Задайте вопрос юристу

823 юриста готовы ответить сейчас

Ответ за ~15 минут

Задать вопрос на сайте

Регистрация торговой марки в Украине


Регистрация торговой марки – персональное получение предпринимателем прав на товарные позиции, услуги с целью защиты от недобросовестной конкуренции и повышения узнаваемости бренда.

Владелец ТМ может:

  • защитить продукцию от подделок;
  • придать индивидуальность продукции или услугам;
  • реализовать больше товара;
  • использовать торговую марку в рекламе;
  • продвигать бренд в интернете.

Получив права на знак, владелец приобретает исключительную возможность его использовать, распоряжаться. Права на ТМ можно передать по договору, запретить применения знака при выявлении факта незаконного использования.

Что такое торговая марка

Торговая марка рождается тогда, когда вы придумали уникальное название для своего товара, разработали уникальное оформление (дизайн) продукта, создали фирменный стиль или придумали слоган. При этом товар может быть совершенно стандартизированным и не отличаться по своим характеристикам от конкурирующих продуктов.

торговая марка закон

Значение слова «бренд» практически не отличается от определения торговой марки, за исключением одной особенности: отличительные свойства и образы бренда позволяют товару не просто отличаться от конкурентов, а являются узнаваемыми, а сам продукт пользуется определенной популярностью среди целевой аудитории.

Важно! Другими словами, бренд — известная торговая марка, которая завоевала внимание и привязанность потребителя.

Отличие бренда от торговой марки в том, что элементы его фирменного стиля, brandname, слоган узнаются потребителем, а также в том, что бренд завоевал лояльность определенной части рынка, товары под его логотипом пользуются спросом.

регистрация торговой марки

Товарный знак — это совсем другой разговор. Товарным знаком является зарегистрированная торговая марка, у которой есть один прямой правообладатель.

Важно! Другими словами, товарный знак — это паспорт торговой марки или бренда, его прямая функция — юридическая защита.

Товарный знак говорит о том, что такая торговая марка существует, она является интеллектуальной собственностью определенного лица или компании. Таким образом отличие понятий «товарный знак» и «бренд» — это область их использования.

торговая марка свидетельство

Некоторые правила ТМ:

  • охраняется законом;
  • регистрируется для конкретных товаров и услуг;
  • охраняется территориально – это значит, что торговую марку нужно регистрировать в каждой стране отдельно;
  • торговую марку могут регистрировать все физические и юридические лица, как резиденты и нерезиденты;
  • ограниченный срок действия, всего 10 лет, но этот срок можно продлить бесконечное количество раз.

Существует 3 варианта регистрации торговой марки: в виде словесного, изобразительного или комбинированного (словесный + изобразительный) товарного знака. Не каждый логотип является товарным знаком. Если вы просто нарисовали логотип товара, но не передали его изображение на регистрацию — ваш товарный знак не защищен от копирования.

Есть вопрос к юристу?

Задать вопрос

Для чего регистрировать ТМ

Перед тем как зарегистрировать торговую марку, стоит понимать, зачем нужна регистрация торговой марки и действующие цены на это в Украине.

Регистрация позволяет владельцу ТМ:

  • защитить продукцию от подделок;
  • придать индивидуальность продукции или услугам;
  • реализовать больше товара;
  • использовать торговую марку в рекламе;
  • продвигать бренд в интернете.

Получив права на знак, владелец приобретает исключительную возможность его использовать, распоряжаться. Права на ТМ можно передать по договору, запретить применения знака при выявлении факта незаконного использования.

Регистрация торговой марки в Украине позволяет получить еще большую прибыль: выступить франчайзером и получить роялти.

Зарегистрированный бренд имеет большое значение для потребителя по трем основным причинам: он снижает риски, предоставляет повышенное удовлетворение от покупки и упрощает процесс выбора товара. Разберем каждую выгоду бренда для потребителя подробнее.

Покупая известные бренды потребитель меньше рискует, чем приобретая товары неизвестной марки или производителя. Обычно выделяют следующие виды рисков:

  1. Функциональные риски: заключаются в том, что действие и результат от использования неизвестного товара может не соответствовать ожиданиям потребителя.
  2. Физические риски: неизвестный товар может создать дискомфорт при использовании для потребителя.
  3. Финансовые риски: потребитель будет разочарован, если купленный неизвестный товар не оправдает его ожидания в результате, к тому же понесет дополнительные финансовые затраты на приобретение нового товара.
  4. Социальные риски: товар может затруднить общение с другими людьми
  5. Психологические риски: потребитель всегда от приобретения товара желает получить удовлетворение, как физическое, так и эмоциональное. При покупке неизвестного товара он рискует быть неудовлетворенным покупкой и испытать негативные эмоции.
  6. Риски потери времени: неспособность товара удовлетворить потребность вынуждает потребителя искать замену, а значит нести дополнительные затраты на поиск и приобретение нового продукта.

Учитывая разнообразие рисков, которые может понести потребитель при покупке неизвестной марки товара, потребитель предпочитает покупать известные бренды, о свойствах которых он видел рекламу, о которых он знает больше информации и , возможно, имеет положительный опыт использования или рекомендации.

На что можно зарегистрировать ТМ

Брендом может стать любой продукт: товары массового спроса; компании с b2b рынка и рынка услуг; компании розничной торговли, продукты, которые существуют только виртуально, а также люди и общественные организации.

  1. Товары массового спроса
    К товаром массового спроса относят напитки и продукты питания, товары для дома, косметику, одежду и обувь и т.д. Торговая марка для товаров массового спроса должна обеспечивать уникальность, формировать дифференциацию и имидж продукта.
  2. Товары B2B рынка
    Сильная торговая марка на деловом рынке укрепляет имидж и репутацию кампании, что в свою очередь приводит к увеличению продаж, стабильности и установлению выгодных условий сотрудничества.
  3. Товары рынка услуг
    Услуги отличаются от физических товаров тем, что сами по себе являются нематериальными. Брендинг услуг имеет огромное значение, так как позволяет перевести абстрактное предложение компании в более понятные образы, объяснить простым языком сложные условия, выделить услуги среди конкурентов.
  4. Компании розничной торговли
    Компании розничной торговли, а также любые компании сбытовой цепи также нуждаются в брендинге. Торговая марка для таких компаний в первую очередь формирует имидж, создает ассоциации с качеством обслуживании, сервисом, ассортиментом и ценовой политикой.
  5. Товары и услуги в Internet
    В связи с ростом покрытия Internet и длительности пребывания в сети Internet целевых потребителей растет возможность получать высокие доходы от эффективной работы с потребителями в данном канале с помощью создания брендов IT программ и приложений.
  6. Люди и общественные организации
    Люди и общественные организации, а также определенные территории также могут быть брендами. Брендинг в этой области товаров заключается в формировании имиджа, ассоциаций и осведомленности.

Что нельзя защитить знаком ТМ

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 5 Закона Украины “Об охране прав на знаки для товаров и услуг” правовая охрана предоставляется знаку, который не противоречит публичному порядку, принципам гуманности и морали и на который не распространяются основания для отказа у правовой охраны, установленные данным Законом.

Кроме того, не могут быть зарегистрированы:

  1. Обозначения, противоречащие публичному порядку, принципам гуманности и морали.
  2. Не могут быть зарегистрированы в качестве торговой марки обозначения, которые изображают или имитируют:
    • государственные гербы, флаги и другую  государственную символику;
    • официальные названия государств;
    • эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций;
    • официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати;
    • награды и другие отличия.
  3. Не могут быть зарегистрированы в качестве торговой марки обозначения, которые:
    • обычно не имеют различительной способности и не приобрели таковой вследствие их использования;
    • состоят только из обозначений, которые являются общеупотребимыми как обозначения товаров и услуг определенного вида;
    • состоят только из обозначений или данных, которые являются описательными при использовании относительно указанных в заявке товаров и услуг или в связи с ними,  в частности, указывают на вид, качество, состав, количество, свойства, назначение, ценность товаров и услуг, место и время изготовления или сбыта товаров или предоставления услуг;
    • являются ложными или такими, которые могут ввести в заблуждение относительно товара, услуги или лица, изготавливающего товар или предоставляющего услугу;
    • состоят только из обозначений, которые являются общепринятыми символами и терминами;
    • отображают только форму, которая обусловлена природным состоянием товара или необходимостью получения технического результата, или которые придают товару существенную ценность.
  4. Не могут быть зарегистрированы в качестве торговой марки обозначения, которые тождественны или схожи до степени смешения с:
    • торговыми марками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Украине на имя другого лица для таких же или схожих с ними товаров и услуг;
    • торговыми марками других лиц, если эти знаки охраняются без регистрации на основании международных договоров, участником которых является Украина;
    • фирменными наименованиями, известными в Украине и принадлежащими другим лицам, получившим право на них до даты подачи в Укрпатент заявки на регистрацию торговой марки, но только в случае заявки относительно таких же или схожих с ними товаров и услуг;
    • квалифицированными указаниями происхождения товаров (в том числе спиртов и алкогольных напитков), которые охраняются в Украине;
    • сертификационными знаками, зарегистрированными в установленном порядке.
  5. Не могут быть зарегистрированы в качестве торговой марки обозначения, которые воспроизводят:
    • названия промышленных образцов, права на которые принадлежат в Украине другим лицам;
    • названия известных в Украине произведений науки, литературы и искусства или цитаты и персонажи из них, произведения искусства и их фрагменты без согласия владельцев авторского права или их правопреемников;
    • фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных в Украине лиц без их согласия.

Есть вопрос к юристу?

Задать вопрос

Как зарегистрировать ТМ

Для осуществления регистрации торговой марки необходимо подать заявку в Укрпатент, оформленную согласно установленным требованиям. Заявка на регистрацию проходит два этапа экспертизы: формальную и квалификационную. На первой из них Укрпатент проверяет соответствие заявки на регистрацию торговой марки согласно формальным требованиям, на второй – согласно абсолютным и относительным критериям охраноспособности, определенных законом.

регистрация товарного знака

 

На этапе квалификационной экспертизы проводится поиск на тождество и сходство с уже зарегистрированными торговыми марками, а также среди поданных на регистрацию ТМ с более ранней датой подачи/приоритета. Таким образом, в случае положительного результата экспертизы ведомство выносит решение о регистрации торговой марки.

В соответствии с Законом Украины “Об охране прав на знаки для товаров и услуг”, не могут быть зарегистрированы обозначения , которые являются одинаковыми или схожими настолько, что их можно спутать с:

  • торговыми марками, ранее зарегистрированными или заявленными для регистрации на имя другого лица для таких же или однородных с ними товаров и услуг;
  • торговыми марками других лиц, если такие марки охраняются без регистрации на основании международных договоров, участницей которых является Украина, которые признаны хорошо известными в соответствии со Ст. 6 bis Парижской Конвенции об охране промышленной собственности;
  • фирменными наименованиями, которые являются известными в Украине и принадлежат другим лицам, которые приобрели право на них до даты подачи в Укрпатент заявки на такие же или однородные с ними товары и услуги;
  • квалифицированными обозначениями происхождения товаров (в том числе спиртов и алкогольных напитков), которые охраняются в соответствии с законом Украины «Про охрану прав на обозначения происхождения товаров». Такие обозначения могут быть лишь неохраняемыми элементами торговых марок тех лиц, которые имеют право использовать указанные обозначения;
  • знаками соответствия (сертификационными знаками), зарегистрированными в установленном порядке.

Принимая во внимание вышесказанное, до подачи заявки рекомендуется проведение информационного поиска с целью выявления схожих торговых марок, которые могут послужить препятствием для регистрации заявляемой вами ТМ.

поиск торговых марок

Заявка на регистрацию торговой марки в Украине должна содержать:

  1. Изображения торговой марки.
  2. Данные о заявителе(ях).
  3. Список товаров и услуг, в отношении которых должна быть зарегистрирована торговая марка.
  4.  Доверенность, подписанная заявителем и скрепленная печатью для юридического лица.

Оформление и подача заявки на регистрацию торговой марки в Укрпатент производится в течение 1-3 рабочих дней после получения заказа, содержащего все необходимые материалы. Обращаем Ваше внимание, что заявка может быть подана только в отношении одной торговой марки.

Важно! После подачи заявки на регистрацию торговой марки в течение 1-3 рабочих дней заявитель получает копии поданных материалов с отметкой Ведомства о получении материалов заявки.

Государственный сбор за подачу заявки должен быть оплачен в течение 2 месяцев от даты подачи. В случае неуплаты сбора заявка на регистрацию торговой марки считается отозванной.

После получения Уведомления заявка проходит формальную экспертизу, в ходе которой проверяется соответствие заявки всем формальным требованиям.

На этапе формальной экспертизы устанавливается дата подачи заявки. Если заявка соответствует всем необходимым требованиям, она переходит на этап квалификационной экспертизы. В случае если эти требования не были соблюдены, заявителю направляется соответствующее уведомление.

В ходе проведения экспертизы по существу проверяется соответствие заявляемого обозначения условиям предоставления правовой охраны торговой марки, а именно:

  • торговая марка не противоречит общественному порядку;
  • торговая марка не противоречит принципам гуманности и морали;
  • на торговую марку не распространяются основания для отказа в предоставлении правовой охраны, в соответствии с законодательством Украины.

По результатам проведенной экспертизы Укрпатент выносит решение касательно регистрации торговой марки. После получения решения о регистрации торговой марки в течение 3 месяцев должна быть оплачена пошлина за регистрацию и выдачу свидетельства на торговую марку. В случае неуплаты пошлины заявка на регистрацию торговой марки считается отозванной.

После оплаты пошлины за регистрацию торговой марки в течение 1 месяца выдается свидетельство.

Срок действия торговой марки – 10 лет от даты подачи заявки. Данный срок может быть продлен на следующие 10 лет при условии оплаты государственной пошлины в течение последних 6 месяцев действия свидетельства.


31 Июл, 2019