Как и зачем получать кадастровый номер на землю?
Кадастровый номер земельного участка – индивидуальная, не повторяющаяся на всей территории Украины, последовательность цифр и знаков, которая присваивается земельному участку во время его государственной регистрации и сохраняется за ним в течение всего времени существования.
Что такое кадастровый номер?
Согласно законодательству Украины, при оформлении сделок о переходе права собственности на недвижимость или земельный участок обязательным условием является наличие у земельного участка кадастрового номера.
Кадастровый номер является необходимым условием любых договоров о переходе прав собственности на жилой дом, строение, сооружение и/или земельный участок. Не требуется кадастровый номер только в случаях оформления права наследования.
Важно! Однако, известны случаи отказа нотариусов в оформлении наследства/завещания при отсутствии кадастрового номера земельного участка.
Кадастровый номер необходим продавцу (собственнику) при продаже либо ином отчуждении жилого дома, в случаях, если земельный участок под домом находится как в собственности, так и в пользовании. Также, он необходим в случае продажи земельного участка, который находится в собственности продавца, если ранее данному участку номер не был присвоен.
Важно! В таких случаях изготовление технической документации по землеустройству и работы по присвоению кадастрового номера выполняются на основании заявления собственника (пользователя) земельного участка.
Следует отметить, что при оформлении сделки о переходе права собственности на земельный участок нотариус потребует справку о правовом статусе земельного участка с кадастровым номером (для неприватизированных участков), либо извлечение (вытяг) из поземельной книги и экспертную оценку земельного участка (при наличии госакта).
В случае приватизации земельного участка коммунальной собственности, переданного в пользование, либо выделения/отведения земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность или пользование, присвоение кадастрового номера является одним из этапов работ по подготовке документов для оформления госакта на право собственности/пользования.
- Основанием для разработки документации по землеустройству является соответствующее решение сессии местного совета о передаче земельного участка в собственность/пользование.
- Кадастровый номер присваивается единоразово и не имеет срока действия. Изменение кадастрового номера производится только в случаях объединения либо деления земельных участков, а также в случае перехода участка другой территориальной единице.
В актах на право собственности на землю до 2002 года кадастровый номер не указывался. В 2002 году утверждена форма акта на землю, обязательным элементом которого стал кадастровый номер.
Важно! Акты более раннего образца на сегодняшний день теоретически действительны, но фактически необходимо заказывать техническую документацию, присваивать кадастровый номер, производить замену на акт нового образца.
Получите совет юриста за 15 минут!
Есть вопрос к юристу?
Задать вопросНеобходимость получения
Согласно Земельного кодекса Украины, кадастровый номер земельного участка необходим в таких ситуациях:
- отвод участка земли в собственность или аренду/субаренду;
- приватизация земли;
- объединение либо раздел участка земли;
- оформление прав собственности (покупка, продажа, дарение, мена, наследство);
- при отсутствии сведений об участке в ГЗК.
Требуемые документы
Для получения кадастрового номера необходимо иметь техническую документацию по землеустройству для удостоверения права на земельный участок. Ее разработку осуществляют лицензированные землеустроительные фирмы.
Для заключения договора с землеустроителями/геодезистами необходимо:
- заявление (собственника, пользователя участка);
- паспорт, ИНН;
- если есть госакт старого образца – его нотариальная копия;
- нотариальные копии правоустанавливающих документов на жилой дом, постройки на участке, техпаспорт, справка БТИ.
После заключения договора с землеустроительной фирмой, последняя изготавливает техдокументацию. Документация изготавливается в трех экземплярах: для фирмы-исполнителя, для заказчика и для соответствующего органа земельных ресурсов. В случае затруднений с разработкой техзадания на изготовление документации, для его разработки можно обратиться в соответствующее управление земельных ресурсов.
Состав технической документации по землеустройству установлен ст. 56 ЗУ «О землеустройстве»:
- пояснительная записка;
- техническое задание на составление документов, удостоверяющих право на земельный участок;
- копия заявления владельца участка;
- материалы полевых геодезических работ и план участка, составленный по результатам кадастровой съемки (на практике сюда могут входить геодезическая (исполнительная) съемка земельного участка с ее последующей регистрацией, акт согласования границ земельного участка);
- решение местного совета о передаче земельного участка в собственность или предоставлении в пользование (в соответствующих случаях – приватизации, предоставлении в собственность или пользование);
- акт приема-передачи граничных знаков на хранение;
- акт переноса на местность границ охранных зон, санитарно-защитных зон при их наличии;
- кадастровый план земельного участка;
- список ограничений прав на земельный участок.
Документы об определении кадастрового номера подаются в территориальное управление земельных ресурсов по месту нахождения земельного участка.
В комплект документов входит:
- заявление на начальника территориального управления земресурсов об определении кадастрового номера земельного участка;
- техническая документация по землеустройству;
- обменный файл в электронном виде, содержащий результаты работ по землеустройству, данные о земельном участке и его владельце;
- квитанция об оплате услуги по проверке обменного файла;
- копия паспорта, идентификационного номера заказчика, доверенности (если документы подаются представителем).
Однако, зачастую, местные управления земельных ресурсов требуют документы, справки, не предусмотренные данным перечнем и законодательством и, соответственно, получаемые за дополнительную плату.
Порядок получения
Закон Украины «О госземкадастре» четко определяет порядок того, как именно происходит получение кадастрового номера на землю:
- Составляется техдокументация на участок. Это делают сертифицированные землеустроители, выполняющие геодезические работы на месте.
- Границы участка согласовываются с соседями (смежными землепользователями).
- Составленная техдокументация согласовывается в городском управлении градостроительства и архитектуры.
- Подготовленный пакет бумаг передается в ГЗК, где происходит оформление кадастрового номера.
- Из кадастра получается выписка (справка) о присвоении участку уникального кода.
После поступления документов управление земельных ресурсов передает обменный файл в соответствующее управление/отдел земельного кадастра для присвоения кадастрового номера. Земельный кадастр осуществляет проверку документов.
Если документы в порядке – земельный кадастр присваивает кадастровый номер и передает его обратно исполнителям по документам в земельных ресурсах.
В управлении земельных ресурсов на титульном листе документации по землеустройству, плане границ или кадастровом плане земельного участка, ведомостях об определении координат поворотных точек границ участка делается отметка (штамп) – кадастровый номер, дата его определения, фамилия, инициалы и подпись должностного лица, сделавшего отметку.
Также, заявителю выдается справка о присвоении кадастрового номера.
В противном случае документация по землеустройству и обменный файл возвращаются разработчику либо подавшему ее лицу для доработки.
Важно! Должностные лица в случае безосновательного отказа в оформлении документов, превышения установленных законодательством сроков оформления и выдачи документов несут гражданскую, административную и уголовную ответственность.
Однако подобные нормы на практике труднореализуемы. Реальным механизмом защиты своих прав в отношениях с управлениями земельных ресурсов является обращение в административный суд или в прокуратуру.