Задайте вопрос юристу

885 юриста готовы ответить сейчас

Ответ за ~15 минут

Задать вопрос на сайте

Налоговое право, 01 декабря 2020, вопрос №34162 100₴

Могут ли после долгого времени не подачи деклараций юр лицу провести камеральную проверку? Или же на основании неподачи деклараций после камеральной назначить документальную не смотря на карантинный мораторий? И вообще камеральная проверка это для всех или только для плательщиков НДС?

Если юр лицо долгое время не подает декларации, могут ли провести камеральную проверку? Так как действует мораторий во время карантина, запрещены почти все виды проверок, кроме камеральных, и некоторых документальных на исключительных основаниях (которые никак не касаются фирмы) могут ли в таком случае из-за того что не было долго деклараций назначить камеральную а потом документальную? Или документальную не смогут из-за моратория? И могут ли выявить долги только при камеральной проверке? Или камеральная это только для выявления ошибок в декларации? Юр лицо ПП, общая система без НДС, налоги только ЕСВ, НДФЛ и ВС

Ответы юристов (7)

    Кальницкий Георгий  Валериевич
    Кальницкий Георгий Валериевич 4 года назад

    Юрист, г. Одесса, 33 года опыта

    Алексей,

    согласно п. 76.3 НКУ камеральная проверка налоговой декларации или уточняющего расчета может быть проведена только в течение 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока их подачи, а если такие документы были предоставлены позже, - за днем их фактического представления. В то же время, как отмечают специалисты ГФСУ в ИНК от 23.02.2018 г. № 744/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, камеральная проверка по другим вопросам проводится с учетом сроков давности, определенных ст. 102 НКУ.

    Таким образом, применение нормы о проведении камеральной проверки в течение 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока их подачи, предусмотрено только в случае фактической подачи налоговой декларации. В других случаях применяется норма о проведении камеральной проверки не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации.

    Напомним, что согласно пп. 75.1.1 НКУ камеральной считается проверка, которая проводится в помещении контролирующего органа исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика и данных системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость, а также данных Единого реестра акцизных накладных и данных системы электронного администрирования реализации горючего.

    Предметом камеральной проверки также может быть своевременность представления налоговых деклараций (расчетов) и/или своевременность регистрации налоговых накладных и/или расчетов корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных, акцизных накладных и/или расчетов корректировки к акцизным накладным в Едином реестре акцизных накладных, исправления ошибок в налоговых накладных и/или своевременность уплаты согласованной суммы налогового (денежного) обязательства исключительно на основании данных, которые хранятся (обрабатываются) в соответствующих информационных базах.

    Целью проведения камеральных проверок является проверка правильности арифметического и методологического заполнения поданной налоговой отчетности. Их результаты, в случае выявления нарушений, оформляются в виде акта проверки, на основании которого налогоплательщику уже могут быть определены денежные обязательства.

    Камеральная проверка проводится ПО ВСЕМ налогоплательщикам, включая ФОПов.

    Согласно п 78.1. НКУ Документальная внеплановая проверка осуществляется при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

    78.1.1. по результатам проверок других плательщиков налогов или получения налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о нарушениях плательщиком налогов налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, если плательщик налогов не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа, в котором указываются возможные нарушения этим налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса;

    78.1.2. плательщиком налогов не подана в установленный законом срок налоговая декларация или расчеты, если их подача предусмотрена законом, а в контролирующих органах имеется в наличии информация относительно фактов осуществления плательщиком налогов деятельности, которая привела к возникновению объектов налогообложения, наличию показателей, которые подлежат декларированию, в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и/или наличию действующих (в том числе приостановленных) лицензий на право осуществления деятельности с подакцизной продукцией, которая подлежит лицензированию в соответствии с законодательством;

    78.1.3. плательщиком налогов подан в контролирующий орган уточняющий расчет по соответствующему налогу за период, проверявшийся контролирующим органом;

    78.1.4. выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, поданных плательщиком налогов, если плательщик налогов не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на письменный запрос контролирующего органа, в котором указана выявленная недостоверность данных, и соответствующую декларацию в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса;

    78.1.5. плательщиком налогов поданы в установленном порядке в контролирующий орган возражения к акту проверки или жалоба на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение, в которых требуется полный или частичный пересмотр результатов соответствующей проверки или отмена принятого по ее результатам налогового уведомления-решения в случае, когда плательщик налогов в своей жалобе (возражениях) ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы в ходе проверки, и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, ставшим предметом обжалования;

    78.1.6. исключен;

    78.1.7. начата процедура реорганизации юридического лица (кроме преобразования), прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя, закрытия постоянного представительства или обособленного подразделения юридического лица, в том числе иностранной компании, организации, возбуждено производство по делу о признании банкротом плательщика налогов или подано заявление о снятии с учета плательщика налогов;

    78.1.8. плательщиком подана декларация, в которой заявлен к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость, при наличии оснований для проверки, определенных в разделе V настоящего Кодекса, и/или с отрицательным значением по налогу на добавленную стоимость, которое составляет более 100 тыс. гривень.

    Документальная внеплановая проверка по основаниям, определенным в настоящем подпункте, проводится исключительно в отношении законности декларирования заявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость и/или по отрицательному значению по налогу на добавленную стоимость, которое составляет больше 100 тыс. гривень;

    78.1.9. в отношении плательщика налога подана жалоба о непредоставлении таким плательщиком налогов налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной в случае непредоставления таким плательщиком налогов объяснений и документального подтверждения на письменный запрос контролирующего органа, в котором указываются информация из жалобы или о нарушении правил заполнения налоговой накладной со дня его получения;

    78.1.10. исключен;

    78.1.11. получено судебное решение суда (следственного судьи) о назначении проверки или постановление органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя, прокурора, вынесенное ими в соответствии с законом;

    78.1.12. контролирующим органом вышестоящего уровня в порядке контроля за действиями или бездействием должностных лиц контролирующего органа нижестоящего уровня осуществлена проверка документов обязательной отчетности плательщика налогов или материалов документальной проверки, проведенной контролирующим органом нижестоящего уровня, и выявлено несоответствие заключений акта проверки требованиям законодательства или неполное выяснение в ходе проверки вопросов, которые должны быть выяснены во время проверки для вынесения объективного заключения относительно соблюдения плательщиком налогов требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

    Решение о проведении документальной внеплановой проверки в этом случае принимается контролирующим органом вышестоящего уровня только в том случае, когда в отношении должностных лиц контролирующего органа нижестоящего уровня, проводивших документальную проверку указанного плательщика налогов, начато служебное расследование или им сообщено о подозрении в совершении уголовного правонарушения;

    78.1.13. в случае получения информации об уклонении налоговым агентом от налогообложения выплаченной (начисленной) наемным лицам (в том числе без документального оформления) заработной платы, пассивных доходов, дополнительных благ, других выплат и возмещений, подлежащих налогообложению, в том числе в результате незаключения плательщиком налогов трудовых договоров с наемными лицами согласно закону, а также осуществления лицом хозяйственной деятельности без государственной регистрации. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, ставшим основанием для проведения такой проверки;

    78.1.14. в случае установления отклонения цен контролируемой операции от уровня обычных (рыночных) цен в порядке, предусмотренном подпунктом 39.5.1 пункта 39.5 статьи 39 настоящего Кодекса;

    78.1.15. непредставление плательщиком налогов или представление с нарушением требований пункта 39.4 статьи 39 настоящего Кодекса отчета о контролируемых операциях и/или обязательной документации либо в случае установления нарушений во время мониторинга такого отчета или документации в соответствии с требованиями пункта 39.4 и подпункта 39.5.1 пункта 39.5 статьи 39 настоящего Кодекса.

    78.1.17. плательщиком налогов не подан в установленный пунктом 50.3 статьи 50 настоящего Кодекса срок уточняющий расчет для исправления ошибок, выявленных по результатам электронной проверки, проведенной по заявлению плательщика налогов;

    78.1.18. плательщиком налогов не подан в установленный пунктом 50.3 статьи 50 настоящего Кодекса срок уточняющий расчет для исправления ошибок, выявленных по результатам электронной проверки, проведенной по заявлению плательщика налогов.

    78.2. Ограничения в основаниях проведения проверок плательщиков налогов, определенные настоящим Кодексом, не распространяются на проверки, которые проводятся на обращение такого плательщика налогов, или проверки, которые проводятся в рамках уголовного производства.

    Контролирующим органам запрещается проводить документальные внеплановые проверки, предусмотренные подпунктами 78.1.1, 78.1.4, 78.1.8, 78.1.11 пункта 78.1 статьи 78 настоящего Кодекса, в случае, если вопросы, которые являются предметом такой проверки, были охвачены во время предыдущих проверок плательщика налогов.

    78.3. Работникам налоговой милиции запрещается участвовать в проведении плановых и внеплановых выездных проверок плательщиков налогов, проводимых контролирующими органами, если такие проверки не связаны с ведением оперативно-розыскных дел или осуществлением уголовного производства в отношении таких плательщиков налогов (должностных лиц плательщиков налогов), которые находятся в их производстве. Проверки плательщиков налогов налоговой милицией проводятся в рамках полномочий, определенных законом, и в порядке, предусмотренном Законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовным процессуальным кодексом Украины и другими законами Украины.

    78.4. О проведении документальной внеплановой проверки руководитель контролирующего органа принимает решение, которое оформляется приказом.

    Право на проведение документальной внеплановой проверки плательщика налогов предоставляется только в случае, когда ему до начала проведения указанной проверки вручена под роспись копия приказа о проведении документальной внеплановой проверки.

    78.5. Допуск должностных лиц контролирующих органов к проведению документальной внеплановой выездной проверки осуществляется согласно статье 81 настоящего Кодекса. Документальная внеплановая невыездная проверка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 79 настоящего Кодекса.

    78.6. Сроки проведения документальной внеплановой проверки установлены статьей 82 настоящего Кодекса.

    78.7. Перечень материалов, которые могут быть основанием для заключений в ходе проведения документальной внеплановой проверки, и порядок предоставления плательщиками налогов документов для такой проверки установлены статьями 83, 85 настоящего Кодекса.

    78.8. Порядок оформления результатов документальной внеплановой проверки установлен статьей 86 настоящего Кодекса.

    Во время действия моратория контролирующие органы имеют право проводить:

    камеральные проверки, которые в соответствии с пп. 75.1.1 п. 75.1 ст. 75 Налогового кодекса Украины проводятся в помещении контролирующего органа, исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях налогоплательщика и данных систем электронного администрирования налога на добавленную стоимость, а также данных Единого реестра акцизных накладных и данных системы электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового. Необходимо помнить, что согласие налогоплательщика на проведение камеральной проверки и его присутствие во время ее проведения не обязательны;

    встречные сверки, поскольку они не являются проверками и проводятся в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины (п. 73.5 ст. 73 Налогового кодекса Украины);

    документальные внеплановые проверки по вопросам возмещения НДС или декларирования отрицательного значения по НДС на сумму, превышающую 100 тыс. грн;

    фактические проверки, в случае нарушения налогоплательщиками требований законодательства по вопросам: учета, лицензирования, производства и транспортировки горючего, спирта этилового, алкогольных и табачных изделий; целевого использования горючего и спирта этилового; оборудования акцизных складов расходомерами-счетчиками или уровнемерами-счетчиками; осуществление функций, определенных законодательством в сфере производства и оборота спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий, горючего, по основаниям, определенным пп. пп. 80.2.2, 80.2.3 и 80.2.5 п. 80.2 ст. 80 Налогового кодекса Украины.

    Исходя из вышеизложенного, проанализируйте свою ситуацию с НДС, и тогда поймете ждать или не ждать вам документальной проверки.

    Других оснований для документальной проверки в период карантина НЕТ!

    Удачи!

    Анар Клиент 4 года назад

    С НДС все в порядке, фирма не стоит на учете плательщиков НДС, так как система без НДС, также фирма не попадает на никакие исключения по отношению моратория на документальные, я так понял даже если будет камеральная проверка в таком случае ничего не выявят именно по долгам так как не имеют право на документальную из-за моратория, и как я понимаю выявление долгов, суды, штрафы и тд по закону не могут быть только после исключительно камеральной проверки, без документальной, то же самое касается наверное встречных сверок так понимаю.

    • Кальницкий Георгий  Валериевич
      25%
      Кальницкий Георгий Валериевич 4 года назад

      Юрист, г. Одесса, 33 года опыта

      Долги вполне могут и должны выявляться камеральной проверкой, после чего налогоплательщику (НП) направляется налоговое требование доплатить. Если НП согласен и доплачивает, его оставляют в покое. Если НП начинает обжаловать, и ГНИ не согласно с его возражениями, то невыполнение требования налоговой может стать основанием для назначения внеплановой документальной проверки. Разумеется, когда это будет позволено.

      Штрафовать, подавать в суд на вас на основании только камеральной проверки ГНИ не может, а только довыставить вам к оплате налоговое обязательство, если таковое выявят.

      Понятно, что камеральную проверку ГНИ может сделать в ЛЮБОЕ время по любым основаниям, оформив это у себя КАК НАДО.

      Оштрафовать же могут только руководителя на основании КоАП за несвоевременную подачу декларации и без всяких проверок. Тут достаточно самого факта неподачи.

    Мєньков Андрій Васильович
    25%

    Доброго дня Олексію!

    Законом встановлено мораторій на проведення документальних та фактичних перевірок з 18 березня по останній календарний день місяця (включно), в якому завершується дія карантину, встановленого Кабінетом Міністрів України на всій території України з метою запобігання поширенню на території України коронавірусної хвороби (COVID-19) (крім перевірок, що стосуються бюджетного відшкодування).

    Перевірки, що були розпочаті до 18 березня 2020 року та не були завершеними, тимчасово зупиняються на цей період.

    Стосовно проведення камеральних перевірок слід зазначити наступне: пп. 76.1 ПКУ встановлено, що камеральна перевірка проводиться посадовими особами контролюючого органу без будь-якого спеціального рішення керівника (його заступника або уповноваженої особи) такого органу або направлення на її проведення.

    Камеральній перевірці підлягає вся податкова звітність платників податків суцільним порядком за кожний звітний (податковий) період.

    При цьому, згода платника податків на перевірку та його присутність під час проведення камеральної перевірки не є обов'язковою.

    Тобто зміни, внесені законом не передбачають обмежень щодо проведення камеральних перевірок.

    Гончаренко Константин
    15%
    Гончаренко Константин 4 года назад

    Юрист, г. Сумы, 6 лет опыта

    Добрый день!

    По Вашему вопросу сообщаю следующее:

    Законом № 540-ІХ вводятся изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие временное продление общего срока камеральных проверок, установленного пунктом 76.3 статьи 76 НК из-за карантина.

    Так, камеральная проверка налоговой декларации (кроме налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость) за отчетные (налоговые) периоды март - май 2020 года, или уточняющих расчетов (кроме уточняющих расчетов по налогу на добавленную стоимость), которые были поданы налогоплательщиками в течение марта - мая 2020 года, может быть проведена только в течение 60 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока их подачи, а если такие документы были поданы позже, - на следующий день после их фактической подачи (согласно п. 76.3 статьи 76 ПК этот срок составляет не более 30 календарных дней).

    Учитывая указанное, камеральная проверка по налоговой декларации за март 2020 года, предельный срок подачи которой приходится на 20 апреля 2020 года, и которая подана, например:

    - 17 апреля 2020 года (с соблюдением срока) - может быть проведена до 19 июня включительно;

    - 23 апреля 2020 года (с нарушением срока) - может быть проведена до 22 июня включительно.

    Аналогично, если уточняющий расчет до налоговой декларации подан 10 апреля 2020 года, то камеральная проверка такого уточняющего расчета может быть проведена до 9 июня включительно.

    Важно!

    Сроки проведения камеральной проверки налоговых деклараций и уточняющих расчетов по налогу на добавленную стоимость не изменяются.

    Также неизменными остались сроки проведения камеральных проверок по другим вопросам, которые проводятся с учетом сроков давности, определенных статьей 102 НК.

    Выписать штрафные санкции органы ДФС могут и без проведения мероприятий в виде проверок, но если проверка покажет суммы которые не выявлены были ранее их добавят к сумме задолженности .

    На период действия карантинных ограничений , незавершенные проверки останавливаются.

    напомню, что постановлением КМУ 1100 КАРАНТИННЫЕ МЕРЫ продлены до 31.12.2020 года

    С уважением,

    Константин Гончаренко

    Савченко Олександр
    20%
    Савченко Олександр 4 года назад

    Юрист, г. Чернигов, 10 лет опыта

    Здравствуйте, Алексей!

    Законом № 786-ІХ относительно функционирования электронного кабинета и упрощения работы ФЛП, который вступил в силу 8 августа 2020, внесены изменения в п. 52.2 в. 52 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса Украины (дальше - НКУ), а именно:

    С 8 августа 2020 года на период действия карантина контролирующим органам предоставлено право проводить документальные внеплановые проверки:

    • по обращению налогоплательщика;
    • на основаниях, определенных п.п. 78.1.7 ст. 78 НКУ:

    - если начата процедура реорганизации юридического лица (кроме превращения), прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности ФЛП

    - в случае закрытия постоянного представительства или отделенного подразделения юридического лица, в том числе иностранной компании, организации

    - если возбуждено производство по делу о признании банкротом налогоплательщика

    - когда подано заявление о снятии с учета налогоплательщика.

    С 18.03.2020 по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни, действует мораторий на проведение документальных и фактических проверок, кроме:

    • документальных внеплановых проверок, которые проводятся по обращению налогоплательщика;
    • документальных внеплановых проверок на основаниях, определенных п.п. 78.1.7 и 78.1.8 в. 78 НКУ;
    • фактических проверок нарушения требований законодательства в части:

    - учета, лицензирования, производства, хранения, транспортировки и обращения горючего, спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий;

    - целевого использования горючего и спирта этилового налогоплательщиками;

    - оборудование акцизных слогов расходомерами-счетчиками и/или уровнемерами-счетчиками;

    - осуществление функций, определенных законодательством в сфере производства и обращения спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий, горючего, из оснований, определенных п.п. 80.2.2, 80.2.3 и 80.2.5 ст. 80 НКУ.

    Адвокат  Євген Олександрович
    15%
    Адвокат Євген Олександрович 4 года назад

    Адвокат, г. Киев, 31 год опыта

    Добрий вечер, Анар!

    Камеральная проверкаэто проверка, которая осуществляется должностными лицами контролирующего органа без выезда к налогоплательщику на основании налоговой отчетности (пп. 75.1.1 НКУ), т. ... Согласие на проведение такой проверки, как и присутствие плательщика налога, также не требуется.

    Проходит удалённо, налоговики проверяют данные деклараций и системы электронного администрирования налогов (ст. 75 НКУ).

    Что проверят:

    1. Вовремя ли сдаёте отчётность: декларации по ЕН или о доходах (для общесистемщиков), расчёт по форме № 1 ДФ, если выплачивали доходы физлицам, отчёты по ЕСВ за себя и за наёмных работников, если они у вас есть;
    2. Уплату налогов: своевременность, правильность сумм, соответствие задекларированным суммам.

    Камеральную проверку по подаче отчётности и уплате ЕСВ налоговики могут провести без соблюдения сроков давности. Это несмотря на то, что камеральную проверку данных в отчётности по ЕСВ, проводят в течение 30 календарных дней, после предельного срока подачи.

    Для проведения не нужно письменное решение руководителя ГНС и направление, также не требуется присутствие ФЛП.

    Всего доброго!

    Удачи Вам!


Похожие вопросы


Кодексы Україна

Кодекс України з процедур банкрутства Кодекс цивільного захисту України Кримінальний процесуальний кодекс України Митний кодекс України Повітряний кодекс України Податковий кодекс України Кодекс адміністративного судочинства України Цивільний процесуальний кодекс України Кримінально-виконавчий кодекс України Господарський кодекс України Цивільний кодекс України Сімейний кодекс України Земельний кодекс України Кримінальний кодекс України Водний кодекс України Кодекс торговельного мореплавства України Про надра Лісовий кодекс України Господарський процесуальний кодекс України Кодекс України про адміністративні правопорушення (статті 213 - 330) Кодекс України про адміністративні правопорушення (статті 1 - 212-21) Житловий Кодекс Української РСР Європейський кодекс соціального забезпечення Бюджетний кодекс України

Новое в блогах Юристи.UA