Задайте вопрос юристу

880 юриста готовы ответить сейчас

Ответ за ~15 минут

Задать вопрос на сайте

Недвижимость, 16 декабря 2023, вопрос №98822 250₴

Коммунальные услуги пустой квартиры в новострое

Квартира пустая без ремонта, в которой никто не живет, дом запрашивает оплачивать коммунальные которые в среднем выходят 5.000 гривен, куда входит оплатила за электроэнергию, которым никто не пользуется, есть ли возможность оспорить это?

Ответы юристов (5)

    Айвазян Юрій Климентійович
    25.2%

    Доброго дня, Поліна!

    Якщо будинок вже зданий, і, якщо Ви є одним із співвласників квартир в тому будинку, то Ви зобов'язані оплачувати комунальні послуги в межах того, що вираховується шляхом зняття показань з внутрішніх лічільників у Вашій квартирі, як також іншої плати, яка обумовлена рішенням загальних зборів ОСББ. Наприклад, освітлення та опалювання під'їздів, ремонти загальних місць користування тощо.

    Оспорювати оплату комунальних послуг зазначених вище, можна лише в тому випадку, якщо помісячні суми такої оплати перевищують фактично надані послуги, які визначаються внутрішньо-квартирними лічильниками та відповідними рішеннями ОСББ.

    З повагою, адвокат Айвазян.

    Турчин Ярослав Олександрович
    25.2%

    ЗДРАВСТВУЙТЕ, ПОЛИНА! Да, разумеется Вы имеете на это право.

    Права потребителей жилищно-коммунальных услуг определены статьей 7 Закона Украины "О жилищно-коммунальных услугах". Каждый житель дома является потребителем жилищно-коммунальных услуг.

    Их основной перечень исчерпывающий и четко определен в Законе Украины «О жилищно-коммунальных услугах», который введен в действие в мае 2019 года.

    По новому распределению к коммунальным относятся услуги по снабжению и распределению природного газа, электрической и тепловой энергии, горячей воды, централизованного водоснабжения и водоотвода, обращение с бытовыми отходами, к жилым - услуги по управлению многоквартирным домом.

    Закон в целом очертил новые аспекты функционирования данной сферы. Кроме введения модели договорных отношений между исполнителями и потребителями, были четко определены права и обязанности всех участников правоотношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.

    Потребитель жилищно-коммунальных услуг имеет право:

    • получать своевременно и надлежащее качество жилищно-коммунальные услуги согласно условиям заключенных договоров;
    • безвозмездно получать от исполнителя жилищно-коммунальных услуг информацию о ценах/тарифах, общей стоимости месячного платежа, структуре цены/тарифа, нормах потребления и порядке предоставления соответствующей услуги;
    • на возмещение ущерба, причиненного его имуществу, вреда, причиненного его жизни или здоровью вследствие ненадлежащего предоставления или неоказания жилищно-коммунальных услуг;
    • на уменьшение в установленном законодательством порядке размера платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их непредоставления, предоставления не в полном объеме или снижения их качества;
    • на неоплату стоимости коммунальных услуг (кроме снабжения тепловой энергии) в случае их неиспользования за период временного отсутствия в жилом помещении потребителя и других лиц более 30 календарных дней, при условии документального подтверждения в соответствии с условиями договоров о предоставлении коммунальных услуг;
    • составлять и подписывать акты-претензии в связи с нарушением порядка предоставления жилищно-коммунальных услуг;
    • расторгнуть договор о предоставлении коммунальной услуги, предупредив об этом исполнителя соответствующей коммунальной услуги не менее чем за два месяца до даты расторжения договора при условии допуска исполнителя для осуществления технического прекращения предоставления соответствующей услуги и т.п.

    !!! Потребитель жилищно-коммунальных услуг имеет право получать всю необходимую информацию о порядке предоставления, тарифах и нормах потребления услуг, в частности, узнать о структуре тарифа, общей стоимости месячного платежа, нормах потребления и порядке предоставления соответствующей услуги, получать детальный расчет распределения объема потребленных услуг между потребителями. многоквартирный дом. Также Законом предусмотрено, что исполнитель должен информировать потребителей услуг о любом намерении изменения тарифа на ту или иную услугу.

    Как, уже говорил выше, статья 7 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» предполагает, что потребитель имеет право на неуплату стоимости жилищно-коммунальных услуг на период временного отсутствия потребителя и/или членов его семьи. Для реализации этого права потребитель должен обратиться к предоставляющей услуги организации с письменным заявлением и официальными документами, подтверждающими факт отсутствия. Это могут быть документы с места временного проживания, работы, лечения, обучения, прохождения воинской службы и т.д.

    Если уровень предоставляемых услуг не соответствует предъявляемым требованиям, потребитель имеет право требовать защиты своих прав в рамках Закона Украины "О защите прав потребителей" и Закона Украины "О жилищно-коммунальных услугах". Этот вид защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг реализуется путём составления и подписание Актов-претензий в связи с нарушением порядка предоставления жилищно-коммунальных услуг, изменением их потребительских свойств и превышением сроков проведения аварийно-восстановительных работ; объема потребленных коммунальных услуг между потребителями многоквартирного дома и т.д.

    Порядок оформления претензий потребителей предусмотрен статьей 27 Закона "О жилищно-коммунальных услугах".

    Вместе с тем, потребитель имеет право на уменьшение размера платы за предоставленные услуги. Для этого потребитель в соответствии с Законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах» имеет право вызвать представителя организации, предоставляющей ЖКУ, для составления и подписания акта-претензии, в котором указываются сроки, виды, показатели нарушений и т.п.

    Вызов представителя исполнителя должен осуществляться способом, оговоренным в договоре между потребителем и организацией, предоставляющей ЖКУ. Наиболее удобным и надежным является направление письменного заявления, которое необходимо зарегистрировать в канцелярии организации, предоставляющей ЖКУ, с получением входного номера и подписью лица, принявшего заявление.

    Содержание заявления о вызове представителя организации, предоставляющей ЖК услуги, для оформления акта-претензии или проверки качества предоставления услуг:

    • на основании какого пункта договора вам должны быть предоставлены услуги,
    • услуги предоставлены с нарушениями, или не предоставлены вообще,
    • указать, где (адрес, по которому предоставляются услуги) и когда (как правило, в течение двух дней с момента получения заявления исполнителем) должен явиться представитель исполнителя.

    По результатам проверки качества предоставления коммунальных услуг или качества услуг по управлению многоквартирным домом составляется акт-претензия, который подписывается потребителем и исполнителем коммунальной услуги или управляющим (по услугам по управлению многоквартирным домом).

    Организация, предоставляющая коммунальную услугу или управляющий (относительно услуги по управлению многоквартирным домом) обязан прибыть по вызову потребителя в сроки, определенные в договоре о предоставлении услуги, но не позднее чем в течение суток с момента получения уведомления потребителя.

    Акт-претензия составляется организацией, предоставляющей коммунальную услугу или управляющим (относительно услуги по управлению многоквартирным домом) и потребителем, должен содержать информацию о том, в чем заключалось непредоставление, предоставление не в полном объеме или ненадлежащего качества коммунальной услуги или услуги по управлению многоквартирным домом, дату (срок) ее непредоставление, предоставление не в полном объеме или ненадлежащего качества, а также другую информацию, характеризующую неоказание услуг, предоставление их не в полном объеме или ненадлежащее качество.

    В случае проведения проверки качества предоставленных услуг по централизованному водоснабжению, централизованной поставке горячей воды или поставке природного газа, потребитель имеет право осуществить забор проб. Информация о заборе проб включается в акт-претензию. В случае установления по результатам исследования отобранных проб факта снабжения услуг ненадлежащего качества - расхода потребителя на оплату проведенных исследований проб подлежат компенсации за счет исполнителя соответствующей услуги.

    В случае неприбытия исполнителя коммунальной услуги или управляющего (относительно услуги по управлению многоквартирным домом) в установленный срок или необоснованного отказа подписать акт-претензию - такой акт подписывается потребителем, а также не менее чем двумя потребителями соответствующей услуги, проживающими (расположенными) в соседних зданиях (в помещениях - если услуга предоставляется в многоквартирном доме), и направляется исполнителю коммунальной услуги или управляющему (об услуге управления многоквартирным домом) заказным письмом.

    Организация - предоставляющая коммунальную услугу или управляющий (относительно услуги по управлению многоквартирным домом) в течение пяти рабочих дней решает вопрос об удовлетворении требований, изложенных в акте-претензии, или выдает (отправляет) потребителю обоснованный письменный отказ в удовлетворении его претензии. В случае непредоставления исполнителем (управителем) ответа в установленный срок на претензию потребителя, считаются, что претензия признана таким исполнителем (управителем).

    Статьей 28 Закона Украины "О жилищно-коммунальных услугах" регламентирован порядок оформления претензий потребителей в многоквартирном доме, который основывается на тех же принципах. Однако, есть некоторые особенности, например:

    • в случае непредоставления, предоставления не в полном объеме или ненадлежащего качества коммунальных услуг, оказываемых в многоквартирном доме на основании индивидуальных договоров, вызов выполнен для проверки количества и качества предоставленных коммунальных услуг, подписания акта-претензии, отнятия проб производятся совладельцем - стороной договора или его представителем,

    по требованию совладельца - стороны договора в проверке количества и качества предоставленных коммунальных услуг принимают участие представитель объединения совладельцев многоквартирного дома или управляющий, если управление многоквартирным домом осуществляет соответственно объединение совладельцев многоквартирного дома (ОСББ) или управляющий, которые в таком случае также подписывают акт-претензию ,

    • в случае непредоставления, предоставления не в полном объеме или ненадлежащего качества коммунальных услуг, оказываемых в многоквартирном доме на основании договора, заключенного между исполнителем таких услуг и объединением совладельцев многоквартирного дома как коллективным потребителем, вызов исполнителя для проверки количества и качества предоставляемых услуг, подписание акта-претензии, изъятие проб осуществляется представителем объединения совладельцев многоквартирного дома. Совладельцы принимают участие в проверке по желанию,
    • по требованию объединения совладельцев многоквартирного дома – стороны договора в проверке количества и качества предоставленных коммунальных услуг принимает участие управляющий, который в таком случае также подписывает акт-претензию.
    • в случае неприбытия управляющего по требованию объединения совладельцев многоквартирного дома для участия в проверке количества и качества предоставленных коммунальных услуг в установленный срок или необоснованного отказа подписать акт-претензию такой отказ не является препятствием для проведения проверки количества и качества предоставленных коммунальных услуг и/или для подписание акта-претензии. Информация об отказе указывается в акте-претензии,
    • в случае непредоставления, предоставления не в полном объеме или ненадлежащего качества коммунальных услуг, предоставляемых в многоквартирном доме на основании коллективного договора о предоставлении коммунальных услуг, заключенного между исполнителем таких услуг и управляющим или другим уполномоченным совладельцем лицом, вызов исполнителя для проверки количества и качества предоставленных услуг, подписание акта-претензии, отнятие проб осуществляются таким управляющим или другим уполномоченным совладельцем лицом. Совладельцы или представители объединения совладельцев многоквартирного дома принимают участие в проверке по желанию,
    • в случае непредоставления, предоставления ненадлежащего качества услуг управления многоквартирным домом вызов управляющего для проверки качества предоставляемых услуг, подписание акта-претензии осуществляется стороной договора об управлении многоквартирным домом.
    • в случае непредоставления, предоставления не в полном объеме или ненадлежащего качества коммунальных услуг, предоставляемых в многоквартирном доме на основании коллективного договора о предоставлении коммунальных услуг, заключенного между исполнителем таких услуг и управляющим или другим уполномоченным совладельцем лицом, вызов исполнителя для проверки количества и качества предоставленных услуг, подписание акта-претензии, отнятие проб осуществляются таким управляющим или другим уполномоченным совладельцем лицом. Совладельцы или представители объединения совладельцев многоквартирного дома принимают участие в проверке по желанию, в случае непредоставления, предоставления ненадлежащего качества услуг управления многоквартирным домом вызов управляющего для проверки качества предоставляемых услуг, подписание акта-претензии осуществляется стороной договора об управлении многоквартирным домом.

    Форма акта-претензии - является дополнением к Порядку проведение проверки соответствия качества предоставления некоторых коммунальных услуг и услуг по управлению многоквартирным домом параметрам, предусмотренным договором о предоставлении соответствующих услуг, утверждённому постановлением Кабинета Министров Украины от 27.12.2018 № 1145.

    Образец Акта-претензии приложу к следующему ответу.

    То есть в Вашем случае нужно разбираться на каком основании и за что Вам насчитывают платежи по ЖКУ, есть ли у Вас договорные отношения, что входит в состав тарифов... Возможно Вы платите всем домом за электричество в подъездах, на площадке у дома и другие вещи, которые частная жилищно-коммунальная мафия в городах Украины закладывает в тарифы на обслуживание дома и т.д.

    Во всех приличных странах вопрос с подобным " тарифным творчеством" сознательные жильцы решают путём либо поиска АДЕКВАТНОЙ управляющей компании многоквартирного дома, либо созданием ОСББ и отправкой застройщика "на хутор бабочек ловить", т.к. с момента продажи квартир в многоквартирном доме застройщик уже никто... хотя они любят влиять на жильцов проданных квартир через дружественную или карманную управляющую кампанию.

    В общем сразу диагноз по Вашей ситуации не поставишь. Нужно изучать, писать письма и разбираться с ситуацией.

    С уважением, юрист Ярослав Турчин

    Турчин Ярослав Олександрович

    Как и обещал - прилагаю акт-претензию по форме, являющейся дополнением к Порядку проведение проверки соответствия качества предоставления некоторых коммунальных услуг и услуг по управлению многоквартирным домом параметрам, предусмотренным договором о предоставлении соответствующих услуг, утверждённому постановлением Кабинета Министров Украины от 27.12.2018 № 1145.

    Дерій Владислав Олегович
    49.6%

    Доброго дня!

    Якщо у Вашому будинку було створено ОСББ, то вимога здійснення оплати за управління будинком є цілком законною. Проте, Ви як співвласник маєте право ознайомитися з рішеннями загальних зборів, статутом, фінансовою звітністю та іншою інформацією, яка передбачає зобов'язання сплатити кошти.

    Для цього потрібно звернутися до голови ОСББ.

    Те, що Ви не використовуєте Вашу квартиру - не звільняє Вас від обов'язку оплачувати внески за квартиру передбачені загальними зборами (статутом), але ОСББ повинно обгрунтувати суму платежів.

    Згідно частини 1 статті 12 ЗУ "Про особливості здійснення права власності у багатоквартирному будинку"

    Витрати на управління багатоквартирним будинком включають:

    1) витрати на утримання, реконструкцію, реставрацію, проведення поточного і капітального ремонтів, технічного переоснащення спільного майна у багатоквартирному будинку;

    2) витрати на оплату комунальних послуг стосовно спільного майна багатоквартирного будинку;

    2-1) витрати, пов’язані з виконанням зобов’язань за кредитним договором, укладеним за програмами Фонду енергоефективності;

    3) витрати на сплату винагороди управителю в разі його залучення;

    4) інші витрати, передбачені рішенням співвласників або законом.

    2. Витрати на управління багатоквартирним будинком розподіляються між співвласниками пропорційно до їхніх часток співвласника, якщо рішенням зборів співвласників або законодавством не передбачено іншого порядку розподілу витрат.

    3. Невикористання власником належної йому квартири чи нежитлового приміщення або відмова від використання спільного майна не є підставою для ухилення від здійснення витрат на управління багатоквартирним будинком.

    4. Зобов’язання із здійснення витрат на управління багатоквартирним будинком у разі здачі в найм (оренду) квартир та/або нежитлових приміщень державної або комунальної власності несуть наймачі (орендарі) таких квартир та/або приміщень.

    Згідно статті 14 ЗУ "Про об'єднання співвласників багатоквартирного будинку"

    Співвласник має право:

    • брати участь в управлінні об'єднанням у порядку, визначеному цим Законом і статутом об'єднання;
    • обирати та бути обраним до складу статутних органів об'єднання;
    • знайомитися з протоколами загальних зборів, робити з них виписки;
    • одержувати в установленому порядку інформацію про діяльність об'єднання;
    • вимагати від статутних органів захисту своїх прав та дотримання співвласниками правил добросусідства;
    • одержувати в установленому статутом порядку інформацію про діяльність асоціації.

    Об’єднання на вимогу співвласника зобов'язане надати йому для ознайомлення всі свої фінансові звіти.

    Спори щодо здійснення прав співвласників вирішуються за згодою сторін або в судовому порядку.

    З повагою, юрист Дерій В.О.!

    Бажаю успіхів!

    Корнійчук Євген Іванович

    Доброго дня, якщо ви там не проживаєте ви маєте право не сплачувати кошти за не отримані комунальні послуги. Для цього вам потрібно написати заяву до ОСББ про перерахунок коштів, та додати докази що ви не проживали в такий період за даною адресою.

    Право на неоплату вартості комунальних послуг

    Згідно із пунктом 6 частини першої статтею 7 Закону споживач має право на неоплату вартості комунальних послуг (крім постачання теплової енергії) у разі їх невикористання (за відсутності приладів обліку) за період тимчасової відсутності в житловому приміщенні (іншому об’єкті нерухомого майна) споживача та інших осіб понад 30 календарних днів, за умови документального підтвердження відповідно до умов договорів про надання комунальних послуг.

    Підтвердження права на перерахунок розміру плати за комунальні послуги

    Факт не проживання можна підтвердити довідкою, що видана на підставі акту щодо підтвердження факту проживання без реєстрації/факту непроживання, підписаний не менш як 3 сусідами. Також, у разі, якщо особа зареєстрована, але не проживає за адресою реєстрації, їй доцільно підтвердити факт свого перебування за іншою адресою відповідною довідкою. Це може бути документ, який підтверджує місце перебування особи в іншій адміністративно-територіальній одиниці у зв’язку з роботою, лікуванням, навчанням, тривалим відрядженням, відбуванням покарання, проходження військової служби, довідки про взяття на облік внутрішньо переміщеної особи тощо. Відповідно до статті 40 Закону України «Про місцеве самоврядування в Україні» виконавчі органи сільських, селищних, міських рад, крім повноважень, передбачених цим Законом, здійснюють й інші надані їм законом повноваження. На сьогодні багато органів місцевого самоврядування ухвалили своїми актами (рішеннями) порядки\положення про видачу довідок про фактичне місце проживання (не проживання) особи.

    Згідно з пунктом 5 частини другої статті 8 Закону виконавець зобов'язаний розглядати у визначений законодавством термін претензії та скарги споживачів і проводити відповідні перерахунки розміру плати за житлово-комунальні послуги в разі їх ненадання або надання не в повному обсязі, зниження їх якості.

    Постановою Кабінету Міністрів України від 17 лютого 2010 року № 151 "Про затвердження Порядку проведення перерахунків розміру плати за надання послуг з централізованого опалення, постачання холодної та гарячої води і водовідведення в разі ненадання їх або надання" у разі ненадання послуг або надання їх не в повному обсязі, зниження якості, зокрема відхилення їх кількісних і якісних показників від нормативних, виконавець проводить перерахунок розміру плати за фактично надані послуги шляхом зменшення розміру плати за надання послуг. Виконавець зобов'язаний провести такий перерахунок протягом місяця незалежно від наявності заборгованості. Таким чином, якщо особа була відсутня за місцем проживання і надала відповідні документи (посвідчення про відрядження, виклик за кордон) тощо,– вона має право отримати перерахунок.

    Якщо особа скористалася правом складання акта-претензії (споживачі звільняються від сплати судового збору згідно з листом Вищого спеціалізованого суду України з розгляду цивільних і кримінальних справ від 09 серпня 2017 року № 93-1517/0/4-17) – то особа має право на перерахунок та зниження плати за неякісні послуги.Файл:Акт претензія.docx

    Призупинення постачання комунальних послуг

    Нарахування плати за комунальні послуги у випадку тимчасової відсутності в житловому приміщенні споживача можна призупинити:

    → за наявності встановлених лічильників - щомісяця передавати виконавцю комунальної послуги онлайн ті ж самі показники;

    → за відсутності лічильників - звернутися із заявкою до виконавця комунальної послуги про тимчасове обмеження газопостачання (водопостачання) та укласти відповідний договір. На підставі договору виконавець комунальної послуги опломбує трубу.

    Особливості

    Відповідно до статті 322 Цивільного кодексу України власник зобов'язаний утримувати майно, що йому належить, якщо інше не встановлено договором або законом.

    Громадяни, які мають у приватній власності жилий будинок (квартиру), зобов'язані забезпечувати його схоронність, провадити за свій рахунок поточний і капітальний ремонт, утримувати в порядку придомову територію (стаття 151 Житлового кодексу України).

    Таким чином, обов’язковою до сплати незалежно від проживання є послуга з постачання тепла (опалення). Крім того, власники житла зобов’язані оплачувати й житлові послуги, тобто послуги з управління багатоквартирним будинком і прибудинковою територією. Тариф розраховується відповідно до загальної площі квартири.

    Увага! Якщо особа проживає у м. Києві і послуги з вивезення побутових відходів надає комунальне підприємство "Центр комунального сервісу", існує можливість призупинити оплату відповідної житлової послуги за окремим алгоритмом. Мешканцям інших міст необхідно звертатися за додатковими роз'ясненнями до надавачів відповідних послуг.


Похожие вопросы


Кодексы Україна

Кодекс України з процедур банкрутства Кодекс цивільного захисту України Кримінальний процесуальний кодекс України Митний кодекс України Повітряний кодекс України Податковий кодекс України Кодекс адміністративного судочинства України Цивільний процесуальний кодекс України Кримінально-виконавчий кодекс України Господарський кодекс України Цивільний кодекс України Сімейний кодекс України Земельний кодекс України Кримінальний кодекс України Водний кодекс України Кодекс торговельного мореплавства України Про надра Лісовий кодекс України Господарський процесуальний кодекс України Кодекс України про адміністративні правопорушення (статті 213 - 330) Кодекс України про адміністративні правопорушення (статті 1 - 212-21) Житловий Кодекс Української РСР Європейський кодекс соціального забезпечення Бюджетний кодекс України