулевого механизма, размер которого ни в коем случае не должен быть выше того, который допускается техническими нормами для данного вида транспорта;
- регулирование и сила ближнего и дальнего освещения фар, а также работа противотуманного освещения;
- работа таких дополнительных приборов, как стеклоомыватель и стеклоочиститель; соответствие чистоты стекла и его светопропускания установленным нормам;
- проверяется наличие и полная комплектация дорожной аптечки, знака экстренной остановки и противопожарного баллона;
- исправность и эффективность тормозов, а также распределение нагрузки на оси во время торможения;
- состояние тормоза для стоянок и его работоспособность, а также ряд других параметров.
Законопроект выдвигает также новые требования для техосмотра. Другими словами, его не получится пройти, если:
- транспортное средство не будет соответствовать данным, отраженным в документации, которые помогают идентифицировать его: не штатные бамперы, «кустарная» иллюминация («противотуманки», прожектора и т.д.), чип-тюнинг, литые диски и размер «резины» несоответствующие базовой комплектации и т.д.;
- отличие при проверке госномеров авто от тех, которые заявлены в документе;
- несовпадение при проверке VIN-кода автомобиля;
- отсутствие необходимых для техосмотра документов автовладельца или на машину.
Понятие «талон техосмотра» (и сам документ) полностью вышли из законодательства. Теперь вместо этого выдается диагностическая карта автомобиля. Документ можно получить в любом сервисном центре после того, как будет пройден ТО.
Диагностическая карта представляет собой специальный документ в формате А4, в котором содержится таблица со всеми зафиксированными сведениями про автомобиль, а также указывается техническое заключение про возможность/невозможность эксплуатации транспортного средства. Такая карта заверяется только подписью эксперта, который проводил осмотр.
Составляется документ в двух экземплярах (дополнительно создается электронная версия) с закреплением индивидуального номера. Один экземпляр остается у владельца транспортного средства, а другой в течение трех лет находится у эксперта, который проводил осмотр.
Получите совет юриста за 15 минут!
Есть вопрос к юристу?
Задать вопросАвто, подлежащие ОТК
Подлежат обязательному техосморту:
- грузовые автомобили до 3,5т. грузоподъемности и старше 2-х лет (1 раз в 2 года);
- грузовые автомобили более 3,5т. грузоподъемности независимо от возраста (1 раз в года);
- автомобили, которые перевозят опасные грузы (2 раза в год);
- автобусы (2 раза в год);
- легковые автомобили всех типов, марок и моделей, которые принадлежат юридическим лицам и физическим лицам-предпринимателям и используются для перевозки пассажиров или грузов с целью получения дохода (1 раз в 2 года);
- прицепы к легковым и грузовым авто, которые принадлежат юридическим лицам и физическим лицам-предпринимателям и используются для перевозки грузов с целью получения дохода (1 раз в 2 года);
- такси (1 раз в год);
- пикап, фургон, грузопассажирский до 3,5 т. грузоподъемности и старше 2-х лет (1 раз в 2 года).
Именно по пикапам, фургонам и грузопассажирским авто на самом деле и кроется вся соль проблемы. Именно из-за разных классификаций по типу авто и свидетельств на право управления автомобилей, владельцы машин типа «Газель», Volkswagen Transporter и Renault Cango и т.п. сталкиваются с дилеммой: нужно или не нужно проходить техосмотр на автомобиль в Украине.
Кто не должен проходить ОТК
Согласно ст. 35 Закона Украины «О дорожном движении» не подлежат обязательному ОТК:
- мопеды;
- мотоциклы;
- легковые автомобили всех типов, марок и моделей независимо от формы собственности, которые эксплуатируются без цели получения дохода,
- прицепы к легковым, которые эксплуатируются без цели получения дохода.
Кроме этого, проходить осмотр до 2019 года не нужно всем частным легковым машинам, если они не используются с целью получения коммерческой прибыли. Но даже после того как закон вступит в силу, не все автомобили будут обязаны проходить ТО. В список исключений попадают машины:
- для спортивных соревнований (исключительно);
- для использования на территории ЧЗО (в соответствии с законом о правовом режиме на зараженных после аварии территориях);
- для транспортировки передвижных паков развлечений и цирков (ограничения скорости 40 км/ч);
- подпадающие под категорию «исторические» (30 лет и более, обаятельная экспертная оценка, специальные номера);
- транспорт лиц, имеющим дипломатическую неприкосновенность;
- для в сельскохозяйственной сферы (только в Украине).
Отдельно стоит сказать, что новые легковые автомобили, которые были куплены не позднее 4-5 лет до вступления закона в силу, будут избавлены от необходимости проходить обязательный техосмотр. Если срок эксплуатации больше 4-5 лет, то первый визит на СТО за протоколом владельцам авто придется совершить уже в 2020 году.
Необходимые документы
Для прохождения технического контроля необходимы следующие документы:
- регистрационные документы, подтверждающие право использования данного ТС (техпаспорт, временных техпаспорт, другое);
- для ТС, работающих на газовом топливе, дополнительно подается документ, подтверждающий проведение испытаний газовой установки в порядке и в сроки, установленные для данного типа оборудования и его комплектации;
- для ТС, оборудованных специальными звуковыми и/или световыми сигналами, необходимо разрешение на их установку и использование;
- для ТС, перевозящих опасные грузы, дополнительно подается свидетельство о допуске ТС к таким перевозкам и свидетельство о прохождении водителей таких ТС специального обучения;
- паспорт гражданина Украины или другой документ, удостоверяющий личность;
- медсправка при прохождении техосмотра отменена с 31.01.2011г. Постановлением КМУ (“О внесении изменений в Порядок проведения государственного технического осмотра колесных транспортных средств” № 100 от 31.01.2011г.).
Техосмотр заменен на технический контроль, согласно Закона Украины (“О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения чрезмерного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок” № 3565-17 от 05.07.2011г.).
Важно! В процессе прохождения техконтроля госавтоинспекция не участвует, а вся процедура сводится только к получению протокола технического контроля на аккредитованной (лицензированной) СТО.
Причем технический контроль можно пройти как на СТО, которая и ранее занимались проведением техосмотра транспортных средств (на протяжении 1-го года после вступления в силу Закона), так и на СТО, получившей соответствующую лицензию согласно новому Закону.