Задайте вопрос юристу

880 юриста готовы ответить сейчас

Ответ за ~15 минут

Задать вопрос на сайте

Земельное право, 26 января 2021, вопрос №37028 100₴

Ответ на заявление на отвод земли

В начале декабря 2020 написала заявление на бесплатный участок земли, 16 января получила письмо:
Про надання проміжної відповіді на заяву
...міської ради підготовлено відповідний проект рішення, який буде винесено на розгляд пленарного засідання сесії...За результатамі розгляду вам буде повідомлено додатково.

Юристы советуют не ждать ответа сессии, а начать самостоятельно отвод земли. Насколько я знаю надо предупредить раду об этом и прикрепить к письму договор на выполнение работ по отводу земли. Какие будут риски для меня? Могу я предупредить раду без договора по землеустройству о выполнение работ?

Ответы юристов (4)

    Карпенко Андрій Володимирович
    100%

    Добрый вечер!

    Статьей 14 Конституции Украины гарантируется право собственности на землю. Это право приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом.

    В свою очередь часть 1 статьи 81 Земельного кодекса Украины определяет, что граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности.

    Размеры земельных участков для бесплатной передачи под жилую застройку прописаны в статье 121 ЗКУ и варьируются от типа населенного пункта:

    - в селах — до 0,25 га;

    - в поселках — до 0,15 га;

    - в городах — до 0,10 га.

    Действующим законодательством не предусмотрено бесплатное получение земельных участков с какой-либо привязкой к месту регистрации, проживания, пребывания и тому подобное. Каждый гражданин может получить земельные участки на территории любого населенного пункта Украины или же за пределами такого населенного пункта.

    Будущий застройщик подает заявление (ходатайство) в местный орган власти – городской, поселковый или сельский совет. В заявлении указывается месторасположение участка, ориентировочный размер, целевое назначение. Вместе с заявлением подается копировка карты или графический рисунок, на котором указан желаемый участок.

    Местный орган власти после регистрации заявления направляет его копии на рассмотрение в:

    - территориальные органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов;

    - органы градостроительства и архитектуры;

    - органы охраны культурного наследия;

    - органы охраны окружающей среды;

    - санитарно-эпидемиологическую службу;

    - территориальные органы исполнительной власти по вопросам лесного и/или водного хозяйства (при необходимости; п. 7 ст. 151 ЗКУ).

    Ходатайство рассматривается в течении месяца, затем одобряется или отклоняется. Отказ выдается в письменном виде с указанием причины:

    - целевое назначение выбранного участка не позволяет использовать его под жилое строительство;

    - участок нельзя использовать под жилую застройку из-за санитарных и природоохранных требований генплана данного населенного пункта.

    В соответствии с ч. 7 ст. 118 Земельного кодекса Украины соответствующий орган исполнительной власти или местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в частную собственность, в соответствие с полномочиями, предусмотренные статьей 122 этого Кодекса, рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка либо предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении.

    Согласно этой же ж ч. 7 ст. 118 Земельного кодекса Украины основанием для отказа в предоставлении такого разрешения может быть только несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства относительно благоустройства территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.

    Уже на этой стадии может возникнуть ситуация, когда соответствующий орган в течение установленного месячного срока не рассмотрит поданное ходатайство вообще, то есть у лица, обратившегося с соответствующим запросом не будет ни разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, ни мотивированного отказа в его предоставлении.

    Однако в указанной ситуации, действует принцип «молчаливого согласия», когда лицо может начать процесс разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка, после чего подает его с соответствующим заявлением на утверждение. Шансы на его утверждение по молчаливому согласию довольно высокие (правовых оснований для отказа у исполнительного органа почти нет), однако это не исключает получения отказа в его утверждении, которую нужно будет обжаловать в судебном порядке или повторно обращаться с заявлением.

    В случае возникновения такой ситуации, лицо письменно уведомляет исполнительный орган о начале разработки проекта землеустройства и прилагет к письменному уведомлению договор на выполнение работ по разработке проекта землеустройства по отводу земельного участка в месячный срок со дня истечения месячного срока, установленного для согласования ходатайства, то есть фактически через два месяца со дня подачи ходатайства.

    Вывод:

    - начинайте отвод земли через два месяца со дня обращения. Договор нужен. Пусть телега бежит за лошадью, а не наоборот;

    - ответ, который дан Вам, не соответствует законодательству Украины;

    - если дело дойдет до судебных разбирательств, то Ваши шансы велики.

    УДАЧИ!

    • Наталия Клиент 3 года назад

      Скажите, а может мне отказать компания по землеустройству без разрешения от гор.совета?

    Карпенко Андрій Володимирович

    Отказать не могут, если нет мотивировано6о отказа местных органов власти.

    Всегда найдется землеустроителя, который возьмется за работу.

    Следующим этапом является заключения договора на разработку проекта землеустройства и разработка такого проекта.

    Стоит обратить внимание, что непосредственным исполнителем такого проекта может быть только лицо, имеющее сертификат инженера-землеустроителя, в противном случае осуществить государственную регистрацию земельного участка будет невозможно, поскольку проект землеустройства будет считаться недействительным. Перечень таких лиц размещен на официальном сайте Госгеокадастра (подраздел «Государственный реестр сертифицированных инженеров-землеустроителей» раздела «Лицензирование и сертификация»).

    В соответствии со статьей 28 Закона Украины «О землеустройстве» максимальный срок составления документации по землеустройству не должен превышать шести месяцев с момента заключения договора. Однако, дополнительно, стоит в договоре согласовать конкретные сроки выполнения работ.

    После разработки проекта землеустройства, лицо должно получить согласование проекта землеустройства по отводу земельного участка.

    Согласно статьи 1861 Земельного кодекса Украины проект землеустройства по отводу земельных участков всех категорий и форм собственности подлежит обязательному согласованию с территориальным органом Госгеокадастра.

    Проект землеустройства по отводу земельного участка в пределах населенного пункта или земельного участка за пределами населенного пункта, на котором планируется размещение объекта строительства подается также на согласование в структурные подразделения районных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере градостроительства и архитектуры.

    Такую услугу можно заказать также в Центрах предоставления административных услуг соответствующего региона.

    Согласно статьи 50 Закона Украины «О землеустройстве» проекты землеустройства по отводу земельных участков включают:

    • задание на разработку проекта землеустройства;
    • пояснительную записку;
    • копию ходатайства (заявления) о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка (в случае формирования и / или изменения целевого назначения земельного участка за счет земель государственной или коммунальной собственности);
    • решения Верховного Совета Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым, соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка (в случаях, предусмотренных законом);
    • справку из государственной статистической отчетности о наличии земель и распределении их по собственниками земель, землепользователями, угодьями;
    • материалы геодезических изысканий и землеустроительного проектирования (в случае формирования земельного участка);
    • сведения о вычисления площади земельного участка (в случае формирования земельного участка);
    • копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке (при наличии таких объектов);
    • копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества для объектов строительства которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и значительными последствиями, которые расположены на земельном участке;
    • расчет размера потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства (в случаях, предусмотренных законом);
    • расчет размера убытков собственников земли и землепользователей (в случаях, предусмотренных законом);
    • акт приема-передачи межевых знаков на хранение (в случае формирования земельного участка);
    • акт переноса в натуру (на местность) границ охранных зон, зон санитарной охраны, санитарно-защитных зон и зон особого режима использования земель при их наличии (в случае формирования земельного участка);
    • перечень ограничений в использовании земельных участков;
    • выкопировки из кадастровой карты (плана) или другие графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка (в случае формирования земельного участка);
    • кадастровый план земельного участка;
    • материалы переносе границ земельного участка в натуру (на местность) (в случае формирования земельного участка);
    • материалы согласования проекта землеустройства.

    Органы, которые согласовывают такой проект землеустройства, обязаны в течение десяти дней безвозмездно предоставить или отправить заказным письмом с уведомлением разработчику свои выводы о его согласовании или об отказе в таком согласовании с обязательной ссылкой на законы и принятые в соответствии с ними нормативно-правовые акты, регулирующих отношения в соответствующей сфере.

    Основанием для отказа в согласовании проекта землеустройства по отводу земельного участка может быть только несоответствие его положений требованиям законов и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, документации по землеустройству или градостроительной документации.

    Соответствующие правила закреплены в ч. ч. 5-7 ст. 1861 Земельного кодекса Украины.

    В дальнейшем происходит регистрация земельного участка в Государственном земельном кадастре.

    Наталия Клиент 3 года назад

    Большое спасибо за развернутый ответ


Похожие вопросы


Кодексы Україна

Кодекс України з процедур банкрутства Кодекс цивільного захисту України Кримінальний процесуальний кодекс України Митний кодекс України Повітряний кодекс України Податковий кодекс України Кодекс адміністративного судочинства України Цивільний процесуальний кодекс України Кримінально-виконавчий кодекс України Господарський кодекс України Цивільний кодекс України Сімейний кодекс України Земельний кодекс України Кримінальний кодекс України Водний кодекс України Кодекс торговельного мореплавства України Про надра Лісовий кодекс України Господарський процесуальний кодекс України Кодекс України про адміністративні правопорушення (статті 213 - 330) Кодекс України про адміністративні правопорушення (статті 1 - 212-21) Житловий Кодекс Української РСР Європейський кодекс соціального забезпечення Бюджетний кодекс України