Задайте вопрос юристу

177 юриста готовы ответить сейчас

Ответ за ~15 минут

+38 (093) 138-30-83

Задать вопрос на сайте

Как зарегистрировать брак с иностранцем в Украине


Семьи между представителями разных государств уже давно не редкость, в том числе и для Украины. Официальное оформление отношений может вызвать некоторые трудности связанные с языковым барьерам и существенных различиях в действующих законодательствах стран. Чтобы пользоваться своими правами в обеих странах важно разобраться во всех формальностях интернационального брака.

Условия для законной регистрации брака

Браком принято считать официально зарегистрированные супружеские отношения установленным в законодательном порядке органом. В Украине создание союза подтверждается особым органом – РАГС. Вступить в брак можно с гражданином своего или иного государства, а также с лицами без гражданства. Обязательно соблюдение следующих условий:

  • жених и невеста достигли (достигнут к дате свадьбы) совершеннолетия (18 лет);
  • ни один из будущих супругов не состоит в браке на момент подачи заявления;
  • отсутствуют преграды для бракосочетания (согласно законодательству Украины создание семьи между родными и сводными сестрами и братьями, прямыми родственниками, в том числе между дядей/тетей с племянником/племянницей, усыновленными детьми и усыновителями).

Важно! Для подтверждения отсутствия предусмотренных законом препятствий для брака молодожены должны предоставить соответствующие документы.

Необходимые документы и требования к ним

Для официального оформления брака законодательство Украины требует от иностранцев и лиц без гражданства такие документы:

  1. Паспорт. Подтверждает личность и возраст заявителя. Документ должен содержать отметку подтверждающую законность нахождения гражданина другой страны в Украине (виза, штамп) на момент подачи заявления и на дату регистрации брака.
  2. Справка о семейном положении. Не нужна в случаях, когда штампы о браке и его расторжении стоят в паспорте гражданина. Такую справку выдает уполномоченный орган родного государства иностранца. Для принятия документа РАГСом необходима его легализация либо постановка на справку апостиля.
  3. Документ подтверждающий официальное прекращение предыдущего брака (если такой имел место) заверенный дипломатическим ведомством иностранного гражданина, Минюстом и консульством.

Стоит знать! Апостиль – международный стандарт подтверждения законности документа, действительный в признающих его странах, проставляемый уполномоченными органами государства (МИД, Минюст).

Ко всем документам, подлежащим подаче в РАГС на любом языке отличном от украинского должен прилагаться перевод, достоверность и правильность которого заверяется дипломатическими представительствами (консульствами) обеих государств, либо Министерством иностранных дел.

Перевод заверенный по нормам зарубежного государства необходимо легализовать в порядке установленном действующим законодательством Украины.

В качестве документов, подтверждающих разрыв предыдущего брачного союза могут выступать:

  • свидетельство об официальном расторжении брака;
  • судебные решения о расторжении или недействительности союза;
  • свидетельство о смерти супруга/супруги.

Справка о семейном положении либо документ о разрыве предшествовавших брачных отношений может выдаваться компетентными дипломатическими органами зарубежного государства.  Для их использования необходима легализация в МИД Украины.

Важно! Если в стране постоянного проживания иностранца нет официального дипломатического представительства Украины, документ заверяет ближайший аналогичный орган имеющий полномочия в данном  зарубежном государстве.

При регистрации повторного брака необходимо предоставить справку о текущем семейном положении, выданную в период после расторжения предыдущего союза.  Такая справка действительна в течении полугода от даты выдачи (заверения), если в ней не указан иной срок действия.

Граждане Украины при подаче заявления предоставляют:

  • внутренний паспорт;
  • ИНН.

Порядок регистрации

Регистрация брака с иностранным гражданином состоит из следующих этапов:

  1. Подача заявления. Заявление установленного законодательством образца супруги обязаны подавать лично в выбранный орган РАГС. В случае невозможности подачи заявления иностранцем лично по уважительным причинам заявление на вступление в брак может подать уполномоченный им представитель. Для этого требуется доверенность и документ подтверждающий причину невозможности личного присутствия заявителя.
  2. Принятие заявления. Орган РАГС предоставляет будущим супругам подробную информацию о правах и обязанностях связанных с официальным оформлением брака, знакомит с порядком проведения процедуры, указывает на необходимость подачи в заявлении достоверных данных о себе и о возможных последствиях дачи ложных сведений.
  3. Заявителям предоставляется право пройти медицинское обследование, чтобы установить состояние здоровья друг друга. Если будущие супруги соглашаются на такое обследование, им предоставляется специальное направление. Отметку о согласии или отказе от медицинского обследования вносят в заявление и подтверждают соответствующей актовой записью.
  4. Дата бракосочетания согласовывается с заявителями. Согласно общим правилам церемония проводится через месяц после подачи документов, однако она может быть перенесена на более раннюю дату при наличии определенных причин (истечение срока визы, беременность) подтвердить которые необходимо документально.
  5. Регистрация проводится при личном присутствии обоих заявителей в установленную дату. После церемонии супруги получают Свидетельство о браке установленной Кабмином формы. Этот документ выдается после регистрации записи акта гражданского состояния.

Стоит знать! С 2016 года в Украине запущен проект, предполагающий ускоренную регистрацию семейных отношений всего за сутки. Для быстрого заключения брака следует обратиться в местный совет или администрацию.

Образец заявления на регистрацию брака
Образец заявления на регистрацию брака

В случае, когда кто-либо из будущих супругов не может явиться на собственную свадьбу в установленный день и время, срок регистрации может быть перенесен на другую дату по письменному обращению заявителей. Церемония не может быть перенесена более чем на год со дня подачи первичного заявления.

Регистрация брака проводится в помещении органа РАГС, куда было подано заявление. При наличии уважительных причин, делающих явку в РАГС невозможной (тяжелая болезнь, призыв на военную службу, командировка в другой город) церемония может быть проведена по месту жительства заявителей, в лечебном учреждении стационарной помощи или ином месте.

Важно! Согласно «Семейному кодексу Украины» брак с иностранцем заключенный с нарушениями установленной процедуры считается недействительным в обоих государствах.

Стоимость регистрации брака:

УслугаЦена, грн
Подача и оформление заявления на регистрацию бракаот 35,66
Стандартная регистрация бракаот 155,78
Торжественная регистрация бракаот 304,08
Свидетельство о регистрации бракаполучение бесплатно, ламинация документа от 100
Выездная церемонияот 1000

Помимо непосредственной регистрации брака РАГС может предоставлять дополнительные услуги, стоимость которых оплачивается отдельно:

  • подготовка и украшение зала;
  • сокращенный обряд бракосочетания;
  • музыкальное сопровождение церемонии, в том числе живая музыка;
  • торжественный фуршет на территории РАГСа;
  • запуск живых голубей.

При необходимости проведения ускоренного бракосочетания стоимость услуг будет несколько выше и зависит от времени проведения церемонии:

Время регистрацииЦена, грн
Будний день 9:00 – 16:001000
Будний день 16:00 – 09:00 и выходные дниот 1700
Срочная регистрация в течение часаот 2000
Выездная церемонияот 2000

Есть вопрос к юристу?

Задать вопрос

Возможные проблемы

При заключении брака на территории Украины у иностранных граждан могут возникнуть следующие проблемы:

  1. Несовпадение паспортных данных с визовыми.
  2. Истечение срока законного пребывания иностранца на Украине.
  3. Ненадлежащее оформление справки о семейном положении. Отсутствие перевода, легализации, апостиля, заверения ответственными органами документа о семейном положении.

Стоит знать! Религиозные обряды бракосочетания на территории Украины не признаются законными.

Заключение брака за границей

Заключение брака между гражданином Украины и иностранцем может проводиться за рубежом. В таком случае необходимо изучить правила заключения брака в выбранной стране и узнать какой орган является ответственным за регистрацию изменения семейного положения.

Для вступления в брак за пределами Украины могут потребоваться следующие документы:

  1. Заграничный паспорт с визой подтверждающей законное пребывание на территории страны.
  2. Свидетельство о рождении.
  3. Справка о семейном положении.
  4. Документ о расторжении предыдущего брака (если таковой был).
  5. Документ о смене фамилии (при наличии).
  6. Справка о текущем гражданстве.
  7. Справка о несудимости.
  8. Документ о регистрации места жительства.
  9. Справка о состоянии здоровья.

При проведении церемонии бракосочетания в стране, входящей в список Гаагской конвенции 1961 года документы иностранного гражданина подлежат апостилизации.

Если страна не входит в этот перечень и не заключала с Украиной международных соглашений касательно оформления гражданских документов, потребуется нотариально заверенный перевод документов и их консульская регистрация.

Выехать за рубеж для заключения брака из Украины возможно, как по стандартной туристической визе, так и по специальной брачной визе.

Легализация брака

Согласно принятым правилам под легализацией подразумевается особая процедура, приводящая документацию в соответствующую законодательству страны форму. В данном случае необходимо адаптировать свидетельство о браке.

Важно! Легализация брака требуется при изменении семейного положения за пределами Украины.

В соответствии ч.1 ст. 58 Закона Украины «О международном праве» брачный союз, зарегистрированный за пределами Украины между украинцем и гражданином другой страны, либо украинцем и лицом без гражданства, считается законным при соблюдении норм Семейного кодекса Украины и при отсутствии причин для признания его недействительным.

Стоимость и сроки легализации свидетельства о браке:

Орган и услугаСтоимостьСроки выполнения
Минюст, МИД и посольство (срочная)690 грн + 250 грн + консульский сбор посольств3 раб. дня и период оформления в посольстве
Минюст, МИД и посольство (обычная)545 грн + 250 грн6 раб. дней и период оформления в посольстве
Управление юстиции (Киев и область)250 грн3 дня
Управление ютиции (регионы)350-450 грн4-7 дней

При оформлении нового семейного положения на территории стран-участниц Гаагской конвенции 1961 года легализация проводится путем проставления апостиля на свидетельство о браке Минюстом страны, в которой он был заключен.

В странах, которые не входят в перечень этой конвенции требуется консульская легализация. Эта процедура проводится дипломатическим органом Украины в стране, где проводилось бракосочетания.

Если такого представительства в стране заключения брака нет, то свидетельство может заверяться Министерствами иностранных дел обеих стран, а также зарубежным консульством на территории Украины.

Важно! Для полноценного использования свидетельства о браке полученного за рубежом на территории Украины понадобится его нотариально заверенный перевод.

Преимущества для иностранца от брака с гражданином Украины

Брак иностранца с гражданином Украины обеспечивает представителю другого государства такие права:

  1. Право на временное проживание (ВНЖ) – подтверждается выдачей Временного Вида на жительство на основании свидетельства о браке с гражданином Украины.
  2. Право на постоянное место проживания (ПМЖ) – подтверждается Постоянным видом на жительство. Оформление возможно по истечению двух лет после заключения брака с гражданином Украины.

Стоит знать! Вид на жительство является официальным документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина и его законное право временного или постоянного проживания на территории Украины.

Временный вид на жительство, полученный иностранцем на основании свидетельства о браке с украинцем действителен в течение года с момента получения и подлежит продлению после истечения установленного срока.

Подача документов для продления должна осуществляться не позже 10 дней до окончания действия вида на жительства.

Стоит знать! Вид на Постоянное проживание полученный на основании брака с украинцем является бессрочным и не требует продления.

Согласно законодательству Украины получить ПМЖ можно без оформления временного вида на жительство, в таком случае документы подаются через два года после официального заключения брака между иностранцем и гражданином Украины.


26 Ноя, 2018