Задайте вопрос юристу

880 юриста готовы ответить сейчас

Ответ за ~15 минут

Задать вопрос на сайте

Финансовое право, 25 сентября 2023, вопрос №93447 240₴

Блокировка банковских карт банком - Массовi зарахування на картку

Массовi зарахування на картку - как быть? Какие документы лучше предоставить банку? Как разблокировать средства? Какие могут быть последствия?

Ответы юристов (5)

    Корнійчук Євген Іванович
    12.5%

    Доброго дня, вам треба пояснити надходження коштів. Пояснити свою діяльність та підтвердити це документально. Надавайте будь які докази, які підтверджують надходження коштів та спростовує їх злочинне походження. На разі ви надали за мало інформації для обгрунтованої вам відповіді.

    Айвазян Юрій Климентійович
    12.5%
    Айвазян Юрій Климентійович год назад

    Адвокат, г. Николаев, 33 года опыта

    Общаться в чате

    Доброго дня, Віталію!

    В даному випадку йдеться про таке поняття, як фінмоніторинг - на даний момент лише про внутришній фінмоніторинг банку. Наразі Вам треба надати документи, що підтверджують надходження коштів, тобто треба довести банку, що Ви не займаєтесь незаконною діяльністю. Кошти Ви зможете розблокувати тільки після того, як надасте підтверджувальні документи для банку. Якщо, під час перевірки, банк влаштують надані Вами документи, то рахунок буде разблоковано, як що ж ні, то Ви не будете мати до нього доступу.

    На майбутнє раджу Вам ознайомтись з основними показниками фінмоніторингу, аби надалі не повторювати таку саму помилку.

    Законодавчою основою фінансового моніторингу є Закон «Про запобігання та протидію легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, фінансування тероризму та фінансуванню розповсюдження зброї масового знищення» від 06.12.2019 р. № 361.

    Фінмоніторинг - це по суті контроль банку над фінансовими операціями своїх клієнтів.

    Пороговими цифрами обсягу готівкових і безготівкових операцій у фінансовому моніторингу є 5 тисяч гривен, 30 тисяч гривен, 55 тисяч гривен, 400 тисяч гривен, а також значна сума при операції з готівкою. Вони впливають на обрання тих чи інших заходів фінансового моніторингу. Однак банк за своїми внутрішніми правилами може визнати підозрілою будь-яку операцію незалежно від суми, а також визначати значимість суми тих чи інших операцій з готівкою.

    Обсяг платіжної операції впливає, але не є вирішальним.

    Під фінансовий моніторинг, у першу чергу, потрапляють видаткові операції (перекази коштів) у безготівковій формі, готівкою в залежності від суми платежу. Ідентифікація клієнта здійснюється зокрема за допомогою банківської картки чи кваліфікованого електронного підпису. Верифікація операції потребує додаткових підтверджень, зокрема можливий дзвінок з банку, сканування обличчя, перевірка даних платежу, підтвердження особи платника, чи дійсно саме власник картки її використовує, з’ясування мети операції та походження коштів тощо.

    Вартісні межі фінансового моніторингу такі:

    1. Для переказу безготівкових коштів для зарахування на рахунок отримувача в оплату вартості товарів, робіт, послуг, погашення зобов’язання за кредитом (пп «5» ч. 18 ст. 14 Закону № 361)

    Коли банки не зобов'язані реагувати - менше 3000 грн.

    Коли можлива перевірка - від 30 тис. грн до 400 тис. грн.

    Повідомлення до органу фінмоніторингу - більше 400 тис. грн.

    2. Для переказу готівкових коштів (пп. «8» ч. 18 ст. 14 Закону № 361) - 5 тис. грн та менше (можна без ідентифікації особи платника, у т.ч. при переказі без відкриття рахунка).

    Коли банки не зобов'язані реагувати - 5000 грн. та менше.*

    Коли можлива перевірка - більше 5 тис. грн до 400 тис. грн.

    Повідомлення до органу фінмоніторингу - більше 400 тис. грн.

    *(можна без ідентифікації особи платника, у т.ч. при переказі без відкриття рахунка)

    З повагою, адвокат Айвазян.

    Карпенко Андрій Володимирович
    41.7%

    Здравствуйте!

    І.

    1. Согласно закону банк имеет право остановить проведение финансовой операции на два рабочих дня и должен сообщить об этом Госфинмониторинг. Госфинмониторинг может принять решение о дальнейшем приостановлении проведения финансовой операции на семь рабочих дней и более в случаях, предусмотренных ст.23 Закона Украины №361-их, о чем будет сообщено банку. Если банк не получил соответствующее сообщение, финансовая операция будет проведена. Общий срок остановки проведения финансовой операции не может быть более 30 рабочих дней — Нацбанк Украины (постановление Нацбанка №129).

    Банк не может конфисковать (изъять) средства клиента, это исключительно функция государства в установленных законодательством случаях.

    Процедура изъятия предусмотрена для государственных преступников, террористов, личностей находящихся в санкционных списках.

    2. Чаще всего людей ни о чем не предупреждают, а просто ставят перед фактом — либо денежное перечисление просто останавливается (не доходит получателю), либо о том, что карта заблокирована (не работает) узнают во время расчета. Только после выяснений, в банке сообщают, что заблокировали деньги. Чаще всего после этого ситуация развивается по трем сценариям:

    Банк требует от клиента объяснений по происхождению средств и о целях операции. Все нужно подтверждать документами: налоговая декларация, договор о покупке-продажи имущества на крупную сумму, кредитный договор, по которому отправляются средства и пр. Если банк получает нужны бумаги, и они ему подходят — операция проходит/карту разблокируют. Если человек не хочет или не может предоставить банку нужные документы, то останавливает операцию, и может закрыть счет. В этом случае денежный перевод не пройдет, средства должны быть возвращены человеку. Либо их перечислят ему на счет в другом банке, либо выдадут наличными в кассе. Банк может ничего не объясняя в одностороннем порядке расторгнуть деловые отношения с клиентом — так называет процедура. Счет принудительно закрывается, без уточнения причины, а человеку, как и в предыдущем случае — возвращают его средства. В такой ситуации, финучреждение чаще всего настаивает на переводе их на счет в другом банке, реже — выдает наличными.

    Из всех перечисленных сценариев всегда вытекает вывод:

    - у банка есть 30 дней на принятие решения;

    - даже если банку что-то не понравилось, он обязан вернуть человеку его деньги, попутно закрывая счет.

    ІІ.

    Постановою Правління Національного банку від 19 травня 2020 року № 65 затверджено нове Положення про здійснення банками фінансового моніторингу.

    Річ у тім, що додатком 20 до Положення № 65 йде перелік ознак, які Нацбанк пропонує використовувати як підозрілі для блокування рахунків (так звані Індикатори підозрілості фінансових операцій). І саме на них банки й орієнтуються. Звісно, кожен банк має ще власні внутрішні документи з приводу фінмоніторингу, але вони базуються на Законі про фінмоніторинг та Положенні № 65.

    Так, у числі ознак підозрілості — навіть наявність кількох карток у клієнта, його надмірне нервування чи бажання обслуговуватися лише у конкретного співробітника банка. І це ще далеко не все, адже НБУ нарахував аж 73 ознаки підозрілості фінансових операцій.

    Положення № 65 передбачає, що в банках повинна бути система автоматизації. Це комплексна інтегрована система автоматизації процесів фінансового моніторингу, яка може складатися з кількох окремих систем або підсистем, які забезпечують функціонування належної системи управління ризиками легалізації (відмивання) доходів, одержаних злочинним шляхом, фінансування тероризму та/або фінансування розповсюдження зброї масового знищення.

    Саме система автоматизації має забезпечувати постійний моніторинг фінансових операцій клієнтів з метою оперативного виявлення індикаторів підозрілості фінансових операцій.

    Індикатори підозрілості фінансових операцій додаток 20 до Положення № 65 ділить на три групи:

    • що стосуються діяльності чи поведінки клієнта;
    • що стосуються фінансових операцій клієнта;
    • за різними видами продуктів (послуг).

    За нормами НБУ підозрілими слід вважати операції, якщо клієнт (його представник):

    • не може зрозуміло пояснити, у чому полягає його ділова діяльність (характер діяльності);
    • не бажає або відмовляється надавати інформацію або надає сумнівну інформацію, яку важко перевірити;
    • має велику кількість рахунків або платіжних карток, потреба у яких не є зрозумілою або не відповідає його бізнес-потребам;
    • нервує без видимих причин або проявляє нетипову поведінку;
    • демонструє незвичну зацікавленість вимогами законодавства у сфері фінмоніторингу чи внутрішніх документів банку з цих питань;
    • скасовує проведення запланованої фінансової операції після того, як банк запитав у нього відповідні підтвердні документи та/або роз'яснення;
    • наполягає на терміновості проведення фінансової операції, демонструючи нервову поведінку, без наявності очевидних на те причин (підстав);
    • пропонує гроші, подарунки або інший вид подяки працівникові банку за проведення фінансової операції у незвичний або підозрілий спосіб;
    • демонструє незнання інформації, що стосується фінансових операцій за його власним рахунком, та/або не може пояснити їх зміст;
    • незвично та надмірно виправдовує або пояснює фінансову операцію, підкреслюючи відсутність будь-яких зв'язків із незаконною діяльністю.
    Гончаренко Константин
    20.8%
    Гончаренко Константин год назад

    Юрист, г. Сумы, 5 лет опыта

    Добрый день!

    Сообщаю следующее:

    Закон Украины "О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"

    Статья 17. Приостановление финансовых операций, в отношении которых есть мотивированное подозрение, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, или в отношении которых применены международные санкции.1. Субъект первичного финансового мониторинга имеет право приостановить совершение финансовой операции в случае, если такая операция содержит признаки, предусмотренные статьями 15 и 16 настоящего Закона, и обязан приостановить совершение финансовой операции, если ее участником или выгодополучателем по ней является лицо, включенное в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или в отношении которых применены международные санкции, и в тот же день уведомить об этом Специально уполномоченный орган. Такое приостановление финансовых операций осуществляется на срок до двух рабочих дней.2. Специально уполномоченный орган может принять решение о дальнейшем приостановлении такой финансовой операции в соответствии с частью первой настоящей статьи на срок до пяти рабочих дней, о чем обязан безотлагательно уведомить субъекта первичного финансового мониторинга, а также правоохранительные органы, уполномоченные принимать решение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. В случае непринятия Специально уполномоченным органом соответствующего решения в течение срока, предусмотренного частью первой настоящей статьи, субъект первичного финансового мониторинга возобновляет совершение финансовой операции.

    3. Специально уполномоченный орган может принять решение о приостановлении расходных операций по счетам клиентов (лиц) в случае, если такие операции содержат признаки, предусмотренные статьями 15, 16 настоящего Закона сроком до пяти рабочих дней, о чем обязан безотлагательно уведомить субъекта первичного финансового мониторинга, а также правоохранительные органы, уполномоченные принимать решение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.4. В случае такого приостановления расходных финансовых операций прибыльные финансовые операции не приостанавливаются. При этом субъект первичного финансового мониторинга в тот же день обязан уведомить о совершении таких операций Специально уполномоченный орган.5. В случае принятия решения в соответствии с частями второй и третьей настоящей статьи Специально уполномоченный орган проводит аналитическую работу, собирает необходимую дополнительную информацию, обрабатывает, проверяет и анализирует ее. В случае подтверждения мотивированного подозрения Специально уполномоченный орган готовит и предоставляет соответствующие обобщенные материалы в течение срока приостановления такой операции в правоохранительные органы, уполномоченные принимать решение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.В таком случае срок приостановления финансовой операции продлевается на семь рабочих дней со дня предоставления соответствующих обобщенных материалов, при условии, что общий срок такого приостановления не будет превышать 14 рабочих дней.Специально уполномоченный орган информирует в день предоставления обобщенных материалов соответствующего субъекта первичного финансового мониторинга о дне истечения срока приостановления финансовой операции.В случае если по результатам проверки признаки легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма не подтверждаются, Специально уполномоченный орган обязан безотлагательно отменить свое решение о приостановлении расходных операций и уведомить об этом субъекта первичного финансового мониторинга.6. Порядок приостановления и возобновления совершения финансовых операций определяется субъектами государственного финансового мониторинга, осуществляющими регулирование и надзор за деятельностью субъектов первичного финансового мониторинга в пределах их полномочий. Сроки приостановления финансовых операций субъектами первичного финансового мониторинга и Специально уполномоченным органом, указанные в частях первой-четвертой настоящей статьи, являются окончательными и продлению не подлежат.7. Порядок формирования перечня лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или в отношении которых применены международные санкции, определяется Кабинетом Министров Украины. Основанием для внесения юридического или физического лица в указанный перечень является:

    1. приговор суда, вступивший в законную силу, о признании физического лица виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями 258, 2581, 2582, 2583, 2584 и 2585 Уголовного кодекса Украины;
    2. сведения, формирующиеся международными организациями или уполномоченными ими органами об организациях, юридических и физических лицах, которые связаны с террористическими организациями или террористами, а также о лицах, в отношении которых применены международные санкции;
    3. приговоры (решения) судов, решения других компетентных органов иностранных государств, в отношении организаций, юридических или физических лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности, которые признаются Украиной в соответствии с международными договорами Украины.

    8. Перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или в отношении которых применены международные санкции, доводится до ведома субъектов первичного финансового мониторинга Специально уполномоченным органом в порядке, согласованном с другими субъектами государственного финансового мониторинга.9. Порядок доступа к активам, которые связаны с финансированием терроризма и касаются финансовых операций, приостановленных в соответствии с решением, принятым на основании резолюций Совета безопасности ООН, устанавливается законом. Такой доступ осуществляется для покрытия основных или чрезвычайных расходов.10. Приостановление финансовых операций в соответствии с частью первой настоящей статьи и частью пятой статьи 22 настоящего Закона не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности субъекта первичного финансового мониторинга и его должностных лиц за нарушение условий соответствующих сделок.11. Порядок исключения из перечня лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или в отношении которых применены международные санкции, определяется Кабинетом Министров Украины. Основанием для исключения юридического или физического лица из указанного перечня является:

    1. погашение или снятие судимости с физического лица, осужденного приговором суда, вступившим в законную силу, о признании этого лица виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями 258, 258-1, 258-2, 258-3, 258-4 и 258-5 Уголовного кодекса Украины;
    2. исключение лица из сведений, которые формируются международными организациями или уполномоченными ими органами об организациях, юридических и физических лицах, связанных с террористическими организациями или террористами, а также о лицах, в отношении которых применены международные санкции;
    3. погашение или снятие судимости с физического лица, осужденного приговором (решением) судов, решением других компетентных органов иностранных государств относительно организаций, юридических или физических лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности, которые признаются Украиной в соответствии с международными договорами Украины;
    4. наличие документально подтвержденных данных о смерти лица, включенного в перечень в соответствии с частью седьмой настоящей статьи.

    12. Рассмотрение запросов относительно исключения из перечня лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или в отношении которых применены международные санкции, осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

    Счет будет заблокирован до того момента , пока соответствующий орган не проведет проверку и Вы предоставить документ о легальном происхождение средств , не связанным с деятельностью запрещенной законом.

    Из всех перечисленных сценариев всегда вытекает вывод:

    - у банка есть 30 дней на принятие решения;

    - даже если банку что-то не понравилось, он обязан вернуть человеку его деньги, попутно закрывая счет. и уведомив об этом клиента письменно о прекращении обслуживания.

    Если Вы все же желаете снять деньги с этого счета ( обратитесь в кассу и заберите наличными без обьяснения происхождения( постанова НБУ № 65)

    Документы подтверждающие происхождение средств:

    1. Налоговая декларация уплата налогов

    2. Деятельность ФОП Открыта и бухгалтерская справка о поступлениях на счет ФОП ( или договор об оказании услуг и акт выполненных работ согласно КВЕДов ФОП)

    3. Договор ДАРЕНИЯ НОТАРИАЛЬНЫЙ ИЛИ ДОГОВОР о предоставлении Вам безвозвратной финансовой благотворительной помощи на этот счет и в указанной сумме от организации или лица подпись которого должна быть в договоре и номер счета отправителя , печать или нотариальное заверение перевода на украинский язык

    ---

    Если они заходить будут на счет в банке Украины , то финмониторинг может спросить информацию о их легальном происхождении , банку важен факт легальности , тех сумм , что лежат на счету и заходят на него , им не важно куда они пойдут дальше и они не будут сообщать в налоговую , но счет имеют право приостановить до установления факта происхождения средств.

    Вам для банка нужно иметь бумаги , откуда приходят средства и на каких основаниях , а лежать они могут на счетах сколько угодно , в любіх суммах - главное , что бы был ФОП договора , акты, бухгалтерская справка фоп, если договора не сможете составить , нужна будет справка.

    Это нужно , что бы банк понимал законность.

    если это невозможно, переводы наличными в кассу на ваше имя как вестерн юнион с паспортом забирать на отделении НАЛИЧНЫМИ

    тогда по результатам года нужно просто подать декларацию физ лица про майновий стан та доходи и оплатить за год пдфо - 18% ВЗ -1,5%

    С уважением,

    Константин Гончаренко

    Кирда Вячеслав Володимирович
    12.5%

    Вітаю.

    Ви потрапили під фінансовий моніторинг банку і потрібно підтвердити походження коштів.

    Розглянемо два варіант підтвердження походження коштів.

    Варіант-1 (мирова угода про повернення боргу, яка затверджена судом)

    В Україні, непряме визначення походження коштів відсутнє. Дуже часто, виникають ситуації, при яких боржник заборгував певну суму грошових коштів кредитору (розписка або НЕ нотаріальний договір позики). Як правило, кредитор подає в суд на боржника і в суді сторони укладають мирову угоду, де прописують повернення грошових коштів. Так ось, для банку та для фінмоніторингу, така мирова угода, та ще затверджена судом, є підтвердження походження коштів.Варіант-2 (купівля нерухомості через іпотечно-борговий механізм) Розглянемо варіант, коли існує певний борг і кредитор хоче оформити на себе майно боржника. В такому випадку, у нотаріуса підписується договір позики і в іпотеку передається нерухомість боржника. У нотаріуса не виникне питань походження коштів, оскільки є старі борги, які просто трансформуються в нове боргове зобов'язання (договір позики). Це називається «новація», коли припиняється первинне зобов'язання за згодою сторін і замінюється на нове зобов'язання в формі договору позики.

    У договорі іпотеки обов'язково необхідно прописати застереження про позасудовий порядок стягнення на предмет іпотеки. Після неповернення боргу, є два варіанти переоформлення іпотеки у власності кредитора:

    1. Підписання договору задоволення вимог іпотекодержателя за рахунок предмета іпотеки в рахунок боргу, який підписується у нотаріуса за згодою сторін, в результаті якого переходить право власності на нерухомість кредитору зі списанням боргових зобов'язань. 2. Оформлення право власності на кредитора по ст. 37 ЗУ «Про іпотеку». В такому випадку згода боржника на таке оформлення не потрібно. Це називається позасудовий порядок стягнення на предмет іпотеки. В такому випадку, борг боржника повністю списується.

    Успіхів. Всього доброго!


Похожие вопросы


Кодексы Україна

Кодекс України з процедур банкрутства Кодекс цивільного захисту України Кримінальний процесуальний кодекс України Митний кодекс України Повітряний кодекс України Податковий кодекс України Кодекс адміністративного судочинства України Цивільний процесуальний кодекс України Кримінально-виконавчий кодекс України Господарський кодекс України Цивільний кодекс України Сімейний кодекс України Земельний кодекс України Кримінальний кодекс України Водний кодекс України Кодекс торговельного мореплавства України Про надра Лісовий кодекс України Господарський процесуальний кодекс України Кодекс України про адміністративні правопорушення (статті 213 - 330) Кодекс України про адміністративні правопорушення (статті 1 - 212-21) Житловий Кодекс Української РСР Європейський кодекс соціального забезпечення Бюджетний кодекс України

Новое в блогах Юристи.UA

Официальный блог Юристы.UA 19 0 23 нояб. 2024
Официальный блог Юристы.UA 0 0 19 нояб. 2024