Задайте вопрос юристу

177 юриста готовы ответить сейчас

Ответ за ~15 минут

+38 (093) 138-30-83

Задать вопрос на сайте

Приватизация


07 Фев, 2019

Приватизация земельного участка подразумевает ее передачу из государственной собственности в личное пользование. Завершенная процедура гарантирует собственнику право пользования, распоряжения и владения участком на свое усмотрение: для ведения садоводства, строительства дома, сдачи в аренду, продажи или обмена.

Одновременно с правами хозяин земли получает обязанности в виде оплаты налогов, целевого использования, соблюдения прав других владельцев.

Неприватизированная земля в любой момент может быть конфискована местными властями для реализации целей государственного или городского масштаба.

Есть вопрос к юристу?

Задать вопрос

Кто может бесплатно приватизировать землю в Украине?

Каждый без исключения гражданин Украины имеет право бесплатно получить земельный участок в собственность.  Основанием для получения права на бесплатную приватизацию является решение органов местного самоуправления или органов государственной власти, на территории которых расположен земельный участок.

Данная приватизация предусмотрена в случае:

  • приватизации земельных участков, которые долгое время находятся в пользовании граждан;
  • выделения земельных участков за счет земель государственной или коммунальной собственности в рамках норм бесплатной приватизации земли;
  • получения земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в результате приватизации сельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений;
  • наличия зарегистрированного жилого дома, расположенного на планируемом к отводу земельном участке;

Площадь земли для приватизации

Согласно ст. 121 ЗКУ (Земельного Кодекса Украины) Вы можете получить землю:

  • для ведения личного крестьянского хозяйства – максимум 2 га;
  • для ведения коллективного или индивидуального садоводства – максимум 12 соток;
  • для индивидуального дачного строительства – максимум 10 соток;
  • для строительства индивидуального гаража – максимум 1 сотка;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, сооружений и хозяйственных построек (приусадебный участок):
    • в селах – максимум 25 соток;
    • в поселках – максимум 15 соток;
    • в городах – максимум 10 соток;
  • для ведения личного фермерского хозяйства – в размере земельного надела (пая), который определен для сотрудников сельхозпредприятий, зарегистрированных  на территории городского сельского или поселкового совета, где базируется  фермерское хозяйство.

Также граждане, которые на протяжении 15 лет непрерывно  и добросовестно пользуются земельным участком (в соответствии с его целевым назначением), но при этом у них отсутствуют документы, подтверждающие право собственности на данный участок, могут обратиться в соответствующие органы с просьбой о передаче земельного участка в собственность (приватизация земли).

В соответствии с законом о приватизации, каждый  гражданин может приватизировать земельный участок единоразово по каждой из вышеперечисленных категорий земель.

Как приватизировать землю

Первое что необходимо сделать гражданину, заинтересованному в бесплатной приватизации, это подать заявление в орган местного самоуправления либо орган исполнительной власти, по месту расположения земельного участка. В данном заявлении необходимо указать целевое назначение земельного участка и его ориентировочную площадь.

Важно! К  заявлению  необходимо  приложить схему генерального плана или графические материалы, на которых изображено приблизительное месторасположение данного участка. Также потребуются копии всех страниц паспорта заявителя и его идентификационный код.

Компетентный орган исполнительной власти или местного самоуправления, который распоряжается данной землей,  в месячный срок со дня подачи заявления дает разрешение на разработку проекта землеустройства и отведение земельного участка в собственность, либо предоставляет мотивированный отказ.

Важно! Основанием для отказа может послужить только несоответствие месторасположения участка требованиям Законодательства Украины.

В случае немотивированного отказа, заявитель может обжаловать решение исключительно в судебном порядке. Если же заявление не было рассмотрено, то проект землеустройства разрабатывается без получения вышеуказанного разрешения.

Есть вопрос к юристу?

Задать вопрос

Формирование земельного участка

Следующим этапом приватизации земли является формирование земельного участка. Для этого существуют два вида землеустроительной документации, и как следствие две процедуры оформления:

  1. Первая (стандартная) – это разработка проекта землеустройства и его дальнейшее согласование в районном департаменте Архитектуры и соответствующем территориальном отделении Госгеокадастра (Держгеокадастр).
  2. Вторая (упрощенная) – это формирование земельного участка с помощью технической документации. Данная процедура производится при наличии на земельном участке зарегистрированного объекта недвижимости (жилого дома), либо при наличии решения органа местного самоуправления, выданного до 01.01.2002г.

Регистрация участка

Далее заказчик подаёт согласованный проект землеустройства или техническую документацию Государственному кадастровому регистратору, по месту расположению участка.

Регистрация осуществляется в течении 14 рабочих дней, после чего заказчику выдается Извлечение из Государственного земельного кадастра  о земельном участке (укр. Витяг з Державного земельного кадастру про земельну ділянку), в котором указана вся подробная информация о земельном участке: его адрес, площадь, целевое назначение, уникальный кадастровый номер, а также форма собственности.

После положительного прохождения всех вышеперечисленных инстанций, заказчик подает проект в тот же орган местного самоуправления (или орган исполнительной власти), который выдавал первоначальное решение на разработку проекта землеустройства.

Важно! Данный орган принимает решение об утверждении проекта землеустройства, и передает земельный участок в частную собственность.

Финальным аккордом бесплатной приватизации земельного участка является его регистрация в едином Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество (укр. Державний реєстр речових прав на нерухоме майно). Для этого будущему собственнику земли необходимо подать необходимый пакет документов субъектам Государственной регистрации прав.

Важно! Решение по отводу земельного участка в собственность не является правоустанавливающим документом, и не дает оснований распоряжаться земельным участком. Только после регистрации права в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество претендент на землю становится ее законным собственником.

Необходимый пакет документов для приватизации земельного участка:

  • копии всех страниц паспорта (для физических лиц) или заверенные нотариусом копии правоустанавливающих документов (для юридических лиц);
  • копия идентификационного номера;
  • оригинал решения соответствующего органа  с разрешением приватизировать землю;
  • графические материалы с указанием месторасположением участка;
  • правоустанавливающие документы на дом (если на участке расположены объекты недвижимости);
  • технический паспорт на дом (если на участке расположены объекты недвижимости).

Приватизация жилья

После приобретения права собственности (а именно это и подразумевает приватизация) вы сможете делать с жильем все, что посчитаете нужным: передать в наследство, сдать в аренду или продать.

Какие жилищные объекты можно приватизировать? Приватизации подлежат:

  • многоквартирные дома;
  • комнаты в общежитиях (согласно Закону Украины «Об обеспечении жилищных прав жителей общежитий» от 1 января 2009 года);
  • одноквартирные дома;
  • комнаты в квартирах, а также одноквартирных домах, в которых проживают более одного нанимателя.

Есть также и объекты жилья, которые отдать в частную собственность нельзя, что вполне логично. Это:

  • квартиры-музеи;
  • жилье, которое находиться в аварийном состоянии;
  • жилье, расположенное на территориях учреждений и организаций, закрытых военных поселений, предприятий, национальных парков, биосферных и природных заповедников, ботанических садов, историко-культурных заповедников, зоологических, дендрологических, региональных ландшафтных парков, музеев-заповедников и т.п;
  • служебные квартиры (комнаты, дома);жилье, размещенное в зоне обязательного отселения, вследствие заражения после бедствия на Чернобыльской АЭС.

Итак, если вы наконец-то собрались превратить свою жилплощадь из государственной, в частную собственность, вот вам пошаговое руководство к действию:

  1. Заказать технический паспорт квартиру в Бюро Технической Инвентаризации (БТИ).
  2. В органе приватизации необходимо получить бланк заявления на приватизацию, там же можно получить и консультацию. Бланк заполнит эксплуатирующая организация (ЖЭУ или ЖЭО).
  3. Собрать пакет документов. Людям, прописанным в квартире после 1992 года, нужно взять с прежних мест проживания форму 16. Если в семье есть люди, которые имеют льготы на бесплатное получение жилья, в котором они живут, то соответствующий документ также необходимо предоставить.
  4. Обратиться в местный орган приватизации для выдачи Свидетельства о праве собственности.
  5. Зарегистрировать полученное свидетельство в БТИ.

Документы для приватизации недвижимости

Для переоформления недвижимого имущества в свою собственность на начальном этапе вам необходимо собрать следующий пакет документации:

  1. Заявление на приватизацию, составленное и подписанное в ЖЭКе. Если в семье есть несовершеннолетние дети – решение за них принимают родители или официальный опекун. При этом их согласие в обязательном порядке должно быть заверено нотариусом в соответствии с действующим законодательством Украины.
  2. Технический паспорт о проведении последней инвентаризации в квартире и его копия – получить данный документ можно в ЖЭКе.
  3. Копии 1, 2 и 3 страниц удостоверения личности всех, кто прописаны в квартире на момент подачи документов на приватизацию недвижимости. Для детей, не достигших 16-ти лет, нужно предоставить копии свидетельства о рождении. На момент подачи документов на приватизацию необходимо иметь при себе оригиналы всех этих бумаг.
  4. Справку о составе семьи и занятых ею помещений – данный документ можно запросить в ЖЭКе (форма №3).
  5. Копию ордера – если в течение эксплуатации недвижимого имущества съемщик менялся, к этому документу нужно приложить решение об этом.
  6. Справку, подтверждающую факт того, что человек ранее не осуществлял приватизацию жилья в полном размере – получить данный документ можно в отделе приватизации гос. жилья.
  7. Нотариально заверенное заявление-согласие от членов семьи на осуществление приватизации, которые в данное время не проживают по месту прописки.
  8. Документацию, которая подтверждает право на льготы.

Обратите внимание, что вся документация должна включать в себя только правдивую информацию и быть оформлена правильно. Если от имени человека, желающего приватизировать квартиру, будет действовать доверенное лицо – к общему пакету бумаг нужно приложить доверенность. Оформить ее можно у государственного или частного нотариуса.