ЖКХ
Жилищные услуги – это услуги необходимые для надлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Конкретный перечень жилищных услуг согласовывается собственниками и управляющей организацией в договоре.
К жилищным услугам, к примеру, относятся:
- содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- санитарное содержание общего имущества (услуги дворника на придомовой территории, услуги по уборке подъездов, их дезинсекции и дератизации, услуги по прочистке мусоропроводов);
- услуги по управлению общим имуществом и общими денежными средствами (организация на доме рекламных конструкций, распоряжение общедомовыми деньгами по решению общего собрания собственников, претензионно-исковая работа с должниками).
Что такое коммунальные услуги?
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) – это система, предоставляющая жителям (потребителям) оплачиваемые жилищно-коммунальные услуги надлежащего качества.
Жилищно-коммунальные услуги – это услуги для потребителей по обеспечению электроэнергией, газом, теплом, чистой холодной и горячей водой, чистоты и порядка на лестницах, в подвалах, на чердаках, придомовых территориях, по отведению и очистке сточных вод, по вывозу мусора, а также обслуживанию и ремонту жилых зданий, придомовых территорий и благоустройству территории города в соответствии с санитарными и другими нормами, описанными в нормативной документации.
Важно! Жилищно-коммунальные услуги и условия их предоставления должны быть безопасными для жизни, здоровья и имущества потребителей, окружающей природной среды.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
- управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Важно! Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Состав предоставляемых коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги:
- холодное водоснабжение – круглосуточное обеспечение потребителя холодной водой надлежащего качества (соответствие свойств и состава подаваемой воды стандартам и нормам; постоянное соответствие давления (напора) расчетному (в том числе для подачи воды на верхние этажи зданий), подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки;
- горячее водоснабжение – круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение:
- соответствие стандартам температуры подаваемой воды в точке разбора;
- соответствие давления горячей воды в подающем трубопроводе расчетному;
- соответствие состава и свойств подаваемой горячей воды стандартам и нормативам, установленным санитарно-гигиеническим требованиям);
- водоотведение – бесперебойный круглосуточный отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети;
- отопление – поддержание в жилом помещении температуры воздуха, установленной стандартами в течение всего отопительного сезона, соблюдение предельного периода отклонений температуры внутри жилых помещений от установленных значений, измеряемого суммарно в течение расчетного периода в часах;
- электроснабжение – круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества (соответствие параметров электрической энергии (напряжения, частоты и других) стандартам, техническим условиям и требованиям сертификации), подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;
- газоснабжение – круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества и иных характеристик многоквартирного дома включает в себя:
- осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
- освещение помещений общего пользования;
- обеспечение установленных законодательством температуры и влажности в помещениях общего пользования;
- уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
- сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов,
- меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством о пожарной безопасности;
- содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
- текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации.
В состав услуг и работ не входят:
- содержание и ремонт дверей в квартиры, дверей и окон, расположенных внутри жилого или нежилого помещения, не являющегося помещением общего пользования;
- утепление оконных и балконных проемов, замена разбитых стекол окон и балконных дверей, утепление входных дверей в квартирах и нежилых помещениях, не являющихся помещениями общего пользования;
- уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества.
Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.
Собственник помещений в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Важно! Условия договора управления многоквартирным домом, а также размер платы устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений.
Получите совет юриста за 15 минут!
Есть вопрос к юристу?
Задать вопросПеречень коммунальных услуг
- Энергоснабжение. Оно включает в себя поставку электричества, газовых ресурсов, отопления и горячей воды, а также энергосбережение.
- Водоснабжение. Сюда же относится и водоотведение. Водопровод включает ремонтные работы по водопроводным трубам, водозабору, очистке и поставке воды в объекты, находящиеся под управлением компании ЖКУ. К этому же направлению относится канализация, связанная с отведением сточных вод.
- Работа с цифровыми картами. Организация, занятая в сфере ЖКХ, составляет, хранит и эксплуатирует цифровые карты города, которые содержат в себе сети коммунальных ресурсов, канализаций, транспортных путей и основных коммуникаций.
- Ведение систем учета потребления. Учитывается объем потребленных домохозяйствами коммунальных ресурсов и услуг.
- Вентиляция и кондиционирование воздушной среды.
- Лифтовые мероприятия (поддержание в технически исправном состоянии и чистом виде).
- Слаботочные сети. К ним относятся основные коммуникационные и контрольные системы – антенны телевизионные, сети радиотрансляционные, телефонные, компьютерные, комплексы видеонаблюдения в местах совокупного пользования, техническое оборудование по охранным мероприятиям.
- Утилизация отходов, образовавшихся в ходе жизнедеятельности жильцов. К этой категории традиционно относится вывод мусора, организация мусоропровода, переработки твердых отходов быта.
- Защита зданий от попадания молний. Установка токоотводов, громоотводов, заземляющих устройств, внутренних защитных систем и механизмов.
- Монтаж систем защиты сооружений от пожара, обеспечение безопасности, заключающееся в предоставлении пожарной лестницы, сигнализационной установки, средств пожаротушения.
- Установка систем контроля конструкций. Они регулируются наряду с системами учета потребления коммунальных услуг.
- Проведение капитального ремонта, нацеленного на модернизацию объектов.
- Осуществление ремонтных работ в отношении внешних и внутренних сетей.
- Текущая уборка и санитарно-эпидемиологическая обработка мест общего пользования, регулярная профилактическая дератизация, дезинсекция.
- Уборка дорожного полотна и придомовой территории, её благоустройство и поддержание в пригодном для пользования и эксплуатирования виде.
Функции и обязанности ЖКХ
Управляющая компания выступает в качестве посредника между собственниками многоквартирных домов и лицами, а также организациями, осуществляющими поддержание технического состояния жилищной собственности.
Важно! Отношения между участниками таких отношений регулируются Жилищным кодексом и сопровождаются заключением соответствующих договоров на оказание услуг.
Одной из главных задач управляющей компании является осуществление функции по поддержке санитарного и технического содержания дома, а также прилегающей к нему территории.
Данная функция подразумевает проведение следующих видов работ:
- Обустройство прилегающей к дому территории (озеленение, создание детских площадок и пр.).
- Ремонт здания (крыши, фасады, чердаки, входные двери, лестницы).
- Ремонт вентиляции, водосточных труб, системы освещения.
- Обеспечение чистоты (регулярная уборка подъездов, прилегающей к дому территории и вывоз мусора).
К организационной функции УК в сфере ЖКХ относят:
- организацию общих собраний с жильцами многоквартирных домов;
- осуществление взаимодействия с коммунальными предприятиями, обеспечивающими необходимый уровень жилищных условий, а также бесперебойную работу всех систем.
Важной функцией, исполняемой управляющей компанией, является проведение эксплуатационно-ремонтных работ. К ним можно отнести следующие действия УК:
- Проведение комплексного осмотра многоквартирного дома — оценивается состояние всех частей дома от крыши до подвала.
- Создание безопасных условий проживания жильцов — если в процессе осмотра здания были выявлены отклонения в работе коммунальных систем или иные отклонения, способные нанести ущерб имуществу или вред здоровью жильцов, то данные проблемы становятся одной из тем на общих собраниях, а их устранение должно осуществляться в кратчайшие сроки.
- Проведение текущего ремонта — является одной из самых важных задач управляющей организации. Работы могут осуществляться поэтапно или в экстренном порядке в зависимости от масштаба выявленных проблем.
- Обеспечение бесперебойной работы всех коммунальных систем — в случае возникновения аварий, ремонтные работы проводятся в кратчайшие сроки, а регулируется качество их выполнения управляющей компанией.
- Контроль регулярной санитарно-гигиенической уборки подъездов и прилегающей к домам территории, а также своевременный вывоз мусора. Если в доме функционируют объекты предпринимательской деятельности, то вывоз отходов, образующихся в результате их функционирования, также подразумевается компетенцией управляющей компании.
- Подготовка дома к зимнему сезону — обеспечение исправности отопительных систем, а также проведение ремонтных работ при их необходимости.
- Контроль обеспечения ввода в эксплуатацию счетчиков на коммунальные услуги, а также контроль их дальнейшей исправности. Данная функция управляющей компании ЭКХ подразумевает не только ввод счетчиков в эксплуатацию, но и разработку плана экономии электроэнергии для снижения стоимости оплаты коммунальных услуг.
- Круглосуточный контроль снабжения жильцов холодной и горячей водой, а также исправности системы электроснабжения и водоотведения — о дате и сроках проведения работ с указанными системами жильцы должны информироваться не ранее, чем за 24 часа до их начала.
- Обеспечение безопасности дома в соответствии с нормами пожарной безопасности. В функционал управляющей компании входит также задача проведения бесед с жильцами и нормах пожарной безопасности и правилах ее соблюдения.
- Предоставление отчетов о проделанных работах в сфере ЖКХ и планируемых мероприятиях на общих собраниях с жильцами. Жители дома должны получать полноценную информацию о текущем состоянии их жилищных условий и общего имущества, о сроках планируемых ремонтных работ, а также о возникновении аварийных ситуаций и способах их устранения.
Жители могут не только сообщать о возникновении проблем в эксплуатации коммунальных систем, но и интересоваться любыми вопросами, связанными с безопасностью, сроками и этапами проведения работ, а также иными темами, касающимися состояния дома и прилегающей к нему территории.
Важно! Некоторые управляющие компании представлены полноценным штатом специалистов, способных в любое время осуществить все виды работ по ремонту и обслуживанию дома.
Если решить возникшие проблемы нет возможности, то УК должна заключать договора со сторонними компаниями.
Права и обязанности управляющей компании передаются ей на основании договора о выполнении инспектирующих и контролирующих полномочий.
Следовательно, данная организация имеет право:
- извещать заинтересованные органы о неправомерной перепланировке и других неофициальных видах эксплуатации жилых помещений и нежилых площадей общего пользования;
- взимать с жильцов задолженность;
- использовать резервные средства на ремонтные, эксплуатационные и другие работы по мере необходимости;
- сверять полученные от жильцов сведения об оплате коммунальных услуг, контролировать работоспособность приборов учета, производить перерасчеты по платежам, накладывать ограничения на получение коммунальных услуг задолжниками;
- требовать 100%-ной компенсации ущерба, причиненного подрядчиками или жильцами; реализовывать другие полномочия в соответствии с пунктами договора или исполнительными резолюциями внутренних актов;
- использовать права и обязанности управляющих компаний ЖКХ с учетом потребностей жильцов, искать взаимовыгодные решения и соблюдать интересы большинства населения многоэтажки (новостройки);
- оформлять участок ТСЖ или ЖЭК на свое усмотрение, когда другое не обусловлено договором, использовать подвалы и подсобные помещения для производственных нужд компании или подрядчиков, если это не противоречит технике безопасности и не влияет на комфорт проживающих.
Отличие коммунальных и жилищных услуг
Платя за коммунальные услуги, домохозяйство оплачивает следующие виды ресурсов:
- питьевая холодная вода, подаваемая в круглосуточном режиме по центральной / внутридомовой сети;
- горячая вода, подразумевающая круглосуточную подачу посредством централизованных сетей;
- водоотведение (отведение стоков – 24 часа в сутки);
- электроснабжение – подача электричества в нужном объеме без перебоев;
- газоснабжение;
- отопление.
Когда домохозяйство оплачивает жилищные услуги, оно платит за следующие вещи:
- предоставление в пользование жилья в рамках соглашения социального найма государственного или муниципального фонда;
- содержание жилого помещения в пригодном для проживания виде;
- проведение ремонтных работ – сезонных и капитальных;
- вывоз отходов.
Существует две формы управления домами – ТСЖ и управляющая компания (ЖКХ). Это единственное, что их объединяет.
В остальных аспектах они разнятся между собой, ЖКХ формируется силами сторонней организации, которая взимает с жильцов средства, на них выполняет положенную работу и берет свое вознаграждение, а ТСЖ создается на базе жильцов, которые сами несут ответственность за условия проживания и решают важнейшие вопросы.
В первом случае схема такова: ежемесячно домохозяйства уплачивают деньги за ЖКУ, получают услуги.
Во второй ситуации инициаторами сбора средств и модернизации тех или иных направлений являются члены ТСЖ. Цель ТСЖ – сократить расходы. Цель УК – увеличить свою прибыль.
Получите совет юриста за 15 минут!
Есть вопрос к юристу?
Задать вопросПорядок оплаты коммунальных услуг
Внесение платы за предоставление коммунальных услуг осуществляется на основе:
- платежных документов, которые предоставляются исполнителем и содержат информацию о размере платы, а также сроках и средствах осуществления расчета;
- на основании платежной информации, размещенной в различных интернет системах.
В настоящее время гражданину предоставляется несколько различных способов внесения платы за жилье:
- оплата наличными или безналичными средствами путем перечисления на счет или без открытия счета через терминалы, банковскими картами, через мобильный телефон, через электронные платежные системы;
- поручение внесения платы за жилые помещения другим лицам;
- внесение оплаты частями, при соблюдении сроков, которые установлены законодательными актами или договором;
- внесение авансовых платежей.
В последние годы все чаще при выполнении оплаты за ЖКУ используются различные системы с применением онлайн сервисов, различных банковских карт и виртуальных кошельков.
Важно! В этом случае нередко происходит возникновение конфликтных и спорных ситуаций между организацией, которая предоставляет услуги, и гражданином, получающим их.
Подобное становится возможным при ошибке одной из сторон либо при осуществлении внесения средств, либо при обработке платежа.
Для того чтобы избежать возможных конфликтных ситуаций, необходимо:
- при внесении платы за ЖКУ наличными всегда сохранять все подтверждающие документы. В этом случае, как правило, проблем с тем, чтобы доказать выполнение платежа не бывает;
- при использовании различных платежных систем, банковских карт, банкоматов или электронных кошельков, следует тщательно соблюдать инструкции по их применению. Большинство систем предоставляет гражданину возможность распечатки чеков, подтверждающих внесение средств и содержащих все необходимые для доказательства реквизиты.
При этом следует понимать, что если довести ситуацию до суда, без помощи квалифицированного и практикующего юриста обойтись будет крайне сложно. Поэтому всегда следует оперативно проверять прохождение платежа и как можно чаще производить сверку с поставщиками жилищно-коммунальных услуг.
Оплата коммунальных услуг юридическими лицами
Коммунальные услуги юридические лица получают наравне с обычными жителями многоквартирных домов.
В этом смысле потребление может выражаться в следующих формах:
- Потребление коммунальных услуг на обеспечение нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в собственности юридических лиц.
- Потребление с целью содержания жилых помещений, принадлежащих юр. лицам.
- Потребление коммунальных услуг в производственных целях.
Форма потребления имеет большое значение, так как оплата услуг производится в соответствии с такой формой. Так, если лица юридические услуги ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства) потребляют в форме содержания жилых помещений, то порядок оплаты устанавливается такой же, как и для обычных жителей таких помещений.
Если помещения используются в производственных целях, то порядок взаимоотношений с поставщиками услуг регламентируется в особом порядке. Однако это не лишает права заключать соглашения с посредниками, к примеру, управляющими компаниями или ТСЖ (товарищество собственников жилья).
Как правило, стороны гражданско-правовых соглашений вправе самостоятельно определять их условия.
Важно! Исходя из практики предоставления юридическим лицам услуг коммунального характера, можно выделит определённые общие нормы, включая обязательства юр. лица при потреблении коммуналки.
Для начала стоит отметить, что юр. лица в подобных правоотношениях выступают в виде заказчика, а не как потребитель. Подобным образом поставка коммуналки и характеристика взаимоотношений сразу приобретает несколько иную природу.
Так, можно выделить следующие обязанности юр. лица при потреблении услуг коммуналки:
- Оплачивать потреблённые услуги способом, установленным соглашением. Обычно устанавливается плата за потребление по истечении соответствующего месяца в течение определённого периода. К примеру, может быть назначена обязанность по оплате в течение недели по истечении соответствующего месяца потребления.
- Соглашением может быть предусмотрена обязанность юр. лица обеспечивать сохранность оборудования, позволяющего поставлять коммунальные услуги.
- Заказчик берёт на себя все расходы по ремонту инженерно-технического оборудования на территории своего помещения (участка и так далее).
- Обеспечить на территории своего помещения соблюдения норм пожарной, санитарной, эксплуатационной безопасности.
- Не осуществлять без согласования с поставщиком дополнительные подключения к линиям снабжения.
- Использовать инженерно-техническое оборудование поставщика в соответствии с его назначением.
- Своевременно осведомлять поставщика о сбоях в системе снабжения, аварийных ситуациях, возникших в связи с поставкой определённых видов коммунальных услуг.
За нарушение правил, устанавливаемых соглашениями, юр. лица привлекаются к ответственности. Так, по общему правилу, поставщик услуг может прекратить поставку, если заказчик не оплачивает услуги в течение трёх месяцев.
При этом расходы поставщика, связанные с отключением и последующим подключением, несёт сам заказчик.
Льготы
Так как тарифы на коммунальные платежи значительно возросли за последние несколько лет, плательщики ищут способы как можно сэкономить на оплате.
Важно! Наиболее действенными способами являются льготы и субсидии на коммунальные услуги, которые предоставляются государством для определенных категорий населения.
Чтобы детально ознакомиться с возможностью получения скидки при расчете за ЖКХ услуги, следует начать с рассмотрения вопроса о том, какие существуют льготы по коммунальным платежам, и кому именно можно пользоваться ими. Существует несколько категорий людей, которым предоставляются льготные скидки, ниже указаны основные из них:
- Ветеранам войны, а также их вдовам/вдовцам и родителям.
- Участникам боевых действий, инвалидам 1-3 группы их родителям и супругам.
- Детям войны.
- Лицам с трудовыми заслугами.
- Жертвам нацистских преследований.
- Ветеранам военной службы и органов внутренних дел.
- Пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, а также их ближайшим родственникам.
Право на субсидию имеют те лица, доход которых не способен покрыть размер обязательного коммунального платежа. Дополнительное условие, претендовать на скидку могут:
- Член семьи, который зарегистрирован в квартире/доме и на имя которого приходят коммунальные платежи. Важный пункт – все члены семьи, которые прописаны по месту подачи заявления на субсидию, должны дать согласие на обработку своих персональных данных.
- Человек, который не прописан в квартире, но арендует ее и оплачивает коммунальные платежи согласно договору аренды.
При этом учитывается и совокупный доход семьи, и льготы (если они имеются), а также депозиты в банках и крупные денежные операции (от 50 тыс.грн), проведенные за год перед подачей заявления на оформление скидки.
Потребителю ЖКХ услуг могут понадобится следующие документы для оформления субсидии:
- Заявление.
- Декларация о доходах.
- Договор аренды жилья, если человек снимает квартиру/дом.
Вышеперечисленные документы можно лично предоставить в подразделение по социальной защите населения по месту жительства (собес), либо отправить их почтой, либо воспользоваться онлайн-сервисом. Срок действия субсидии на коммунальные платежи составляет не более 1 года, после чего нужно снова повторить процедуру оформления, предоставив обновленную декларацию о доходах.
Важно! Существует дополнительная возможность получить субсидию на количество людей в квартире, которые фактически там проживают. Например, прописано 5 человек, но проживают в квартире только 2.
Для этого нужно написать заявление, а при заполнении декларации, поставить статус «не проживают» возле соответствующих лиц. В результате чего, в расчет будут приниматься доходы только фактически проживающих членов семьи.
Также важно знать и о том, что перерасчет субсидии происходит автоматически при повышении цен на ЖКХ услуги в течении года действия скидки. Но если все же повышение цен на газ, отопление, воду не отобразилось в дополнительной скидке, то необходимо обращаться за компенсацией, которую возместят из государственного бюджета.
Министерство финансов Украины разработало механизм модернизации государственной программы по компенсации затрат на оплату коммунальных услуг. В частности, одним из изменений является начисление субсидий по фактическому объему потребленных услуг, а не по соцнормам на свет, воду, газ и тепло.
Переход на денежные расчеты по субсидиям предусматривает несколько этапов проведения монетизации, а именно:
- монетизация расчетов по коммунальным субсидиям на уровне предприятий, которые предоставляют услуги (с 1 января 2019 года)
- монетизация субсидий на уровне домохозяйств. Субсидия будет выплачиваться деньгами адресно (на личные счета субсидиантов), но только после успешного внедрения первого этапа монетизации и создания единого реестра и базы данных субсидиантов.
За что можно подать жалобу на оказание коммунальных услуг
Будучи потребителем жилищно-коммунальных услуг, гражданин или группа граждан вправе подать жалобу на организацию, ответственную за управление конкретным домом.
Причин для этого действия может быть несколько:
- произошло обращение, связанное с необходимостью решения какого-либо вопроса, а фирма продолжает бездействовать;
- организация выполнила работы и услуги некачественно;
- компания установила завышенные расценки на услуги, которые на практике стоят значительно дешевле;
- организация допустила ошибки и нарушения в процессе составления отчетности или пренебрегла ее оформлением вовсе;
- лифт или мусоропровод отказывается работать, а компания ЖКУ ничего не предпринимает;
- собрание собственников не организовывается или проводится с нарушениями;
- подготовка к отопительному сезону является недостаточно качественной;
- нарушены любые прочие условия договора.
Куда подается жалоба
Обращаться с жалобой на компанию ЖКХ необходимо в определенные инстанции. Какую из них выбрать – зависит от того, что именно вас беспокоит, и в чем заключается суть проблемы. Чаще всего в качестве принимающих сторон выступают следующие организации:
- дирекция управляющей фирмы;
- государственная жилищная инспекция;
- органы муниципалитета;
- организация по потребительскому надзору;
- прокуратура;
- федеральная инстанция по тарификации;
- фискальные организации (суд).
Чтобы жалоба на ЖКХ была принята без особых проблем, она должна включать в себя следующие пункты:
- наименование, присвоенное адресату (обычно это директор организации, т. е. необходимо указать его ФИО);
- сущность проблематики вопроса;
- ссылки на законодательные нормы и аспекты, регулирующие этот момент;
- требования, связанные с устранением проблемы;
- дата, подпись.