Задайте вопрос юристу

880 юриста готовы ответить сейчас

Ответ за ~15 минут

Задать вопрос на сайте

Предпринимательское право, 25 июня 2020, вопрос №22878 100₴

При покупке выигрываешь случайный приз, - лотерея или нет?

Скажите, пожалуйста, если у меня в магазине человек при покупке от 1000 грн получает право выиграть мгновенно бонус в виде какого-либо товара, это попадает под запрет о азартных играх? Например, купив телефон, человек достает из корзинки шарик, внутри которого 100% есть какой-то приз, от чехла за 100 грн до наушников за 900.
Это считается лотереей? это запрещено? спасибо

Ответы юристов (7)

    Ковальчук Владимир
    40%

    Сразу заметим, что не относятся к азартным играм (соответственно, и к игорному бизнесу) розыгрыши на бесплатной основе с рекламированием (популяризацией) отдельного товара, услуги, торговой марки, знаков для товаров и услуг, наименования или направлений деятельности субъектов хозяйствования, коммерческой программы с выдачей выигрышей в денежной или имущественной форме (ч. 2 ст. 1 Закона № 1334).

    Согласно пп. 14.1.101 НКУ не считаются лотереей игры, которые проводятся на бесплатной основе юридическими лицами и физическими лицами – предпринимателями в целях рекламирования их товара (платной услуги), содействия их продаже (предоставлению) при условии, что организаторы этих игр тратят на их проведение свою прибыль (доход).

    Поэтому розыгрыши призов в рекламных целях могут проводить любые субъекты хозяйствования.

    В то же время Законом № 270/96 установлены законодательные требования к содержанию любых рекламных объявлений, в том числе и применительно к конкурсам. Так, согласно ч. 3 ст. 8 Закона № 270/96 реклама о проведении конкурсов, лотерей, розыгрышей призов, мероприятий рекламного характера и т. п. должна содержать информацию о сроках и месте проведения этих мероприятий и указывать информационный источник, из которого можно узнать об условиях и месте проведения заявленных мероприятий.

    Информация о любых изменениях условий, места и сроков проведения конкурсов, лотерей, розыгрышей призов, мероприятий рекламного характера и т. п. должна подаваться в том же порядке, в котором она была распространена.

    Указанные условия важно четко соблюдать, поскольку в противном случае у субъекта хозяйствования могут возникнуть проблемы.

    • Михаил Клиент 4 года назад

      Исчерпывающий ответ, спасибо большое!)

    Адвокат  Євген Олександрович
    20%
    Адвокат Євген Олександрович 4 года назад

    Адвокат, г. Киев, 31 год опыта

    Здравствуйте, Михаил!

    Налоговый кодекс Украины:

    https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2755-17

    При проведении рекламного розыгрыша получателями призов являются конкретные физлица, поэтому доход в виде стоимости полученного приза включайте в общий налогооблагаемый доход конкретного плательщика налога (п.п. 164.2.8 НКУ).

    Налоговым агентом получателя приза выступает предприятие — организатор рекламного розыгрыша.

    Такой доход облагайте НДФЛ по общим правилам, определенным НКУ для доходов, которые окончательно облагаются в момент их начисления.

    Поскольку «призовой» доход вы предоставляете счастливчику в неденежной форме, в базу налогообложения он должен попасть в сумме, равной стоимости этого приза, определенной по обычной цене, увеличенной на «натуральный» коэффициент (п. 164.5 НКУ). Размер этого коэффициента — 1,219512. В разделе I Налогового расчета по форме № 1ДФ сумму начисленного/выплаченного дохода и удержанного с него НДФЛ отражайте с признаком дохода «111».

    Сумму начисленного дохода и удержанный с него военный сбор отразите в разделе II Налогового расчета по форме № 1ДФ по строке «Військовий збір». Строки же с налогообложением выигрышей (призов) в лотерею вам заполнять не нужно. Это делают только налоговые агенты — операторы лотереи.

    По поводу ЕСВ. Выдача призов происходит не в рамках трудовых отношений. Кроме того, доход от получения приза не является выплатой по гражданско-правовому договору на выполнение работ (предоставление услуг). Поэтому ЕСВ с суммы такого дохода не взимайте.

    Это не относится к азартным играм, в свою очередь, чтобы соответствующее мероприятие действительно имело признаки рекламного, стоит позаботиться о его правильном документальном оформлении. Предприятию-организатору рекомендуем оформить следующие документы.

    1. Приказ руководителя с указанием рекламной цели мероприятия. В приказе укажите: дату, место и цель проведения розыгрыша призов; круг лиц, ответственных за организацию акции; перечень товаров, которые предполагается вручать в виде призов; условия проведения розыгрыша; способы доведения информации о проводимых розыгрышах до покупателей (объявление о розыгрыше призов на видном месте в магазине, на листовках, в средствах массовой информации); состав комиссии (ответственных лиц) для подведения итогов розыгрыша.

    В тексте приказа и рекламных объявлениях о проведении розыгрыша избегайте термина «лотерея». Назовите мероприятие рекламной акцией.

    2. Смета расходов на проведение акции. В ней укажите ассортимент, количество и стоимость товаров, которые будут разыгрываться в качестве призов.

    3. Накладные на отпуск ТМЦ со склада. Ответственное лицо получает товары, которые будут предоставляться в качестве призов, на складе предприятия под отчет. Отпуск ТМЦ оформите накладной.

    4. Решение комиссии об определении победителей розыгрыша призов. Этот документ составляют после проведения розыгрыша.

    В нем отражают результаты проведенной акции, ее соответствие требованиям и условиям, предусмотренным в приказе руководителя, а также имена победителей.

    5. Акт о вручении приза. Данный документ составляет комиссия при передаче призов получателям. Здесь она указывает: реквизиты предприятия; паспортные данные получателя приза, его регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов — физлица; Ф. И. О. работника предприятия, уполномоченного вручать приз; стоимость приза.

    6. Отчет о фактических расходах на проведение розыгрыша. Этот документ составляют после проведения рекламного розыгрыша.

    7. Первичные документы, подтверждающие расходы на приобретение призов и осуществление других расходов на организацию и проведение рекламного розыгрыша (расчетные, платежные документы, акты выполненных работ, налоговые и приходные накладные, квитанции).

    При наличии вопросов обращайтесь!

    Всего доброго!

    Удачи Вам!

    Шишкин Алексей Юрьевич
    Шишкин Алексей Юрьевич 4 года назад

    Юрист, г. Харьков, 33 года опыта

    В соответствии с Законом "О запрете игорного бизнеса" к азартным играм не относятся, в частности: розіграші на безоплатній основі з рекламуванням (популяризацією) окремого товару, послуги, торгової марки, знаків для товарів і послуг, найменування або напрямів діяльності суб’єктів господарювання, комерційної програми з видачею виграшів у грошовій або майновій формі;

    Поэтому, те мероприятия, которые вы проводите при покупке определенной категории товаров к азартным играм не относятся совершенно точно.

    Крикун Сергій  Павлович
    Крикун Сергій Павлович 4 года назад

    Юрист, г. Днепр, 31 год опыта

    Закон Украины "Про заборону грального бізнесу в Україні" (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1334-17):

    ст.1 - "...До азартних ігор не відносяться:

    організація та проведення лотерей;...

    розіграші на безоплатній основі з рекламуванням (популяризацією) окремого товару, послуги, торгової марки, знаків для товарів і послуг, найменування або напрямів діяльності суб’єктів господарювання, комерційної програми з видачею виграшів у грошовій або майновій формі;

    розіграші у вигляді конкурсів (ігор, вікторин), умови яких передбачають безоплатне набуття особою статусу її учасника та отримання учасником, який виявив кращі особисті знання та вміння, виграшів у грошовій або майновій формі за особисту перемогу;

    розіграші на безоплатній основі для розважальних, благодійних або пізнавальних цілей;" -

    в этой части, кроме организации и проведения лотерей, предусмотрены розыгрыши на бесплатной основе, тогда как в Вашем случае участие в розыгрыше требует покупки товара, более того, покупки на сумму от 1000 грн., т.е. участие скрыто и фактически проводится на платной основе, ограничивает участие в розыгрыше условием о покупке, не имеет цели рекламирование товаров - наоборот, вынуждает покупку товаров указанной стоимости, не имеет цели определения личных знаний и умений участников, не имеет развлекательной, познавательной и благотворительной цели.

    Закон Украины "Про ліцензування видів господарської діяльності" (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/222-19):

    ст.7 - "1. Ліцензуванню підлягають такі види господарської діяльності:...

    18) випуск та проведення лотерей;...".

    Как я считаю, такая Ваша деятельность противоречит приведенным положениям Закона о запрете игорного бизнеса и является незаконной. Буду рад за Вас, если я ошибаюсь.

    Гончаренко Константин
    Гончаренко Константин 4 года назад

    Юрист, г. Сумы, 5 лет опыта

    добрый день!

    По Вашему вопросу сообщаю:

    Лотереи в магазинах не относятся к азартным играм в понимании ЗУ О запрете игорного бизнеса в Украине.

    Главное правильно оформить это мероприятия для органов ДФС:

    Чтобы соответствующее мероприятие действительно имело признаки рекламного, стоит позаботиться о его правильном документальном оформлении. Предприятию-организатору рекомендуем оформить следующие документы.

    1. Приказ руководителя с указанием рекламной цели мероприятия. В приказе укажите: дату, место и цель проведения розыгрыша призов; круг лиц, ответственных за организацию акции; перечень товаров, которые предполагается вручать в виде призов; условия проведения розыгрыша; способы доведения информации о проводимых розыгрышах до покупателей (объявление о розыгрыше призов на видном месте в магазине, на листовках, в средствах массовой информации); состав комиссии (ответственных лиц) для подведения итогов розыгрыша.

    В тексте приказа и рекламных объявлениях о проведении розыгрыша избегайте термина «лотерея». Назовите мероприятие рекламной акцией.

    2. Смета расходов на проведение акции. В ней укажите ассортимент, количество и стоимость товаров, которые будут разыгрываться в качестве призов.

    3. Накладные на отпуск ТМЦ со склада. Ответственное лицо получает товары, которые будут предоставляться в качестве призов, на складе предприятия под отчет. Отпуск ТМЦ оформите накладной.

    4. Решение комиссии об определении победителей розыгрыша призов. Этот документ составляют после проведения розыгрыша.

    В нем отражают результаты проведенной акции, ее соответствие требованиям и условиям, предусмотренным в приказе руководителя, а также имена победителей.

    5. Акт о вручении приза. Данный документ составляет комиссия при передаче призов получателям. Здесь она указывает: реквизиты предприятия; паспортные данные получателя приза, его регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов — физлица; Ф. И. О. работника предприятия, уполномоченного вручать приз; стоимость приза.

    6. Отчет о фактических расходах на проведение розыгрыша. Этот документ составляют после проведения рекламного розыгрыша.

    7. Первичные документы, подтверждающие расходы на приобретение призов и осуществление других расходов на организацию и проведение рекламного розыгрыша (расчетные, платежные документы, акты выполненных работ, налоговые и приходные накладные, квитанции).

    С «массами» тоже нужно поработать . Проинформируйте потенциальных покупателей о том, что они:

    — участвуют в акции бесплатно и что по ее итогам смогут получить подарок только в имущественной форме;

    — в случае выигрыша обязаны предоставить вам копию регистрационного номера учетной карточки плательщика налога (далее — налоговый номер) или копии страниц паспорта с Ф. И. О. и отметкой о наличии права осуществлять любые платежи по серии и номеру паспорта — если от налогового номера отказались.

    Где приз, там — НДФЛ с военным сбором

    При проведении рекламного розыгрыша получателями призов являются конкретные физлица. таких получателей можно идентифицировать. Ну а раз так, то доход в виде стоимости полученного приза включайте в общий налогооблагаемый доход конкретного плательщика налога (п.п. 164.2.8 НКУ). Налоговым агентом получателя приза выступает предприятие — организатор рекламного розыгрыша.

    Такой доход облагайте НДФЛ по общим правилам, определенным НКУ для доходов, которые окончательно облагаются в момент их начисления.

    Ставка НДФЛ — 18 % (п.п. 170.6.3 НКУ, консультация контролеров в категории 103.14 ЗІР).

    Причем поскольку «призовой» доход вы предоставляете счастливчику в неденежной форме, в базу налогообложения он должен попасть в сумме, равной стоимости этого приза, определенной по обычной цене, увеличенной на «натуральный» коэффициент (п. 164.5 НКУ). Размер этого коэффициента — 1,219512. В разделе I Налогового расчета по форме № 1ДФ сумму начисленного/выплаченного дохода и удержанного с него НДФЛ отражайте с признаком дохода «111».

    Ставка военного сбора — 1,5 %. По нашему мнению, в базу обложения военным сбором доход физлица в виде стоимости приза должен войти с учетом «натурального» НДФЛ-коэффициента. Ведь именно в такой сумме он будет начислен в бухучете. Применение отдельного «натурального» «военного» коэффициента для военного сбора НКУ не предусмотрено. Однако налоговики указывают (см. категорию 103.25 ЗІР), что базой обложения военным сбором является стоимость дохода в неденежной форме, рассчитанная по обычным ценам, правила определения которых установлены НКУ, и отражаемая в строке «Військовий збір» раздела II Налогового расчета по форме № 1ДФ, без учета коэффициента, определенного п. 164.5 НКУ.

    С уважением,

    Константин Гончаренко

    Савченко Олександр
    40%
    Савченко Олександр 4 года назад

    Юрист, г. Чернигов, 10 лет опыта

    Добрий день, Михайло!

    У даному випадку Ви проводите розіграші призів, які не вважаються лотереєю та не належать до азартних ігор.

    Щоб не було проблем, необхідно юридично правильно організувати даний конкурс (розіграш).

    Дії щодо організації проведення конкурсу (розіграшу) умовно можна подати у вигляді таких етапів.

    Етап 1. Прийняття рішення про проведення конкурсу (розіграшу). Таке рішення оформлюють наказом керівника про проведення рекламних заходів, у якому вказується дата, місце та мета їх проведення, коло відповідальних осіб. У цьому випадку мета заходу, що проводиться, полягає в проведенні конкурсу (розіграшу) з роздачі подарунків (призів) для збільшення обсягів продажу товарів. Оскільки такі акції проводяться в обмежений період часу, слід точно вказати час їх проведення.

    У деяких випадках у наказі також зазначають інформацію про перелік товарів, що вручаються як подарунки (призи); способи розміщення інформації про розіграші, які проводяться; склад комісії (відповідальних осіб) для підбиття підсумків розіграшу.

    Етап 2. Підготовчі заходи до проведення рекламної акції. Їх оформлюють відповідними документами. Зокрема, якщо суб'єкт господарювання протягом певного часу проводить декілька рекламних акцій, зазвичай на підставі наказу керівника складають календарний план проведення рекламного заходу із зазначенням відповідальних осіб.

    Крім того, оформлюють кошторис витрат на проведення таких заходів із зазначенням номенклатури й кількості товарів, які передбачається використовувати в рекламній акції. При цьому слід взяти до уваги, що обіцяну винагороду (подарунок, приз) споживач при дотриманні умов рекламної акції повинен одержати гарантовано.

    Якщо ж є сумніви щодо того, чи зможе суб'єкт господарювання забезпечити подарунками всіх охочих, слід передбачити можливість зміни умов акції та, зокрема, скорочення періоду її дії.

    Важливо також детально викласти правила (умови) рекламної акції з проведення конкурсу (розіграшу), які обов'язково потрібно довести до відома споживача.

    Необхідно врахувати, що в разі персоніфікованої роздачі подарунків (призів) за результатами проведення конкурсу (розіграшу) суб'єкт господарювання повинен зазначити відомості про одержувача такого подарунка (призу) у формі № 1ДФ.

    Тому до правил (умов) проведення рекламної акції слід неодмінно внести умову про обов'язковість надання переможцем акції копії реєстраційного номера облікової картки платника податків або копії сторінок паспорта з відміткою про право здійснювати будь-які платежі за серією та номером паспорта (у разі відмови від одержання ідентифікаційного номера платника податку).

    Етап 3. Підбиття підсумків акції та роздача призів (подарунків). Якщо переможця акції визначають за результатами проведення розіграшу (конкурсу), бажано, щоб таке рішення ухвалювала спеціально створена комісія. Така комісія оформлює відповідне рішення документально із зазначенням переможців акції.

    Далі відбувається роздавання призів (подарунків) переможцям акції. При цьому необхідно оформити видаткові документи на відпустк матеріальних цінностей – скажімо, акт про вручення призу. Оскільки такий документ можна віднести до категорії первинних (ним оформлюють операцію вибуття товару), він повинен містити всі обов'язкові реквізити первинного документа, перелічені в ч. 2 ст. 9 Закону України "Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні" і п. 2.4 Положення про документальне забезпечення записів у бухгалтерському обліку, затвердженого наказом Мінфіну від 24.05.1995 № 88.

    За результатами проведеної акції складають звіт про фактичні витрати на проведення рекламного заходу, який затверджує керівник.

    Бажано також мати документи на підтвердження того, що рекламна акція сприяла збільшенню попиту на товар. Зокрема, можна скласти звіт про продажі товарів до рекламної акції та після, який свідчитиме про збільшення обсягу продажів після проведення акції.

    Всього доброго!

    Успіхів Вам!


Похожие вопросы


Кодексы Україна

Кодекс України з процедур банкрутства Кодекс цивільного захисту України Кримінальний процесуальний кодекс України Митний кодекс України Повітряний кодекс України Податковий кодекс України Кодекс адміністративного судочинства України Цивільний процесуальний кодекс України Кримінально-виконавчий кодекс України Господарський кодекс України Цивільний кодекс України Сімейний кодекс України Земельний кодекс України Кримінальний кодекс України Водний кодекс України Кодекс торговельного мореплавства України Про надра Лісовий кодекс України Господарський процесуальний кодекс України Кодекс України про адміністративні правопорушення (статті 213 - 330) Кодекс України про адміністративні правопорушення (статті 1 - 212-21) Житловий Кодекс Української РСР Європейський кодекс соціального забезпечення Бюджетний кодекс України