Франшиза: что значит “бизнес по готовой схеме”
Франшиза – это такой договор, по которому одно лицо (франчайзер) предоставляет другому (франчайзи) право использовать свою торговую марку, получая в обмен от франчайзи процент от прибыли (роялти).
Что такое франшиза?
Система франшизы быстро развивается во всех странах и зарекомендовала себя как успешная формула практически во всех сферах бизнеса. По оценкам аналитиков, в США доля франшиз в бизнесе составляет 40% от всей розничной торговли, а в Украине – 20%.
Причина такого успеха заключается в том, что франшиза полностью отвечает потребностям современных компаний. Она позволяет небольших фирмам получить быстрый доступ к производству, рекламе и ускорить процесс выхода на крупные рынки. Кроме этого, мелкие предприниматели нуждаются в поддержке более сильных брендов, что позволит им закрепиться в выбранной нише и получить успех в ведении своей деятельности.
Важно! Франчайзи полностью владеет своим бизнесом, но придерживается всех правил, установленных франчайзером.
Франчайзер – это продавец, который разрешает другому лицу использовать свое торговое наименование или бренд. Франчайзером часто является компания, которая уже имела коммерческий успех – благодаря определенным технологиям и / или методикам она уже завоевала рынок. Поэтому крупный бренд может предоставить свои навыки и знания в распоряжение франчайзи, чтобы он мог повторить успех в другом месте.
Франчайзи – это тот, кто получает выгоду от предоставления товарного знака или лицензии. По закону он независим и может быть физическим или юридическим лицом. Его роль – представлять бренд франчайзера на местном уровне. Для этого он использует организацию и методы франчайзера.
При подписании договора франшизы обычно устанавливаются следующие финансовые условия:
- Покупка права на франшизу – это фиксированная сумма, которую франчайзер требует, чтобы франчайзи мог присоединиться к его бизнесу. Обычно эта сумма не превышает 10% от общего объема инвестиций, которые были ранее вложены в бизнес.
- Плата за эксплуатацию – это периодическая сумма, которую франчайзи должен будет заплатить после начала бизнеса. Обычно это от 2 до 6% от общей прибыли франчайзи. Также иногда владельцы франшизы устанавливают минимальные объемы продаж для франчайзи, не выполнив которые контракт может быть расторгнут.
- Плата за рекламу – это ежегодный платеж, который франчайзи должен вносить за рекламу. Обычно он составляет менее 3% от средств, которые были в нее вложены владельцем бизнеса.
Также франчайзер может прописать любые другие дополнительные условия.
Получите совет юриста за 15 минут!
Есть вопрос к юристу?
Задать вопросВиды
В зависимости от построения бизнес-модели, различают следующие виды франшиз:
- Промышленная
В такой модели франчайзер обычно предоставляет право на производство своей продукции, а также дает доступ к части производственного процесса. - Коммерческая
Это классическая модель франшизы, в которой франчайзер предлагает франчайзи все необходимые элементы для продажи товаров и услуг, чтобы его прибыль возросла. - Производственная
В этой моли именно франчайзер производит продукцию, продаваемую франчайзи.
Как оплачивается покупка франшизы
Для заключения сделки по франшизе предусматривается подписание договора, в котором обязательно прописывают пункт об условиях оплаты. Этому моменту стороны уделяют особое внимание, так как франчайзинговый бизнес подразумевает вариативность форм оплаты. как правило. Выделяют 2 варианта – роялти и паушальный взнос.
Роялти представляет собой систематический платеж, который отчисляется компании-франчайзеру за использование его имени, поддержку и обслуживание бизнеса. Размер платежа всегда оговаривается заранее и регламентируется договором между сторонами.
Важно помнить, что необоснованное завышение в цене такого платежа сократит доход франшизы, а занижение – уменьшит эффективность бизнеса, поэтому оптимальный вариант – придерживаться максимально комфортной и приемлемой для обеих сторон суммы.
Выделяют три способа расчета роялти:
- Процент с финансового оборота предприятия
Этот способ в наши дни применяется чаще остальных. Франчайзи выплачивает роялти регулярно, по итогам определенного периода времени. Ставка прописана в договоре. - Процент с маржи
Такой вид роялти предпочитают франчайзеры, которые имеют возможность оказывать влияние на оптовые и розничные цены. При наличии разных уровней наценки на тот или иной продукт роялти в виде процента с маржи является наилучшим решением. - Фиксированный ежемесячный платеж
Размер его указывается в соглашении. Он определяется исходя из количества франчайзи, востребованности бизнеса и стоимости комплекса услуг, оказываемых пользователю правообладателем. Такая форма расчета роялти удобна в тех случаях, когда крайне сложно спрогнозировать сумму прибыли от бизнеса.
Если роялти – это по сути плата за управление бизнесом, то паушальный (первоначальный) взнос – плата за получение прав франчайзи. Его величина определяется затратами на создание эффективной бизнес-системы, известностью торговой марки, количеством услуг, которые будут оказаны новому партнеру. Чем привлекательнее и выгоднее с финансовой стороны проект для франчайзи, тем выше первичный взнос он платит.
Также в сумму паушального взноса заложены все расходы франчайзера на регистрацию дочерней (франшизной) компании и обеспечение ее выхода на рынок, следовательно, франчайзи получает готовый бизнес без сложноестей с оформлением документов.
Кроме этого, всегда обязательно учитываются расходы франчайзи на:
- аренду цеха/офиса/торгового зала;
- подготовку будущих сотрудников;
- проведение исследований рынка;
- мероприятия по продвижению бизнеса.
Помимо перечисленных пунктов, существуют и специфические затраты, обусловленные сферой деятельности предприятия. Они тоже компенсируются паушальным взносом.
Важно! Размер первоначального взноса и роялти указывается в договоре между франчайзером и франчайзи. Оба платежа являются так называемым “вознаграждением” за пользование готовой бизнес-схемой.
Также следует отметить, что размер паушального взноса диктует франчайзер. Размер роялти чаще всего зависит от финансовых результатов франчайзи.
Плюсы франшизы
Франчайзи покупая готовую бизнес-схему получает сразу целый ряд преимуществ:
- полностью готовую модель ведения предпринимательской деятельности с составленным предварительно бизнес-планом;
- узнаваемый потребителями бренд, который с самого начала гарантирует поток заинтересованных клиентов;
- полная поддержка опытным франчайзером касательно методик ведения бизнеса, подбора необходимого персонала и обустройству помещений и цехов;
- отсутствие необходимости проведения самостоятельно рекламных компаний;
- налаженные поставки товаров и договора с партнерами;
- стандартизированный формат работы во всех аспектах.
Наиболее весомыми аргументами, выступающими за покупку франшизы, являются ознакомленные с брендом потребители, внимание и доверие которых, не нужно завоевывать с нуля.
Немаловажным является и наличие просчитанного финансового плана, отсутствие которого для неопытного бизнесмена часто становится преградой при открытии бизнеса.
Важно! Кроме вышеперечисленных выгод для франчайзи, франшиза может позитивно влиять на бизнес. Плюсы франшизы ощутимы как для франчайзи, так и для франчайзера.
Для владельца или основателя торговой марки продажа прав на пользование своим бизнесом также дает некоторые преимущества:
- появляется возможность расширить бизнес-сеть без дополнительных финансовых вложений;
- увеличивается скорость развития сети благодаря одновременному запуску нескольких точек;
- франчайзи заинтересован в прибыльности проекта, поэтому будет эффективнее управлять точкой, чем наемный руководитель и, следовательно, принесет больше прибыли;
- отсутствует потребность в кадровой политике, включающей наем и увольнение персонала, выплату заработной платы – эти обязанности возлагаются на франчайзи;
- появляется дополнительный источник дохода в виде паушальных взносов и роялти.
Также следует отметить, что потребители также не остаются в “минусе”:
- чаще всего вся продукция, которая реализуется под одной торговой маркой (также и услуги) имеют одинаковое качество;
- за счет контроля качества со стороны франчайзера франчайзинговые фирмы обычно предоставляют более высокий уровень обслуживания, чем мелкие предприниматели.
Получите совет юриста за 15 минут!
Есть вопрос к юристу?
Задать вопросМинусы франшизы
Кроме явных достоинств, бизнес по франшизе имеет и ряд недостатков, с которыми обе стороны должны тщательно ознакомиться перед заключением сделки.
Главные минусы франшизы для покупателя готовой бизнес-схемы:
- финансовые затраты на оплату паушального взноса и роялти, которые напрямую зависят от известности и успешности бренда;
- кневозможность выбирать самостоятельно поставщиков и партнеров – их определяет франчайзер;
- установленный уровень цен на товары или услуги по всей сети, что исключает возможность повышения прибыли путем увеличения цены (маржинальной прибыли);
- необходимость строго и беспрекословно соблюдать стандарты ведения бизнеса – в случае их нарушения договор франчайзинга может быть расторгнут владельцем бизнеса в одностороннем порядке;
- отсутствие свободы действий, внедрения личных идей в процесс ведения бизнеса и развития проекта.
Несмотря на недостатки франшизы, такой вид предпринимательства наиболее подходит неопытным начинающим бизнесменам, которым нужна поддержка, надежный бизнес-план и гарантии успешности проекта. В таком случае отсутствие самостоятельности для новичка является не недостатком, а скорее преимуществом, благодаря которому нарабатывается опыт.
Касательно возможных рисков или недостатков схемы для франчайзера, следует выделить такие:
- необходимость производить регулярную проверку качества товаров или услуг, которые предоставляет франчайзи;
- необходимость продумывать и рассчитывать отдельные бизнес-планы для работы франчайзи в разных регионах;
- риск, что франчайзи заполучив готовую схему ведения бизнеса, на ее основе построит свою и станет полноценным конкурентом.
Из всех перечисленных недостатков самым сложным является обязательная проработка бизнес-проекта для отдельных регионов с учетом предпочтений целевой аудитории и ее доходов, наличия конкурентов в выбранном регионе и подбор добросовестного франчайзи, способного развивать сеть.