Задайте вопрос юристу

880 юриста готовы ответить сейчас

Ответ за ~15 минут

Задать вопрос на сайте

Гражданское право, 28 декабря 2020, вопрос №35552 100₴

Какую информацию имеет право спрашивать полицейский на блок-посту?

Недавно ехал попутчиком на микро-автобусе и на блок-посту у всех мужчин проверяли документы, и полицейский спрашивал адресс моего постоянного проживания(не прописки) и заносил его в базу.

Насколько это законно? Т.к это мои персональные данные, могу ли я отказать давать такую информацию? Тот же вопрос про IMEI телефонов.

Что вообще имеет право делать полицейский на блок-посту для проверки? Чем его действия ограничиваются в штатной ситуации(нет подозрений к конкретному человеку и тд., а просто общая поголовная проверка)?

Ответы юристов (10)

    Кирда Вячеслав Володимирович

    Доброго дня, Артеме!

    Працівники правоохоронних органів мають право вимагати пред'явлення документів. Така норма передбачена статтею 32 Закону України "Про національну поліцію".

    Стаття 32. Перевірка документів особи

    1. Поліцейський має право вимагати в особи пред’явлення нею документів, що посвідчують особу, та/або документів, що підтверджують відповідне право особи, у таких випадках:

    1) якщо особа володіє зовнішніми ознаками, схожими на зовнішні ознаки особи, яка перебуває в розшуку, або безвісно зниклої особи;

    2) якщо існує достатньо підстав вважати, що особа вчинила або має намір вчинити правопорушення;

    3) якщо особа перебуває на території чи об’єкті із спеціальним режимом або в місці здійснення спеціального поліцейського контролю;

    4) якщо в особи є зброя, боєприпаси, наркотичні засоби та інші речі, обіг яких обмежений або заборонений, або для зберігання, використання чи перевезення яких потрібен дозвіл, якщо встановити такі права іншим чином неможливо;

    5) якщо особа перебуває в місці вчинення правопорушення або дорожньо-транспортної пригоди, іншої надзвичайної події;

    6) якщо зовнішні ознаки особи чи транспортного засобу або дії особи дають достатні підстави вважати, що особа причетна до вчинення правопорушення, транспортний засіб може бути знаряддям чи об’єктом вчинення правопорушення.

    Згідно зі статтею 13 Закону України "Про Єдиний державний демографічний реєстр та документи, що підтверджують громадянство України, посвідчують особу чи її спеціальний статус" документи, оформлення яких передбачається цим Законом із застосуванням засобів Реєстру відповідно до їх функціонального призначення поділяються на:

    документи, що посвідчують особу та підтверджують громадянство України:

    паспорт громадянина України;

    паспорт громадянина України для виїзду за кордон;

    дипломатичний паспорт України;

    службовий паспорт України;

    посвідчення особи моряка;

    посвідчення члена екіпажу;

    посвідчення особи на повернення в Україну;

    тимчасове посвідчення громадянина України.

    Всього найкращого!

    • Артем Клиент 3 года назад

      Добрый день, Вячеслав. Вы не ответили на поставленный вопрос. Вопрос был не в законности полицейского спрашивать у меня документы. Перечитайте вопрос, я спрашивал про мои персональные данные(адресс проживания), мое право их не разглашать сотруднику полиции и что имеет право полицейский проверять на блок-посту(помимо моего паспорта).

      • Костромина Виктория
        Костромина Виктория 3 года назад

        Адвокат, г. Киев, 20 лет опыта

        Перечитайте вопрос, я спрашивал про мои персональные данные(адресс проживания), мое право их не разглашать сотруднику полиции и что имеет право полицейский проверять на блок-посту(помимо моего паспорта).адрес фактического проживания Вы можете не говорить а указывать адрес прописки

        могут проверить багаж

        Тот же вопрос про IMEI телефонов.- не имеют право

    Ковальчук Владимир

    У нас есть временный порядок пересечения постов по линии разграничения Донецкой и Луганской области. В этом временном порядке четко есть понятие «блокпоста». Блокпост, согласно этого порядка, это заградительный пункт в определенном месте, точнее в районе проведения антитеррористической деятельности, который предназначен для контроля за движением людей, транспортных средств и проверки лиц, которые пересекают линию разграничения, документов, удостоверяющих личность, личного досмотра, осмотра вещей, которые находятся при людях и транспортных средств, с помощью которых люди совершают пересечение этих путей. Значит, согласно размещения и вида контроля, у нас есть блокпосты первого рубежа и блокпосты второго рубежа и контрольно-пропускные пункты въезда-выезда, которые чаще всего находятся на самом блокпосту. Блокпост второго рубежа уже находится непосредственно у линии разграничения, пост первого рубежа ближе к нашей контрольной территории. Все основные контрольные функции совершаются на контрольном пункте въезда/выезда, то есть, пункт первый принимает, проверяет документы, выдает контрольный талон и транспортное средство, на котором люди пересекают эти блокпосты и дают контрольный талон, с помощью которого обязательный въезд. Без контрольного талона въезд на блокпост вообще запрещён, а уже на самом пропускном пункте органы пограничные, фискальной службы уже проверяют документы и вещи которые можно перевозить.ересечение блокпоста возможно только при наличии документа, удостоверяющего личность, и разрешения, которое в реестре обязательно должно быть получено человеком, и вот там есть цель, с которой вы собираетесь пересечь.На сайте СБУ есть телефоны горячей линии, они доступны всем, и я всем рекомендую, перед тем как готовиться к этой поездке, зайти на сайт СБУ и почитать этот временный порядок пересечения.044 284 00 07 — тут можно оспорить неправомерные действия чиновников, телефон горячей службы фискальной службы еще — 099 605 42 47. Еще есть информаційно-довідковий департамент фискальной службы 0800 501 00 77, координационная группа 097 010 94 25.

    Жупинский Николай Андреевич
    Жупинский Николай Андреевич 3 года назад

    Адвокат, г. Харьков, 25 лет опыта

    Недавно ехал попутчиком на микро-автобусе и на блок-посту у всех мужчин проверяли документы, и полицейский спрашивал адресс моего постоянного проживания(не прописки) и заносил его в базу.

    Насколько это законно? Т.к это мои персональные данные, могу ли я отказать давать такую информацию? Тот же вопрос про IMEI телефонов.

    Что вообще имеет право делать полицейский на блок-посту для проверки? Чем его действия ограничиваются в штатной ситуации(нет подозрений к конкретному человеку и тд., а просто общая поголовная проверка)?

    Полицейский может задавать Вам любые вопросы, это ему не запретить. Но это не значит, что Вы обязаны на них отвечать. Проще всего отказаться отвечать на вопросы, сославшись на статью 63 Конституции Украины и на это у Вас есть полное право.

    Кирда Вячеслав Володимирович

    Що стосується адреси проживання, або IMEI телефону, то дані дії працівників правоохоронних органів є незаконними, особливо це стосується процедури з переписуванням IMEI телефону. Тому як IMEI мобільного пристрою належить до персональних даних. Вони стосуються людини і, зокрема, його місця знаходження. Якщо органам правопорядку необхідно отримати доступ до цих даних, є встановлена законом судова процедура. Вони визначають номер телефону, встановлюють IMEI і суд дає дозвіл його відстежувати.

    Маєте право відмовити у наданні іншої інформації, не передбаченої зокрема Законом України "Про національну поліцію".

    Владислав
    100%
    Владислав 3 года назад

    Юрист, г. Одесса, 6 лет опыта

    Добрый день, Артем! Добавлю к ответам коллег.

    Право проверить документы на блок-постах у полицейских есть, так как это территория со специальным полицейским контролем. Что же касается данных по IMEI, места проживания (фактического) Вы не обязаны отвечать.

    Можно ссылаться на стать 63 Конституции Украины или называть те данные, которые указанны в паспорте (Вашу прописку).

    Никаких негативных последствий для Вас это не влечет.

    Карпенко Андрій Володимирович

    Добрый день!

    Я так понимаю Ваш вопрос касается блок-постов в зоне проведения ОСС.

    В этой зоне действует особый порядок.

    Сейчас в Украине действует «Временный порядок контроля за перемещением лиц через линию соприкосновения в пределах Донецкой и Луганской областей», утвержденный приказом первого заместителя руководителя Антитеррористического центра СБУ от 14.04.2017 № 222-ог.

    Данный документ содержит пояснения по отличию блокпостов от контрольных пунктов въезда-выезда (КПВВ), действующих именно на линии разграничения.

    Непосредственно в зоне действия КПВВ на Донбассе есть два вида блокпостов.

    Первые – блокпосты «первого рубежа» или, по-народному, – «нулевые» блокпосты, которые расположены между контрольно-пропускными пунктами «Л-ДНР» и украинскими КПВВ.

    Вторые – блокпосты «второго рубежа». Они действуют со стороны подконтрольной Украине территории, в «приграничной» зоне до территории украинских КПВВ.

    Данные БП во время следования к КПВВ на неподконтрольную территорию осуществляют:

    - выдачу контрольного талона и пропуск транспортного средства на территорию КПВВ;

    - осмотр транспортного средства и груза;

    - проверку документов;

    - внесение данных о лицах и транспортных средствах в электронный реестр;

    - в контрольном талоне специальные отметки представителей ГНСУ, ГФСУ и СБУ;

    - временное ограничение (запрет) движения транспорта и людей, нарушивших порядок перемещения на временно неконтролируемую территорию и передача их соответствующим компетентным органам.

    Дополнительные блок-посты второго рубежа могут устанавливаться по всей протяженности дорожного коридора.

    Пункт 2.7. ПОРЯДКА гласит:

    "Особи що проїжджають через БП першого та БП другого рубежів (КПВВ), на вимогу уповноважених службових осіб ДПСУ та інших контрольних органів і служб зобов’язані пред’явити відповідні документи, визначені цим тимчасовим порядком, надати для огляду транспортні засоби, вантажі (товари) та інше майно."

    Пункт 6.1.:

    "З метою оперативного вирішення невідкладних завдань щодо виявлення, попередження та протидії порушенням цього Порядку, за рішенням керівника АТО, до здійснення контрольних заходів можуть залучатися представники всіх контрольних органів і служб, задіяних в районі проведення АТО."

    Дорожные коридоры определены Порядком.

    ПЕРЕЛІКконтрольних пунктів в їзду - виїзду на автомобільному транспорті

    1) Дорожній коридор "Стаханов-Золоте-Гірське-Лисичанськ" - КПВВ "Золоте";

    2) Дорожній коридор "Горлівка-Бахмут" - КПВВ "Майорське";

    3) Дорожній коридор "Донецьк-Курахове" - КПВВ "Мар’їнка";

    4) Дорожній коридор "Донецьк-Маріуполь (через Волноваху)" - КПВВ "Новотроїцьке";

    5) Дорожній коридор "Новоазовськ-Покровськ-Талаківка-Маріуполь" - КПВВ "Гнутове" (с. Пищевик);

    6) Дорожній коридор "Станиця Луганська - Щастя - Новойдар" - КПВВ "Станиця Луганська".

    Про права и обязанности полиции по за зоной ОСС коллеги Вам разъяснили.

    УДАЧИ!

    Кальницкий Георгий  Валериевич
    Кальницкий Георгий Валериевич 3 года назад

    Юрист, г. Одесса, 33 года опыта

    Артем, добрый день!

    Сразу же скажу - действия сотрудников блокпоста по истребования фактического места жительства (ФМЖ) НЕЗАКОННЫ. Причины таких действий кроются в неверном толковании норм Постановления Кабинета министров Украины от 8 июня 2017 года №365 «Некоторые вопросы осуществления социальных выплат внутренне перемещенным лицам», касающегося внутренне перемещенных лиц (ВПЛ).

    Проверка места жительства ВПЛ предусмотрена указанным Постановлением КМУ. В постановлении указано, что для того, чтобы ВПЛ могло получать свои социальные и/или пенсионные выплаты, необходимо проверять факт того, что этот человек действительно фактически проживает по адресу, указанному в его справке ВПЛ.

    Т.е., проверка ФМЖ предусмотрена только для тех ВПЛ, которые получают пенсию (ежемесячное пожизненное денежное содержание), пожизненную государственную стипендию, все виды социальной помощи и компенсации, материальное обеспечение, социальные услуги, субсидии и льготы на средства из государственного бюджета и фондов общеобязательного государственного социального страхования, ежемесячную адресную денежную помощь.

    Если ВПЛ не претендует на получение пенсионных, социальных выплат, услуг, льгот или субсидий за счет средств государственного бюджета, проверять его не имеют права.

    Проверять ФМЖ могут только работники управления труда и социальной защиты населения (УТСЗН) для вышеуказанных целей, поэтому вы законно можете отказаться давать данные о вашем ФМЖ, сославшись на ст. 63 Конституции (хотя допускаю, что сотрудники плок-постов сочтут вас слишком умным и не услышат вас).

    С номером EMEI телефона почти та же ситуация, но, на неоднократные жалобы людей, пресс-служба Главного управлении национальной полиции в Донецкой области сообщила, что проверки проводятся на законных основаниях, в частности, проверки проводятся на основании требований ЗУ «О борьбе с терроризмом», ЗУ «О национальной полиции», других нормативно-правовых актов.

    Цитата - "Они проводятся на блокпостах региона с применением технических средств, благодаря чему работниками полиции постоянно обнаруживаются непосредственные участники незаконных вооруженных формирований так называемых «ДНР» и «ЛНР», их пособники (особы, которые поддерживают тесную связь с участниками НВФ), особы, которые пребывают в розыске за совершение криминальных правонарушений, устанавливаются также пропавшие без вести особы и другие», – рассказали в полиции.

    Так что, мы понимаем, что наряду с выполнением законных требований сотрудники полиции зачастую превышают свои полномочия под вполне обоснованным предлогом и руководствуются они, прежде всего, указанием начальства, поскольку сами, я вас уверяю, они эти законы в жизни не читали.

    Так что как-то так...

    Гончаренко Константин
    Гончаренко Константин 3 года назад

    Юрист, г. Сумы, 5 лет опыта

    Доброго дня!

    По Вашому питанню повідомляю наступне:

    У статті 13 Закону України “Про Єдиний державний демографічний реєстр та документи, що підтверджують громадянство України, посвідчують особу чи її спеціальний статус” вказано на те, що документи, які посвідчують особу, залежно від їх функціонального призначення поділяються на два види: документи, що посвідчують особу й підтверджують громадянство України та документи, що посвідчують особу й підтверджують її спеціальний статус.

    документи, що посвідчують особу та підтверджують громадянство України:

    • паспорт громадянина України;
    • паспорт громадянина України для виїзду за кордон;
    • дипломатичний паспорт України;
    • службовий паспорт України;
    • посвідчення особи моряка;
    • посвідчення члена екіпажу;
    • посвідчення особи на повернення в Україну;
    • тимчасове посвідчення громадянина України;

    документи, що посвідчують особу та підтверджують її спеціальний статус:

    • посвідчення водія;
    • посвідчення особи без громадянства для виїзду за кордон;
    • посвідка на постійне проживання;
    • посвідка на тимчасове проживання;
    • картка мігранта;
    • посвідчення біженця;
    • проїзний документ біженця;
    • посвідчення особи, яка потребує додаткового захисту;
    • проїзний документ особи, якій надано додатковий захист.

    Перелік суб’єктів, які мають право перевіряти документи, що посвідчують особу, є дуже широким.

    Розпочнемо з того, що здійснювати перевірку документів особи має право поліцейський. При чому, він не має права вилучати документ, який пред’являє йому особа, у тому числі, й паспорт.

    У статті 32 Закону України «Про Національну поліцію» чітко окреслено умови, коли поліцейський має право вимагати в людини документи, що посвідчують особу, та/або документи, що підтверджують відповідне право особи.

    Це можливе лише за таких обставин:

    – якщо особа володіє зовнішніми ознаками, схожими на зовнішні ознаки особи, котра перебуває в розшуку, або безвісно зниклої особи;

    – якщо існує достатньо підстав вважати, що особа вчинила або має намір вчинити правопорушення;

    – якщо особа перебуває на території чи об’єкті із спеціальним режимом або в місці здійснення спеціального поліцейського контролю;

    – якщо в особи є зброя, боєприпаси, наркотичні засоби та інші речі, обіг яких обмежений або заборонений, або для зберігання, використання чи перевезення яких потрібен дозвіл, якщо встановити такі права іншим чином неможливо;

    – якщо особа перебуває в місці вчинення правопорушення або дорожньо-транспортної пригоди, іншої надзвичайної події;

    – якщо зовнішні ознаки особи чи транспортного засобу або дії особи дають достатні підстави вважати, що особа причетна до вчинення правопорушення, транспортний засіб може бути знаряддям чи об’єктом вчинення правопорушення.

    Коли працівник поліції звертається до особи, він зобов’язаний назвати своє прізвище, посаду, спеціальне звання. Поліцейський також зобов’язаний пред’явити службове посвідчення, на вимогу особи. При цьому він надає можливість ознайомитися з викладеною у посвідченні інформацією, не випускаючи його з рук.

    Працівник поліції не має права вилучати документ, який пред’являє йому особа, у тому числі, й паспорт.

    Працівник поліції або службовець Національної гвардії України має та зобов язаний перевіряти документи особи яка перетинає блокпост у встановленому порядку. (Керуючись тимчасовими правилами затвердженими наказом Антитерористичного центру при СБУ від 14.04.2017 № 222-ог

    Документом може будь-який зазначений у переліку , а не лише паспорт громадянина України.

    Ішшу інформацію не передбачену для запитування особа може та має право не повідомляти, проте підтвердити дані , згідно вказаних у документах чіткою і зрозумілою мовою все ж необхідно.

    З повагою,

    Костянтин Гончаренко


Похожие вопросы


Кодексы Україна

Кодекс України з процедур банкрутства Кодекс цивільного захисту України Кримінальний процесуальний кодекс України Митний кодекс України Повітряний кодекс України Податковий кодекс України Кодекс адміністративного судочинства України Цивільний процесуальний кодекс України Кримінально-виконавчий кодекс України Господарський кодекс України Цивільний кодекс України Сімейний кодекс України Земельний кодекс України Кримінальний кодекс України Водний кодекс України Кодекс торговельного мореплавства України Про надра Лісовий кодекс України Господарський процесуальний кодекс України Кодекс України про адміністративні правопорушення (статті 213 - 330) Кодекс України про адміністративні правопорушення (статті 1 - 212-21) Житловий Кодекс Української РСР Європейський кодекс соціального забезпечення Бюджетний кодекс України