Начните консультацию с юристом онлайн
Здравствуйте. В связи с новым законов о криптовалюте в Украине хотелось бы уточнить несколько вопросов.
Я торгую на мировой криптобирже Binance которая поддерживает и сотрудничает с Укр. На бирже пройдена верефикация документов на мой паспорт гражданина Укр. Криптовалюту я обычно покупаю за наличные у других людей, которые переводят мне ее на счёт биржы. На сколько я знаю биржа обязана передавать все сведение о счете государству. Есть ли чего мне опасаться и должен ли я как-то декларировать заведение средств на торговый счёт? Есть риск о том что будут меня дергать или просить какие-то сведение, если я просто пополню свой счёт биржи на несколько тысяч долларов?
Похожие вопросы
Кодексы Україна
Кодекс України з процедур банкрутства Кодекс цивільного захисту України Кримінальний процесуальний кодекс України Митний кодекс України Повітряний кодекс України Податковий кодекс України Кодекс адміністративного судочинства України Цивільний процесуальний кодекс України Кримінально-виконавчий кодекс України Господарський кодекс України Цивільний кодекс України Сімейний кодекс України Земельний кодекс України Кримінальний кодекс України Водний кодекс України Кодекс торговельного мореплавства України Про надра Лісовий кодекс України Господарський процесуальний кодекс України Кодекс України про адміністративні правопорушення (статті 213 - 330) Кодекс України про адміністративні правопорушення (статті 1 - 212-21) Житловий Кодекс Української РСР Європейський кодекс соціального забезпечення Бюджетний кодекс УкраїниНовое в блогах Юристи.UA
Ответы юристов (19)
Юрист, г. Сумы, 6 лет опыта
Добрый день!
По Вашему вопросу сообщаю следующее:
02.12. 2020 года был принят Закон України “Про віртуальні активи” №3637.Были внесены изменения в Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения». Изменения вступают в силу 28.04. 2020 года и заключаются в следующем:
1) Криптовалюте, как виртуальному активу, дали определение, а именно: цифровое выражение стоимости, которым можно торговать в цифровом формате или переводить, и которое может использоваться для платёжных или инвестиционных целей.
2) Законодатель дал определение поставщикам услуг, связанных с оборотом виртуальных активов. Им является любое физическое или юридическое лицо, которое совершает один из следующих видов деятельности:
- обмен виртуальных активов;
- перевод виртуальных активов;
- хранения и / или администрирования виртуальных активов или инструментов, позволяющих контролировать виртуальные активы;
- участие и предоставление финансовых услуг, связанных с предложением эмитента и / или продажей виртуальных активов.
Согласно данному определению, поставщиками услуг, связанных с оборотом виртуальных активов являются не только криптовалютные биржи и обменники, но и компании, которые проводят ICO (Initial Coin Offering).
3) Необходимо идентифицировать стороны сделок с виртуальными активами, если сумма сделки превышает 30 000 грн. Поставщики услуг, связанные с оборотом виртуальных активов, могут потребовать пройти верификацию, даже если сумма сделки меньше 30 000 грн.
4) Поставщикам услуг, связанных с оборотом виртуальных активов, необходимо предоставлять специальные репорты по установленной форме в Финмониторинг о проведении операции, превышающей 400 000 грн, если есть основания считать, что эти операции:
- проводятся политически значимыми лицами;
- осуществляются стороной, которая зарегистрирована в одной из стран санкционного списка;
- имеют цель перевода средств за границу;
- осуществляются с использованием наличных средств.
5) Регулятором в вопросах виртуальных активов назначено Министерство цифровой трансформации в Украине.
Последствия для криптоиндустрии
Последствия принятия Закона коснутся обычного гражданина в том случае, если его активы находятся на счету у криптообменника или криптобиржи. Если он не прошёл верификацию, то биржа будет требовать её прохождение, а в ином случае может заблокировать счёт. Кроме того, обывателю теперь нужно будет тщательнее относится к своим транзакциям на бирже, ведь любая транзакция может показаться бирже подозрительной. Биржа может потребовать дополнительные документы.
Криптобиржи/обменники внедрят процедуру верификации пользователей. Она является обязательной, кроме тех случаев, когда операции пользователя на бирже не превышают 30 000 грн. Возможно, что на практике обязательная верификация будет только для пользователей, чьи операции будут превышать 30 000 грн.
Поставщики виртуальных услуг будут обязаны расширить свой штат и включить в него сompliance офицера - человека, который будет контролировать соответствие операций пользователей AML законодательству. Это требование вытекает из положений Закона, ведь те обязанности, которые возлагаются на криптобизнес, будут требовать услуг квалифицированного специалиста, а именно compliance officer.
Есть и позитивные моменты: криптобиржи/обменники, платформы, собирающие средства через ICO, теперь переходят в легальную плоскость. В будущем они смогут открывать банковские счета. Это огромный плюс, так как до изменения это было практически невозможно. Теперь есть объективные основания полагать, что ситуация изменится в лучшую сторону.
Как будет осуществляться контроль за исполнением закона
Регулирование оборота виртуальных активов на территории Украины и надзор за соблюдением AML-законодательства в этой сфере поручено Министерству цифровой трансформации.
Украинская ассоциация платёжных систем обратилась к депутатам Верховной Рады Украины с просьбой отсрочить срок вступления в силу данного Закона. Дело в том, что в Украине не введены правила дистанционной идентификации, нет чётких новых правил эмиссии электронных денег и предоплаченных карт. Кроме того, нет разработанных технических возможностей быстрой верификации данных клиента.
Очевидно, что украинский крипторынку тоже будет сотрудничать с такими аналитическими сервисами, так как проблема отмывания денег и финансирования терроризма в мире стоит очень остро. Международное сообщества постоянно внедряет новые требования для представителей криптоиндустрии. Поставщикам услуг, связанных с оборотом виртуальных активов стоит готовится заранее и внедрять передовые установки, которыми пользуются лучшие криптобиржи.
Состояние нынешнего крипторынка в Украине показывает, что криптоиндустрия пока не готова к таким изменениям. Многим игрокам рынка придётся выбирать: или работать с нарушениями, или останавливать свою деятельность.
На сегодняшний день правовой статус криптовалют и токенизированных акций в Украине не урегулирован. С точки зрения Национального банка Украины они не являются денежными средствами или денежным суррогатом. Аналогичной позиции придерживается и украинская налоговая.
Для понимания вопроса налогообложения криптовалют и токенизированных акций необходимо руководствоватся письмом Государственной фискальной службы Украины от 25.01.2019 р. №282/К/99‑99‑13‑01‑02‑14/ІПК "Относительно порядка налогообложения некоторых операций".
Позиция ГФС сходна с позицией НБУ и сводится к тому, что природа криптовалют (аналогично и токенизированных акций) не позволяет признать их ни денежными средствами, ни валютой или платежным средством другого государства, ни валютной ценностью, ни электронными деньгами, ни ценными бумагами, ни денежным суррогатом.
В связи с этим налогообложение дохода, получаемого от криптовалют или токенезированных акций на сегодняшний день осуществляется по ставкам 18 % (налог с доходов физического лица) + 1.5 % (военный сбор).
Подводный камень заключается в том, что именно налогооблагать (всю сумму операции купли-продажи или дельту (доход). Данный вопрос не урегулирован законодательно.
Процедурно банк за Вас взимать налоги не будет (не является налоговым агентом), Вам это необходимо делать самостоятельно путем заполнения налоговой декларации и подачи ее в налоговую по месту регистрации.
Что касается того как это "видится", то с 2021 года у финмониторинга существенно возросли полномочия и, если у банка возникнет подозрение, что операции, проводимые по Вашей дебетовой карте могут иметь признаки рисковых (нет обоснования под операции, по которым осуществляется приход и расход средств), то банк обязан уведомить об этом финмониторинг, а они уже, в свою очередь, могут заблокировать Вашу карту и инициировать разбирательство относительно происхождения дохода, его налогообложения и т.п..
С уважением,
Константин Гончаренко
Адвокат, г. Киев
02.12. 2020 года был принят Закон України “Про віртуальні активи” №3637.Были внесены изменения в Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».
___
Вы хоть проверяйте информацию. Пишите чушь всякую
Закон не принят и когда будет принят не известно. Есть законопрект принятый за основу.
спасибо большое
Юрист, г. Сумы, 6 лет опыта
02.12. 2020 года был принят Закон України “Про віртуальні активи” №3637.Были внесены изменения в Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».
на информационном портале ВР УКАЗАНО:_
02.12.2020Прийнято в першому читанніЯ там ниже указал , что ситуация с вопросом не урегулирована на данный момент в целом.
С уважением,
Константин Гончаренко
Адвокат, г. Харьков, 7 лет опыта
Доброго дня! в Україні відсутнє законодавче регулювання обігу криптоактивів. Жодного закону ще не прийнято, наявний законопроект, однак він ще зміниться і його кінцевий текст НЕВІДОМО.
https://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3... посилання для контролю закону. Чи приймуть його у даній редакції в другому читанні - невідомо, практика демонструє, що тексти таких важливих законів переписують.
Вам слід остерігатися фінансового моніторингу та податкової. Ваш дохід від реалізації криптовалюти підлягає обов'яхковому декларуванню.
1) Бінанс не передає інформацію про ваш баланс криптовалюти в Україну. Податкові зобов'язання у вас виникають при наявності фіатних коштів.
Оскілький операції з криптоактивами не регулюються в Україні і статус криптоактиву ще не визначено (що це? гроші чи майно?) рекомендую вам декларувати як фізична особа ТІЛЬКИ виведені кошти з біржі.
2) Уже стартувала компанія декларування доходів за 2020 рік. Триватиме до 1 травня 2021. Податки і військовий збір платити до середини липня 2021 року. 18% ПДФО та 1.5% військовий збір. Рекомендую замовити Електронний підпис та проводити всі операції в кабінеті платника. https://cabinet.tax.gov.ua/
З) фінансовий моніторинг, це блокування вашого рахунку (картки) у разі непідтвердженого одержання коштів. Виписка з Бінанс підтвердить ваші надходження. Якщо ви виводите кошти через платіжні системи, також будьте обережними, вони якраз і передають інформацію податковій.
Отлично. То есть все законопроекты на данный момент ещё официально не приняты? И весь оборот с крипто активами ещё не регулируется?
Адвокат, г. Харьков, 7 лет опыта
Так, всі закнопроекти це просто документи в роботі Верховної Ради. Рекомендую вам контролювати закони через Гугл.
Якщо ви у пошук вводите запити: "закон про криптовалюту", "закон про цифрові активи" у разі наявності чинного закону вам має видати сайт https://zakon.rada.gov.ua/
Всі інші сайти неофіційні і можуть публікувати не чинні законопроекти.
https://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3... час від часц відвідуте даний сайт. Якщо закон приймуть, там у датах добавиться прийнято у 2гому читанні, а пізніше - дата набрання чинності.
Адвокат, г. Киев
Налогообложение операций с криптовалютами в УкраинеПри продаже криптовалюты физическим лицом (не предприниматель), налогом по ставке 18% и военным сбором 1,5% облагается вся сумма сделки. Покупка криптовалюты и майнинг физическими лицами не ведет к налоговым последствиям, поскольку отсутствует факт получения прибыли.О легализации криптовалют в Украине говорили еще в 2018 году во времена правительства Владимира Гройсмана. В частности тогда планировали разработать правила налогообложения операций с криптовалютой. Также в правительстве поручили внести майнинг криптовалют в классификатор видов экономической деятельности (КВЭД), что узаконивает данную деятельность.Закон принят сейчас в первом чтении .Задекларируйте свои доходы и уплатите налог и вам ничего не будет угрожать
Юрист, г. Чернигов, 10 лет опыта
Здравствуйте!
На сегодня криптовалюта не имеет определенного правового статуса в Украине, в частности отсутствует нормативная база для ее классификации и регулирования операций с ней.
Вместе с тем справочно с целью урегулирования правоотношений в сфере обращения, хранения, владения, использования и проведения операций с помощью криптоактивов в Украине, а также определения общих принципов функционирования и правового регулирования рынка виртуальных активов в Украине на сегодняшний день в Верховной Раде Украины зарегистрированы проекты законов:
"Об обращении криптовалюты в Украине" (регистрационный N 7183 от 06.10.201);
"О стимулировании рынка криптовалюты и их производных в Украине" (регистрационный N 7183-1 от 10.10.2017);
"О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно стимулирования рынка криптовалюты и их производных в Украине)" (регистрационный N 7246 от 30.10.2017);
"О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения операций с виртуальными активами в Украине" (регистрационный N 9083 от 14.09.2018);
"О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения операций с виртуальными активами в Украине" (регистрационный N 9083-1 от 27.09.2018);
"О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законы Украины относительно налогообложения операций с криптоактивами" (регистрационный N 2461 от 15.11.2019).
Относительно представления декларации.
Пунктом 49.2 ст. 49 Кодекса установлена обязанность налогоплательщика представлять налоговые декларации по каждому отдельному налогу, плательщиком которого он является, за каждый установленный Кодексом отчетный период, в котором возникают объекты налогообложения, или в случае наличия показателей, подлежащих декларированию в соответствии с требованиями Кодекса.
Согласно пп. 168.2.1 п. 168.1 ст. 168 Кодекса плательщик налога, получающий доходы от лица, не являющегося налоговым агентом, и иностранные доходы, обязан включить сумму таких доходов в общий годовой налогооблагаемый доход и подать налоговую декларацию по результатам отчетного налогового года.
В соответствии с подпунктами 170.11.1 и 170.11.2 п. 170.11 ст. 170 Кодекса, в случае если источник выплат любых налогооблагаемых доходов является иностранным, сумма такого дохода включается в общий годовой налогооблагаемый доход плательщика налога - получателя, который обязан подать годовую налоговую декларацию об имущественном состоянии и доходах (далее - налоговая декларация).
Налоговая декларация подается за отчетный период в установленные Кодексом сроки контролирующему органу, в котором состоит на учете налогоплательщик (п. 49.1 ст. 49 Кодекса).
При этом действующим законодательством не запрещено подавать в контролирующий орган налоговую декларацию при отсутствии обязанности относительно такого представления.
Форма налоговой декларации и инструкция по ее заполнению утверждены приказом Министерства финансов Украины от 02.10.2015 г. N 859 (с изменениями) (далее - Инструкция N 859).
Следует отметить, что согласно нормам Кодекса и Инструкции N 859 налоговая декларация предусматривает указание доходов налогоплательщика в гривнях с копейками. Вместе с тем, глава VIII налоговой декларации предусматривает указание сведений о собственном недвижимом (движимом) имуществе, подлежащем государственной регистрации.
Следовательно, по нормативным документам, действующим на сегодня, отражение в налоговой декларации наличия у налогоплательщика криптовалюты в крипто-кошельке действующим законодательством не предусмотрено. В то же время, при получении доходов от операций с криптовалютой указанные доходы отражаются в разделе II налоговой декларации.
Всего доброго!
Успехов Вам!
Не понимаю, вверху мне пишут что закон уже вступил в силу, кто-то пишет что не вступил ещё. Где искать достоверную и точную информацию?
Юрист, г. Чернигов, 10 лет опыта
Нет, закон не вступил в силу. Всего лишь проект закона принят в первом чтении и теперь готовится к второму чтению. Ознакомьтесь: https://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3...
Всего доброго!
Успехов Вам!
Вы наверное не поняли мой вопрос. Если я только завожу средства на биржу, но не вывожу их? Должен ли я платить налог и попадаю ли я под прицел? Повторяю, со стороны биржи о том что заблокируют или заморозят счёт переживаний нет. Только вопрос в том, если же я просто завожу деньги на торговый счёт в больших объёмах, грозит ли это чём-то?
Юрист, г. Сумы, 6 лет опыта
На данный момент регулируется только порядок вывода средств на банковский счет,( процедуры финансового мониторинга), порядок пополнений регулируется исключительно правилами биржи.
---
Вы наверное не поняли мой вопрос. Если я только завожу средства на биржу, но не вывожу их? Должен ли я платить налог и попадаю ли я под прицел? Повторяю, со стороны биржи о том что заблокируют или заморозят счёт переживаний нет. Только вопрос в том, если же я просто завожу деньги на торговый счёт в больших объёмах, грозит ли это чём-то?
С уважением,
Константин Гончаренко
Юрист, г. Чернигов, 10 лет опыта
Если я только завожу средства на биржу, но не вывожу их? Должен ли я платить налог и попадаю ли я под прицел? - нет, не должны. Ведь в таком случае отсутствует доход как таковой. По нормативным документам, действующим на сегодня, отражение в налоговой декларации наличия у налогоплательщика криптовалюты в крипто-кошельке действующим законодательством не предусмотрено.
В то же время, при получении доходов от операций с криптовалютой указанные доходы отражаются в разделе II налоговой декларации. То есть, только лишь после вывода средств на свой банковский счет Вам нужно будет подать налоговую декларацию и уплатить налоги.
Всего доброго!
Успехов Вам!
Адвокат, г. Харьков, 7 лет опыта
Только вопрос в том, если же я просто завожу деньги на торговый счёт в больших объёмах, грозит ли это чём-то?
Поки не прийнято закону і не надано статусу криптовалюті, вам нічого вам не загрожує.
Должен ли я платить налог и попадаю ли я под прицел? ні, у вас немає доходу, тому і податкових зобов'язань немає.
Адвокат, г. Винница, 10 лет опыта
Доброго дня!
На даний час в Україні не прийнято Закон про обіг криптовалют.
Разом з тим, у разі надходження на ваш рахунок грошових коштів в Україні банк може запросити у вас підтвердження походження даних коштів.
Якщо не підтвердити походження коштів, банк відмовить у проведенні банківської операції.
Іншої відповідальності до Вас на даний час застосовано не може бути.
Юрист, г. Харьков, 33 года опыта
Законодательство о виртуальных активах пока остаётся без изменений. Они находится в процессе обсуждения и подготовке к принятию в целом. Что касается налогообложения ваших доходов, то налогообложению подлежат денежные средства, которые из криптовалюты переходят в фиатные деньги. Ваш налогооблагаемый доход будет определятся только когда криптовалюта станет гривней. До этого момента налогооблагаемого дохода у вас нет.
Юрист, г. Днепр, 31 год опыта
Закон Украины "Про запобігання та протидію легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, фінансуванню тероризму та фінансуванню розповсюдження зброї масового знищення" (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/361-20):
"Стаття 1. Визначення термінів
1. У цьому Законі наведені нижче терміни вживаються в такому значенні:...
34) належна перевірка - заходи, що включають:
ідентифікацію та верифікацію клієнта (його представника);
встановлення кінцевого бенефіціарного власника клієнта або його відсутності, у тому числі отримання структури власності з метою її розуміння, та даних, що дають змогу встановити кінцевого бенефіціарного власника, та вжиття заходів з верифікації його особи (за наявності);
встановлення (розуміння) мети та характеру майбутніх ділових відносин або проведення фінансової операції;
проведення на постійній основі моніторингу ділових відносин та фінансових операцій клієнта, що здійснюються у процесі таких відносин, щодо відповідності таких фінансових операцій наявній у суб’єкта первинного фінансового моніторингу інформації про клієнта, його діяльність та ризик (у тому числі, в разі необхідності, про джерело коштів, пов’язаних з фінансовими операціями);
забезпечення актуальності отриманих та існуючих документів, даних та інформації про клієнта;
35) належним чином оформлене повідомлення - оформлене та подане відповідно до вимог законодавства до спеціально уповноваженого органу повідомлення про фінансову операцію, що підлягає фінансовому моніторингу, або повідомлення, що містить додаткову інформацію про фінансові операції та їх учасників, що стали об’єктом фінансового моніторингу з боку спеціально уповноваженого органу;
Стаття 11. Належна перевірка...
3. Належна перевірка здійснюється в разі:..
здійснення переказів (у тому числі міжнародних) без відкриття рахунка на суму, що дорівнює чи перевищує 30 тисяч гривень, або суму, еквівалентну зазначеній сумі, у тому числі в іноземній валюті, банківських металах, інших активах, одиницях вартості, але є меншою за суму, передбачену частиною першою статті 20 цього Закону;
проведення фінансової операції з віртуальними активами на суму, що дорівнює чи перевищує 30 тисяч гривень; (это в части принятия в первом чтении Закона о виртуальных активах - прм. авт.)...
проведення разової фінансової операції без встановлення ділових відносин з клієнтами, якщо сума фінансової операції дорівнює або перевищує суму, визначену частиною першою статті 20 цього Закону...
Стаття 20. Порогові фінансові операції
1. Фінансові операції є пороговими, якщо сума, на яку здійснюється кожна із них, дорівнює чи перевищує 400 тисяч гривень (для суб’єктів господарювання, які проводять лотереї та/або азартні ігри, - 55 тисяч гривень) або дорівнює чи перевищує суму в іноземній валюті, банківських металах, інших активах, еквівалентну за офіційним курсом гривні до іноземних валют і банківських металів 400 тисяч гривень на момент проведення фінансової операції (для суб’єктів господарювання, які проводять лотереї та/або азартні ігри, - 55 тисяч гривень), за наявності однієї або більше таких ознак:
{Абзац перший частини першої статті 20 із змінами, внесеними згідно із Законом № 768-IX від 14.07.2020}
зарахування або переказ коштів, надання або отримання кредиту (позики), здійснення інших фінансових операцій у разі, якщо хоча б одна із сторін - учасників фінансової операції має відповідну реєстрацію, місце проживання чи місцезнаходження в державі (юрисдикції), що не виконує чи неналежним чином виконує рекомендації міжнародних, міжурядових організацій, задіяних у сфері боротьби з легалізацією (відмиванням) доходів, одержаних злочинним шляхом, фінансуванням тероризму чи фінансуванням розповсюдження зброї масового знищення (в тому числі дипломатичне представництво, посольство, консульство такої іноземної держави), або однією із сторін - учасників фінансової операції є особа, яка має рахунок у банку, зареєстрованому в зазначеній державі (юрисдикції);
фінансові операції політично значущих осіб, членів їх сім’ї та/або осіб, пов’язаних з політично значущими особами;
фінансові операції із переказу коштів за кордон (в тому числі до держав, віднесених Кабінетом Міністрів України до офшорних зон);
фінансові операції з готівкою (внесення, переказ, отримання коштів).".
Гражданский кодекс Украины (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/435-15):
"Стаття 10. Міжнародні договори
1. Чинний міжнародний договір, який регулює цивільні відносини, згода на обов'язковість якого надана Верховною Радою України, є частиною національного цивільного законодавства України.
2. Якщо у чинному міжнародному договорі України, укладеному у встановленому законом порядку, містяться інші правила, ніж ті, що встановлені відповідним актом цивільного законодавства, застосовуються правила відповідного міжнародного договору України." -
это также в части отсутствия на данный момент Закона о виртуальных активах, при этом, проведение проверки по данному основанию, как выше приведено, Законом предусмотрено.
Адвокат, г. Киев, 31 год опыта
Здравствуйте!
У грудні Верховна Рада прийняла за основу законопроєкт №3637 “Про віртуальні активи” (закон не принят):
Офіційний портал Верховної Ради України (rada.gov.ua)
"Если я только завожу средства на биржу, но не вывожу их? Должен ли я платить налог и попадаю ли я под прицел"?
- Нет.
"Только вопрос в том, если же я просто завожу деньги на торговый счёт в больших объёмах, грозит ли это чём-то"?
- Нет.