Почніть консультацію з юристом онлайн
Задайте питання юристу
885 юристів готові відповісти зараз
Відповідь за ~15 хвилин
Добрый день! Подскажите, пожалуйста. Я продаю одежду через соцсети по системе дропшиппинг, планирую открыть еще интернет-магазин.
Как оформить на себя ФОП (какую группу лучше выбрать и как ведется отчетность)? Какие первичные документы мне нужны от поставщика товара (достаточно ли будет расходных накладных с реквизитами и ЕДРПОУ поставщика)? Обязателен ли договор с поставщиком о посреднической деятельности?
Может еще есть какие-то особенности?
Заранее благодарна за ответ!
Схожі питання
Кодекси Україна
Кодекс України з процедур банкрутства Кодекс цивільного захисту України Кримінальний процесуальний кодекс України Митний кодекс України Повітряний кодекс України Податковий кодекс України Кодекс адміністративного судочинства України Цивільний процесуальний кодекс України Кримінально-виконавчий кодекс України Господарський кодекс України Цивільний кодекс України Сімейний кодекс України Земельний кодекс України Кримінальний кодекс України Водний кодекс України Кодекс торговельного мореплавства України Про надра Лісовий кодекс України Господарський процесуальний кодекс України Кодекс України про адміністративні правопорушення (статті 213 - 330) Кодекс України про адміністративні правопорушення (статті 1 - 212-21) Житловий Кодекс Української РСР Європейський кодекс соціального забезпечення Бюджетний кодекс УкраїниНове у блогах Юристи.UA
Відповіді юристів (20)
Юрист, м. Харків, 14 років досвіду
Добрый день!
1. Вам нужно зарегистрировать ФЛП ()например через портал Дия https://diia.gov.ua/)
2. Во время регистрации на портале Дия вам нужно выбрать 2-ую группу упрощенной системы налогообложения (единый налог).
3. После регистрации вам нужно заключить договор с поставщиком. Я так понимаю на основании этого договора поставщик вам будет отправлять товар и переход права собственности будет подкрепляться расходными накладными. Поэтому вам нужен и договор и накладные на каждую партию товара. Если доставка товара к Вам осуществляется не вашими собственными силами - необходимо ещё иметь товарно-транспортные накладные, например накладные "новой почты".
4. "Может еще есть какие-то особенности?" - особенностей на самом деле может быть много, одной консультацией дело не обойдётся (если бы все вопросы можно было бы решить одной консультацией - не было бы такого количества бухгалтеров :)). Постоянно меняется законодательство.
5. "...и как ведется отчетность?" - на второй группе без наёмных работников отчетность сдается 1 раз в год. Это отчет по единому налогу и по ЕСВ. Соответственно и налогов у вас будет два: единый налог (на данный момент 1200 грн ежемесячно, но с 1-го января будет составлять 1300 грн, так как сумма зависит от размера минимальной зарплаты в Украине. За изменением минимальной зарплаты в стране нужно будет следить.) и ЕСВ - единый социальный взнос (на данный момент 1430 грн ежемесячно, эту сумму нужно тоже платить "на сегодня" и на протяжении следующего года до установления новой минимальной зарплаты в Украине). Единый налог платиться ежемесячно авансом до 20- го числа месяца за текущий месяц (например платите до 20 января за январь ). ЕСВ платится поквартально, хотя я рекомендую платит тоже ежемесячно с оплатой единого налога до 19-го числа за прошлый квартал (например, ЕСВ за 1 квартал 2022 года вы должны будете заплатить до 19-го апреля и так далее).
6. Основное что Вам нужно знать - нужно иметь первичные документы на происхождение товара (договор, накладные), вовремя платить налоги и сдавать отчеты. Также ВАЖНО следить за новостями по поводу тотального введения кассовых аппаратов с 1-го января 2022 года. Если все таки это произойдет то вам необходимо все расчетные операции проводить через кассовый аппарат. Подрробнее про кассовы аппараты с 1-го января можете прочитать здесь https://systemgroup.com.ua/ru/o-kompanii/article/k...
ПОставщик не отправляет товар мне, я только принимаю заказы и оплату, а отправляет товар поставщик напрямую покупателю.
Оплата происходит только по безналу. В данной ситуации все равно нужен кассовый аппарат?
Юрист, м. Харків, 14 років досвіду
"ПОставщик не отправляет товар мне, я только принимаю заказы и оплату, а отправляет товар поставщик напрямую покупателю." Тогда вам будет достаточно договора с поставщиком на такую схему работі. Єто договор, обічно, предоставляется компанией с которой вы работаете. Т.е. 99% вам этот договор должен предоставить Поставщик, а не Вы самой придется делать этот договор.
Насчет кассовых аппаратов.
Безнал бывает разный. Безнал может быть "розрахунковою операцією" а может быть и "НЕ розрахунковою операцією"
Чтобы долго не расписывать про РРО, почему иногда безналичный расчет нужно проводить через кассовый аппарат прочтите хорошую статью http://www.uekka.org.ua/novina/anal%D1%96tika-rro-...
Юрист, м. Харків, 14 років досвіду
и еще полезное видео
Юрист, м. Чернігів, 10 років досвіду
Добрый день, Елена!
1) Советую открыть ФОП, 3 группа ЕН.
2) Для такого вида деятельности подойдет КВЕД 46.19 "Діяльність посередників у торгівлі товарами широкого асортименту" или 47.91 "Роздрібна торгівля, що здійснюється фірмами поштового замовлення або через мережу Інтернет". Можете выбрать несколько классификаторов, это разрешается.
3) В Украине дропшиппинг специально не регулируется законодательством, но на практике интернет магазины (розничная сеть) и поставщики работают на основании агентского договора ( вы можете его заключить в форме публичной оферты).
4) Вы будете платить 5% от дохода только от суммы полученного вознаграждения (т.е. комиссии (%) , с каждой продажи).
П. 292.4. ст. 292 Налогокого кодекса, доходом плательщика единого налога является: в случае оказания услуг, выполнения работ по договорам поручения, комиссии, транспортного экспедирования или по агентским договорам доходом является сумма полученного вознаграждения поверенного (агента).
5) Если суммы Вам будут заходить от покупателей при продажи товара, а вы будете в дальнейшем рассчитываться с поставщиками за вычетом суммы своего вознаграждения, то конечно же Вам нужно иметь документы, подтверждающие полученную сумму вознаграждения (как ваш доход), это могут быть: акты приема- передачи агентских услуг, расчетная ведомость агента, в котором будет указана (расчитана) сумма вознаграждения, и естественно банковские выписки будут подтверждением всех расчетных операций.
6) С вариантом наложенного платежа, если оплата от покупателя будет поступать напрямую поставщику, а он уже будет рассчитываться с Вами, то достаточно будет выставленного от Вас счета поставщику и акты приема- передачи агентских услуг.
Но все эти варианты оплат нужно обязательно прописать в договоре оферты.
Если будет нужна помощь, обращайтесь через контакты (почту) в моем профиле.
Всего доброго!
Удачи Вам!
Поставщик говорит, что договор не обязателен и расходных накладных с указание их реквизитов достаточно. Так ли это?
Юрист, м. Чернігів, 10 років досвіду
Договор не обязателен в том случае, если накладная будет иметь все реквизиты первичного документа.
Согласно ст. 1 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» первичным документом является документ, содержащий сведения о хозяйственной операции.
Согласно ч. 2 ст. 9 вышеприведенного закона первичные документы могут быть составлены в бумажной или электронной форме и должны иметь следующие обязательные реквизиты:
- название документа (формы);
- дату составления;
- название предприятия, от имени которого составлен документ;
- содержание и объем хозяйственной операции; единицу измерения хозяйственной операции;
- должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, участвовавшее в осуществлении хозяйственной операции.
Если будет нужна помощь, обращайтесь через контакты (почту) в моем профиле.
Всего доброго!
Удачи Вам!
И есть ли ограничения по сумме дохода у 3 группы?
Юрист, м. Чернігів, 10 років досвіду
1) На 3-й группе единый налог надо будет уплачивать раз в квартал, по ставке 5% от дохода для неплательщиков НДС, если плательщик НДС — 3% от дохода. Лимит дохода за год — до 7 млн 2 тыс. грн.
2) Предприниматель может работать как с наличными, так и с безналом — получать оплаты на предпринимательский счёт.
Безналичные расчёты для ФЛП — это заказчик перечисляет вознаграждение со своего счёта на ваш. Или через кассу банка зачисляет деньги на ваш текущий счёт.
На упрощёнке действует лимит дохода в 2021 году — 1 млн 320 тыс. грн, после превышения которого ФЛП должны испольщоватьь РРО. Если работаете только по безналу, это вас не коснётся.
РРО не применяют при расчётах за услуги, но исключительно с помощью банковских систем дистанционного обслуживания и/или сервисов перевода средств (п. 14 ст. 9 ЗУ «Об РРО»).
ФЛП запрещено получать доход на личную карту. Другими словами, если вы работаете официально, вы не можете получать оплату за свои услуги на карту физлица, потому что такой доход проходит мимо предпринимательской кассы.
3) На 3-й группе декларацию по единому налогу надо подавать раз в квартал, даже если в каком-то из кварталов доход не получали. Вы можете заполнить её самостоятельно, тем более есть сервисы, которые автоматизировали этот процесс. Можете делегировать подачу отчётности бухгалтеру.
Отчёт по ЕСВ подаёте раз в год.
Если будет нужна помощь, обращайтесь через контакты (почту) в моем профиле.
Всего доброго!
Удачи Вам!
На мой счет будет поступать сумма всей стоимости товара (при покупке по полной предоплате), а не только моя комиссия. Получается я буду платить на 3-й группе 5% от всего дохода по счету, правильно?
Если так, то выгоднее 2-я группа...
Юрист, м. Чернігів, 10 років досвіду
На мой счет будет поступать сумма всей стоимости товара (при покупке по полной предоплате), а не только моя комиссия. Получается я буду платить на 3-й группе 5% от всего дохода по счету, правильно? - правильно.
Если так, то выгоднее 2-я группа... - по налогам да. Ведь на 2-й группе ставка ЕН — 20% от минималки (п. 293.2 НКУ). А ФЛП 3-й группы уплачивают ЕН от суммы всего поступившего дохода (п. 293.3 НКУ):
Но, если дохода нет — ФЛП 3-й группы единый налог не платит.
Также по условиям работы на 2-й группе ЕН вы можете получить 5 004 000 грн дохода за календарный год
Если превысите лимит дохода в 5 004 000 грн, то нужно будет уплатить с суммы превышения 15% единого налога.
Правда, на ОС переходить не обязательно — можно подать заявление и перейти на 3-ю группу ЕН не позднее 20-го числа месяца, следующего за календарным кварталом, в котором было превышение. С заявлением подают и декларацию за квартал, в котором превышен доход, — в течение 40 дней после окончания квартала.
Всего доброго!
Удачи Вам!
Адвокат, м. Київ, 16 років досвіду
Добрый день!
Я бы подходил к определению КВЕД, да и в целом вида деятельности и подготовке перчиных документов, с позиции прохода денег клиентов через вас.
Вы ж не приобретаете товар на правах собственности на условиях дробшиппинга?
Поэтому от модели вида и декларирования вида деятельности и стоит отталкиваться при дальнейшем определении первичных документов, в том числе.
Набирайте.
Юрист, м. Суми, 6 років досвіду
Добрый день!
1. Вопрос о выборе системы налогообложения.
Минимальный ЕСВ 22% - 1430 ГРН с 1.12.21 мин зарплата - 6 500 грн
Вы можете быть как на общей системе налогообложения, так и на упрощенной ( более выгодной для Вас). Упрощенная система налогообложения предусмотрена главной 1 Налогового кодекса Украины раздел XIV.
Так, плательщики единого налога могут осуществлять деятельность в сфере интернет торговли товарами Вашей категории.
Вы можете выбрать как вторую, так и третью группу плательщика единого налога.
Отличия следующие:
для второй группы ЕН согласно п.291.4 ст. 291 НКУ предусмотрено, что - физические лица - предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога и / или населению, производство и / или продажу товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства, при условии, что в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев:
- не используют труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 10 человек;
- объем дохода не превышает 15000 гривен.
Ставка ЕН для 2 группы устанавливается органами местного самоуправления, в котором Вы зарегистрированы как ФОП Например, в Одессе Решением Одесского городского совета №3461-VII от 18.07.18г. установлена : 10 % размера минимальной заработной платы на все виды деятельности, которые разрешены для второй группы плательщиков единого налога (417 грн). Смотрите в Вашем населенном пункте какую ставку установили местные органы самоуправления.
Для третей группы ЕН предусмотрены такие условия : физические лица - предприниматели, количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, не ограничено и юридические лица - субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы, в которых в течение календарного года объем дохода не превышает 7 млн 200 тис гривен.
Ставка ЕН 3 группы предусмотрена пунктом 293.3. Налогового кодекса Украины:
-3 % от дохода - в случае уплаты налога на добавленную стоимость
-5% от дохода - в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.
Для Вашей деятельности подходит оба варианта, и Вы выбираете наиболее поодходящий для Вас. Если Вы хотите быть плательщиком НДС, то конечно 3-я группа для Вас обязательна. Если нет, лучше вторую, но объем дохода не должен превышать 15000 грив год, иначе Вы переходите на общую систему или обязаны перейти на 3-ю группу.
2. Вопрос о доходах/расходах.
Согласно п. 292.1 ст. 292 Налогового кодекса,Доходом плательщика единого налога являются: для физического лица - предпринимателя - доход, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и / или безналичной) материальной или нематериальной форме, определенной пунктом 292.3 этой статьи. При этом в доход не включаются полученные таким физическим лицом пассивные доходы в виде процентов, дивидендов, роялти, страховые выплаты и возмещения, а также доходы, полученные от продажи движимого и недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности физическому лицу и используется в его хозяйственной деятельности.
292.4. В случае оказания услуг, выполнения работ по договорам поручения, комиссии, транспортного экспедирования или по агентским договорам доходом является сумма полученного вознаграждения поверенного (агента).
292.5. Доход, выраженный в иностранной валюте, пересчитывается в гривнах по официальному курсу гривни к иностранной валюте, установленному Национальным банком Украины на дату получения такого дохода.
292.6. Датой получения дохода плательщика единого налога является дата поступления средств плательщику единого налога в денежной (наличной или безналичной) форме, дата подписания плательщиком единого налога акта приема-передачи безвозмездно полученных товаров (работ, услуг).
Необходимо отметить, что, если выручка зачисляется на расчетный счет через эквайринг,при этом из суммы выручки банк удерживает собственную комиссию и зачисления на расчетный счет происходит за минусом банковской комиссии. В эт случае суммой выручки будет считаться вся стоимость реализованного товара, которая списывается с карты покупателя, в том числе с учетом комиссии банка.
пи применении же упрощенной системы налогообложения, как известно, любые понесенные плательщиком единого налога расходы не учитываются, а налогообложению подлежит вся сумма полученных доходов, определенных в ст. 292 НКУ.
3. Вопрос о платежной системе Payoneer.
Всоответствии со статьями 5, 11, 13 Декрета Кабинета Министров Украины от 19.02.93 N 15-93 «О системе валютного регулирования и валютного контроля», статьями 7 и 44 Закона Украины «О Национальном банке Украины», «Положением о порядке выдачи национальным банком Украины индивидуальных лицензий на размещение резидентами (юридическими и физическими лицами) валютных ценностей на счетах за пределами Украины», утвержденным Постановлением Правления Национального банка Украины от 14.10.2004 N 485, открытие и использования счетов за пределами Украины, размещение на них валютных ценностей физическими и юридическими лицами, требует получения индивидуальной лицензии Национального банка Украины.
Насколько мне известно, у системы Payoneer нет такой лицензии, потому Вам необходимо открыть счет в банке (валютный и гривневый) для осуществления расчетов с поставщиком в США и Канаде.
4. Что касается открытия ФОП с использованием электронной подписи.
Да, действительно есть такая возможность, открыть ФОП на сайте Министерства юстиции Украины. https://online.minjust.gov.ua/registration-fiz
или на портале ДИЯ
Это очень удобно и просто. Вы заполните форму 10 сайте. А также, одновременно с регистрацией ФОП, Вы можете также зарегистрироваться плательщиком единого налога (если Вы этого не сделаете, Вы автоматически станете на учет как плательщик на общей системе и Вам необходимо потом будет физически обращаться в Вашу налоговую и подавать заявление о применении упрощенной системы). Поэтому Вам нужно это сделать сразу на сайте заполнив Заяву про застосування спрощеної системи оподаткування и обратить внимание на п.8 єтой заявки (там нужно указать группу, например, "2" и ставку, например "10%".
1. В Украине дропшиппинг специально не регулируется законодательством, но на практике интернет магазины (розничная сеть) и поставщики работают на основании агентского договора ( вы можете его заключить в форме публичной оферты).
2. Вы будете платить 5% от дохода только от суммы полученного вознаграждения (т.е. комиссии (%) , с каждой продажи).
П. 292.4. ст. 292 Налогокого кодекса, доходом плательщика единого налога является: в случае оказания услуг, выполнения работ по договорам поручения, комиссии, транспортного экспедирования или по агентским договорам доходом является сумма полученного вознаграждения поверенного (агента).
3. Если суммы Вам будут заходить от покупателей при продажи товара, а вы будете в дальнейшем рассчитываться с поставщиками за вычетом суммы своего вознаграждения, то конечно же Вам нужно иметь документы, подтверждающие полученную сумму вознаграждения (как ваш доход), это могут быть: акты приема- передачи агентских услуг, расчетная ведомость агента, в котором будет указана (расчитана) сумма вознаграждения, и естественно банковские выписки будут подтверждением всех расчетных операций.
4. С вариантом наложенного платежа, если оплата от покупателя будет поступать напрямую поставщику, а он уже будет рассчитываться с Вами, то достаточно будет выставленного от Вас счета поставщику и акты приема- передачи агентских услуг.
Но все эти варианты оплат нужно обязательно прописать в договоре оферты.
Можно и без договора , документы на товар есть законным первичным документом о происхождении товара.
Если продаете товары , а не услуги РРО необходим , чеки отправляйте вместе с товаром
Если предоставляете услугу консультаций клиента, а товар отправляет завод изготовитель то при исключительно электронных платежах РРО не нужно.
С уважением,
Константин Гончаренко
То есть я могу выбрать 3-ю группу ЕН и, не подписывая договор (имея рассчетные накладные с реквизитами повтавщика), платить 5% от выручки (разницы между доходом и расходами)+ЕСВ? И при рассчетах исключительно на счет ФЛП могу обойтись без РРО? Правильно
Юрист, м. Суми, 6 років досвіду
если в накладных есть все данные , наименование и количество товара и название продавца , то их будет достаточно.
в Фоп учитываются только доходы на счет согласно КВЕДу деятельности , и книги учета доходов.
ЕСВ вы оплачиваете за себя -1430 грн в месяц , даже если нет поступлений на счет ФОП.
Регистраторы расчетных операций не применяются при осуществлении расчетов за услуги в случае проведения таких расчетов исключительно с помощью банковских систем дистанционного обслуживания и / или сервисов перевода средств.
Что это значит: если потребители, используя сеть Интернет, заказывают услуги и расчеты за них осуществляют исключительно с применением электронного платежного средства и платежных систем (LiqPay, Portmone, EasyPay, PayPong, Ipay.ua, City24, Приват24 и т.д.), такие операции осуществляются предоставляющим услуги без применения РРО.
Такая норма предусмотрена Законом Украины от 1 декабря 2020 № 1017-IX “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно либерализации применения регистраторов расчетных операций плательщиками единого налога и отмены механизма компенсации покупателям (потребителям) по жалобам о нарушении установленного порядка проведения расчетных операций части суммы примененных штрафных санкций».
Если Вы КАК ФОП не продаете товаров и не имеете дел с наличными деньгами , а только електронные транзакции РРО Вам не нужен.
В КВЕДах не указывайте, что вы продаете товары , укажите , что вы надаєте консультаційні послуги , та оброблення та розміщення інформації на веб порталах.
Услуги ПРЕДОСТАВЛЯТЬ, БЕЗ НАЛИЧНЫХ ДЕНГ, А ТОЛЬКО НА СЧЕТ можно без РРО.
ГЛАВНОЕ СКАЖИТЕ КЛИЕНТАМ ПУСТЬ оплачивают с приват 24, мобильных банкингов терминалов ит.д. в назначении платежа указывать слово - надані послуги за номером замовлення 888 на який є накладна
С уважением,
Константин Гончаренко
Получается, чтобы платить 5% только с выручки (разницы между доходом и расходами), а не с дохода нужен договор о комиссии? не пойму)
Юрист, м. Суми, 6 років досвіду
Фоп 3 группы предусматривает 5% от сумм дохода который поступил на счет ФОП за месяц.
С уважением,
Константин Гончаренко
---
Юрист, м. Суми, 6 років досвіду
Вы и так будете оплачивать только 5% от суммы которая поступит на счет ФОП + 1430 ГРН каждый месяц ЕСВ в пенсионный , договор о комиссии это подтверждение вашей деятельности законнной для налоговой , если его не будет то накладные от поставщика будут таким документом для налоговой.
договор это дополнительная страховка для вас перед проверками с налоговой(органа ДФС)
С уважением,
Константин Гончаренко
Так сумма, которая мне будет поступать на счет - это полная цена товара (при покупке по полной предоплате), а не моя комиссия...
Юрист, м. Суми, 6 років досвіду
Но в таком случае налоговая будет думать, что это все доход , тогда вам в любом случае необходим договор о комиссии , или возможно изменить группу на 2, там лимт дохода чуть ниже Лимит дохода — 5 004 000 грн в год, ставку налогообложения устанавливает орган местного самоуправления в регионе, городе проживания.
С уважением,
Константин Гончаренко