Задайте вопрос юристу

827 юриста готовы ответить сейчас

Ответ за ~15 минут

Задать вопрос на сайте

Налоговое право, 08 сентября 2022, вопрос №72700 250₴

Торговля виртуальными активами

Здравствуйте уважаемые юристы. У меня такой вопрос. Занимаюсь p2p торговлей на бирже (купи-продай) Как правильно оформить данную деятельность? Сколько нужно платить в налоговую? Сумма оборачиваемая средств около 100 000 грн. Как другие люди на бирже оборачивают миллионы? Карту уже 3 раза блокировал банк. Уже написал чем я занимаюсь но через день снова заблокировали счета. Ездил в банк разблокировать. Подскажите пожалуйста как быть в данной ситуации? Спасибо. Отблагодарю символически

Ответы юристов (16)

    Айвазян Юрий Климентьевич
    Общаться в чате Айвазян Юрий Климентьевич год назад

    Адвокат, г. Николаев, 32 года опыта

    Обратиться Бесплатная оценка вашей ситуации

    Добрый день, Роман!

    Давно занимаюсь этим вопросом и знаю о его правовой стороне практически все!

    Сначала дам Вам небольшую справку:

    Налогообложение для физических лиц-предпринимателей (ФЛП) – вопрос неоднозначный.

    Отдельных КВЭДов для операций с криптой нет. Письмо Госстата 2018 года № 14.4-09/435-18 определяет такие КВЕДы для операций с криптовалютой:

    майнинг –64.19 «Другие виды денежного посредничества»;

    торговля (обмен) криптовалютами – 66.19 «Другая вспомогательная деятельность в сфере финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения».

    Я бы добавил еще сюда КВЕД-2010: Класс 63-11 Оброблення даних, розміщення інформації на веб-вузлах і пов'язана з ними діяльність

    Есть письмо Госстата 2011 года № 14/3-12/636, которое говорит, что КВЕДы 64.19 и 66.19 не относятся к финансовому посредничеству, а значит, разрешены на едином налоге.

    Выходит, что ФОПы 2-й и 3-й групп могут совершать операции с криптовалютой. На практике налоговая говорит иногда обратное. Инспектора на местах считают операции с криптой финансовым посредничеством, но все же рекомендуют звонить на горячую линию, чтобы «уточнить».

    Налогообложение для юридических лиц (ЮЛ) вообще выглядит грустно (даже теоретически!):

    1. Нет перечня документов, которые подтверждают приобретение и продажу криптовалюты.

    2. Криптовалюта не подлежит амортизации (вычету расходов), то есть налог должен платиться с общей суммы дохода, а не с прибыли.

    3. Налоговым кодексом не предусмотрено освобождение от НДС при продаже криптовалюты, а значит, у продавцов возникают налоговые обязательства уплаты НДС. В таких условиях стремление бизнеса платить налоги близится к нулю.

    17 февраля 2022 года, ВР приняла Закон "Про віртуальні активи" с предложениями Президента и в марте этого года президент его подписал. Тем не менее щакон вступит в силу после внесения соответствующих изменений в украинское законодательство и, прежде всего, в налоговый кодекс.

    Закон определяет права и обязанности участников рынка виртуальных активов, устанавливает основные принципы государственного регулирования и полномочия ключевых органов.

    Криптовалюта – не деньги: обменять или заплатить ею за товар на территории Украины теперь нельзя. Закон определяет право собственности: собственник тот, кто владеет криптой. А владеет тот, у кого личный ключ. А как быть с передачей личного ключа другому лицу? Например, в состоянии аффекта? По факту право собственности на крипту не передается, а по закону получается обратное.

    Участников рынка делят на три категории:

    резиденты, которые совершают операции в собственных интересах (физлица, физлица-предприниматели на общей системе, физлица-предприниматели на упрощенной системе и юрлица);

    биржи, которые совершают операции в интересах третьих лиц (только юрлица);

    нерезиденты, если они включили в договор о покупке-продаже крипты пункт о применении украинского права (физлица и юрлица).

    Виды виртуальных активов:

    необеспеченные – активы, которые существуют сами по себе (Bitcoin);

    обеспеченные – активы, обеспеченные денежными средствами, имуществом, имущественными правами, которые дают право требовать такие активы (NFT-токены);

    финансовые – активы, обеспеченные ценными бумагами или гривной (секьюрити-токены и стейбл-коины).

    Закон устанавливает минимальный уставной капитал бирж: от $42 000 для резидентов до $210 000 для нерезидентов.

    Документ также определяет исчерпывающий перечень видов деятельности бирж:

    хранение и администрирование виртуальных активов или их ключей;

    обмен;

    перевод;

    посреднические услуги (брокерство).

    Участники рынка получат право на судебную и другие способы защиты своих прав.

    Биржи смогут открывать счета в банках, но должны будут получать отдельную лицензию на каждый вид деятельности (хранение и администрирование, обмен, перевод, брокерство). Срок действия лицензии – 1 год. Деятельность без лицензии – штрафы от 34 000 грн до 119 000 грн.

    Криптовалютные биржи обязаны регулярно подавать отчеты в госорганы и раскрывать информацию о своих владельцах.

    Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку – основной регулятор рынка. Она будет выдавать биржам лицензии, вести реестр и собирать отчеты.

    Финмониторинг рынка виртуальных активов будет происходить в соответствии с рекомендациями FATF (Международная организация по борьбе с отмыванием денег). Рекомендации содержат международные стандарты, которых государства должны придерживаться. Последние изменения в Руководство по работе с цифровыми активами и виртуальными валютами FATF приняла в октябре 2021 года.

    Будущие налоги для крипты:

    Физлица получат льготу для налога на доход на пять лет. В этот период налогообложение прибыли от операций с виртуальными активами будет 5% НДФЛ +1,5% (военный сбор). После льготного периода – 18%+1,5%. Для майнеров продажа созданной криптовалюты облагается ставкой 5%+1,5%.

    Юрлица, у которых операции с виртуальными активами будут единственным видом деятельности, смогут платить налог в 5% с прибыли. Остальные компании будут платить стандартные 18% на прибыль от таких операций.

    Согласитесь, что это выглядит очень привлекательно! Но, увы, пока не работает.

    ВЫВОДЫ:

    Пока не подписан президентом упомянутый выше закон, а также с учетом большого оборота средств на Вашем карточном счету и, как правило, совершенно мизерной при этом прибыли, Вам есть смысл сделать такой выбор: либо зарегистрировать ФОП на общей системе налогообложения, либо переходить на 3-ю группу ФОП по упрощенной системе. Все зависит от соотношения доходов и прибыли.

    До вступления в силу Закона, регулирующего Вашу деятельность, в определенных случаях я бы Вам рекомендовал воспользоваться общей системой налогообложения для ФЛП (18%+1,5%+22% от МЗП). Здесь Вы будете платить налоги исключительно с полученной прибыли, то есть в разы меньше. С другой стороны, если обороты не супер большие, то можно воспользоваться и упрощенной системой, платя лишь 2% от всего вала поступающих денежных средств. Кстати, лимиты для ФОП на военный период заметно увеличены – до 10 млрд грн в год (это около 2,7 млн грн).

    Наверняка после прочтения моего ответа у Вас возникнет целый ряд вопросов и уточнений, да и мне для более конкретной консультации необходима от Вас дополнительная информация. Поэтому я бы посоветовал Вам нажать кнопку «обратиться» возле моего профиля. Так я увижу Ваш номер телефона и мы сможем пообщаться, как говорится, живьем!

    САМОЕ ГЛАВНОЕ ВО ВСЕЙ ЭТОЙ ИСТОРИИ ДЛЯ ВАС ТО, ЧТО Я МОГУ ЛЕГАЛИЗОВАТЬ ВАШУ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С КРИПТОЙ В ПОЛНОМ СМЫСЛЕ СЛОВА ПОД КЛЮЧ! ДЕЛАЛ ЭТО УЖЕ НЕ ЕДИНОЖДЫ И УСПЕШНО! ОБРАЩАЙТЕСЬ И ВЫ ТОЧНО НЕ ПОЖАЛЕЕТЕ!

    Промський Євгеній Сергійович
    100%
    Общаться в чате Промський Євгеній Сергійович год назад

    Адвокат, г. Киев, 4 года опыта

    Обратиться Бесплатная оценка вашей ситуации

    Добрый день!

    К сожалению, тут какого-то однозначно рабочего алгоритма сейчас не существует.

    Все зависит от политики и внутренних правил банка. К примеру, мои клиенты использовали для такой торговли Монобанк. Там процессы финансового мониторинга автоматизированы: программные алгоритмы отслеживают переводы и видя подозрительный по внутренним правилам банка могут заблокировать счет либо отменить перевод.

    Через определенный период времени Монобанк сделал для моих клиентов лимит в 250 тыс. грн. зачислений на карту в месяц. Либо сказал открывайте ФЛП и проблем не будет (об этом будет ниже). Поэтому все зависит от банка, его политики.

    Были отзывы с Приватбанка, там к этому относятся более лояльно, просто общение со службой поддержки урегулировало спор.

    Желательно при прохождении анкеты в банке указывать доход повыше. К примеру, если у вас стоит доход 10 тыс. грн в месяц, то регулярные начисление по 50 тыс. грн в рамках недели или дня могут вызвать подозрения.

    Лучше делать больше платежей меньшими суммами: одну большую разбивать на несколько маленьких. Если есть возможность, переводы делать с разных карт. Карты можно открывать на разных лиц в разных банках – оптимальный вариант.

    Советую собирать как можно больше доказательств:

    - вести отчетность (хотя бы в формате Exel). Кто купил, по какому курсу, сколько перевел так далее;

    - сохранять квитанции банковских переводов;

    - если биржа, на которой вы проводите операции, сохраняет переводы с вашего кошелька на другой кошелек (аналогично интернет-банкингу), так же фиксировать эти транзакции (хотя бы в формате скринов).

    Сейчас банки более продвинуты в контексте разных вариантов торговли криптовалютой, поэтому при наличии вышеперечисленного все должно быть в порядке.

    Регистрация одного ФЛП на упрощенной системе не рекомендую, поскольку даже ФЛП на 3 группе имеет лимит на операции 7 млн грн. в год. Кроме того, ФЛП на 3 группе по закону должны платить налог от дохода (прихода средств), а не от прибыли (доход - расходы). Платить налог с маржи можно, но на свой страх и риск. В случае налоговой проверки могут быть проблемы: донасчитают налог и назначат штраф за нарушение налогового законодательства.

    Легализировать доходы (или обойти фин. мониторинг) можно такими способами:

    1) деятельность как физического лица без регистрации ООО или ФЛП. В таком случае вы платите ежегодно 19,5% налога от полученного дохода (18% налог на доходы физических лиц + 1,5% военный сбор). Здесь вы сами решаете, что для вас доход. Вы его можете определить как ту маржу, что у вас остается после переводов.

    Минусы: вопрос фин. мониторинга банков никак не решается, есть риск (невысокий, поскольку торговля криптовалютой на данный момент не имеет нормативного урегулирования, отдельных КВЭДов и т.д.) быть привлеченным к ответственности за предпринимательскую деятельность без регистрации предпринимателем.

    Квалификация указанного правонарушения подпадает под нормы ст. 164 Кодекса об административных правонарушениях https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/80731-10

    Указанная статья предусматривает наложение штрафа от одной тысячи до двух тысяч необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (т.е. на сумму от 17000 грн. до 34000 грн.) в случае осуществления хозяйственной деятельности без:

    ● государственной регистрации как субъекта хозяйствования;

    ● получение лицензии на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законом, или осуществление таких видов хозяйственной деятельности с нарушением условий лицензирования;

    ● получение разрешения, иного документа разрешительного характера, если его получение предусмотрено законом (кроме случаев применения принципа молчаливого согласия).

    В то же время такие действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такое же правонарушение, или связанные с получением дохода в крупных размерах, влечет наложение штрафа от двух тысяч до пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (т.е. сумме от 34000 до 85000 грн) с конфискацией изготовленной продукции, орудия производства, сырья и денег, полученных в результате совершения этого административного правонарушения. Под получением дохода в больших размерах для целей указанной статьи понимается получение дохода на сумму от одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан.

    2) регистрация ООО/ФЛП на общей системе налогообложения – 19,5 % от прибыли (для ООО)/дохода (для ФЛП).

    Плюс: можно решить вопрос с фин. мониторингом, все поступления на счет будут вашей предпринимательской деятельностью, РРО использовать не нужно, так как все будет проходить по безналу.

    Главный минус: большая и сложная отчетность.

    Кроме того, по новому закону «Об виртуальных активах» https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2074-20#Text на рынке криптовалюты могут работать только юридические лица, что говорит о скором запрете деятельности ФЛП в этой сфере в Украине. Закон еще не вступил в законную силу. Когда это произойдет – не понятно.

    Рекомендую ознакомиться с законом «Об виртуальных активах» https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2074-20#Text . В силу он еще не вступил, зато будут понятны правила игры на этом рынке, включая налогообложение получение разрешений, лицензий и так далее, на основании которых вы можете прогнозировать свой вариант действий.

    При возникновении дополнительных вопросов по легализации доходов с крипты – обращайтесь! Буду рад помочь.

    Айвазян Юрий Климентьевич
    Общаться в чате Айвазян Юрий Климентьевич год назад

    Адвокат, г. Николаев, 32 года опыта

    Обратиться Бесплатная оценка вашей ситуации

    Роман!

    Как только Вы легализуетесь, банк от Вас отстанет! Так что все Ваши проблемы решаемы!

    Айвазян Юрий Климентьевич
    Общаться в чате Айвазян Юрий Климентьевич год назад

    Адвокат, г. Николаев, 32 года опыта

    Обратиться Бесплатная оценка вашей ситуации

    Роман!

    Я так понимаю, что с банком Вы не договорились? Может пора задуматься о собственном деле - без биржы, уже если она Вас не защищает!

    Проблема решилась. Но как быть дальше. Не хочу проблем с ними больше. Вот и ищу ответ на вопрос этот. Я не зарабатываю миллионы на бирже.

    • Промський Євгеній Сергійович
      Общаться в чате Промський Євгеній Сергійович год назад

      Адвокат, г. Киев, 4 года опыта

      Обратиться Бесплатная оценка вашей ситуации

      Вариант легализации в долгую это открывать ООО на общей системе или регистрировать компанию за рубежом.

      Вариант работать сейчас - это работать через разные банки, дробить переводы, чтобы избегать фин. мониторинга.

      Идеально: не выводить крипту в фиат или пользоваться инструментами, когда вы оплачиваете что-то криптой, крипта через определенне сервисы переводиться в фиат и уходит получателю уже в фиате. Пока крипта не выведена в фиат у вас нет проблем ни с банками, ни с налоговой.

      • Если не выводить в Фиат то как тогда торговать на p2p?

        • Промський Євгеній Сергійович
          Общаться в чате Промський Євгеній Сергійович год назад

          Адвокат, г. Киев, 4 года опыта

          Обратиться Бесплатная оценка вашей ситуации

          Это идеальный вариант. Чем меньше вывод в фиат, тем меньше к вам вопросов. если это нереализуемо практически, остаются варианты, описанные выше.

    • Айвазян Юрий Климентьевич
      Общаться в чате Айвазян Юрий Климентьевич год назад

      Адвокат, г. Николаев, 32 года опыта

      Обратиться Бесплатная оценка вашей ситуации

      Роман!

      Я вообще то решаю проблемы, а не создаю их. Я работаю по вполне легальным схемам, и касается это не только людей вашей категории, которые зарабатывают миллионы. Так что надумаете, звоните, телефон мой у Вас есть.

    Карпенко Андрей Владимирович
    Общаться в чате Карпенко Андрей Владимирович год назад

    Адвокат, г. Киев, 24 года опыта

    Обратиться Бесплатная оценка вашей ситуации

    Вітаю!

    В СВЕТЕ НОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ОТКРЫВАТЬ ФОП ПОД КРИПТУ, ЭКОНОМИЧЕСКИ НЕВЫГОДНО (НАЛОГИ 19,5 % ОТ ПОСТУПАЮЩИХ НА СЧЕТ СРЕДСТВ) - СЛЕДОВАТЕЛЬНО ОТКРЫТЬ ФОП 3-Й ГРУППЫ ЧИСТО ПОД КРИПТУ УЖЕ НЕ ПОЛУЧИТЬСЯ.

    ОТКРЫТЬ ФОП 3-Й ГРУППЫ ВОЗМОЖНО, ЕСЛИ РАБОТАТЬ ЧЕРЕЗ МИКСЕРЫ.

    1.

    Національний банк запровадив додаткові обмеження на транскордонні операції громадян з метою запобігання непродуктивному відтоку капіталу з країни в умовах воєнного стану. Вони зокрема торкнулися криптовалютних транзакцій та P2P-переказів.

    Так, фізичні особи матимуть змогу купувати активи, які безпосередньо конвертуються (обмінюються) на грошові кошти та належать до операцій «quasi cash», використовуючи лише власну іноземну валюту, у межах ліміту 100 тис. грн на місяць (в еквіваленті). Відповідний ліміт також поширюється на транскордонні P2P-перекази. Зазначені вище безготівкові операції дозволено здійснювати з використанням платіжних карток, емітованих до рахунків, що відкриті в іноземній валюті.

    До операцій «quasi cash» належать: поповнення електронних гаманців, брокерських або форекс-рахунків, оплата дорожніх чеків, купівля віртуальних активів тощо.

    Регулятор пояснив необхідність нових заходів «запобіганням непродуктивному відтоку капіталу».

    Відповідні зміни унесені постановою Правління Національного банку України від 20 квітня 2022 року №78 "Про внесення зміни до постанови Правління Національного банку України від 24 лютого 2022 року № 18". Документ набрав чинності 20 квітня 2022 року.

    2.

    Парламент принял законопроект №3637 о виртуальных активах осенью прошлого года.

    В настоящее время он вступил в силу.

    Криптовалюты можно будет легально покупать, хранить, менять, перечислять. Рассчитываться ими нельзя. То есть полноценным платежным средством биткойны не станут.

    у нас официально смогут работать иностранные и зарубежные криптовалютные биржи, а украинцы получат возможность открывать криптовалютные счета в банках и защищать свои виртуальные активы в суде.

    Впрочем, многие криптовалютные биржи у нас по факту и так работают, и еще неизвестно какое решение они примут после легализации рынка.

    Теперь эта деятельность будет лицензироваться и регулироваться, станет обязательным финмониторинг. Биржи будут принимать решение: настолько ли им интересен украинский рынок, чтобы соглашаться на новые условия".

    Но это не главное. Если криптовалюта стала легальным активом, значит, ее нужно "светить" - вносить в декларации, платить налоги. То есть если бабушка подает документы на субсидию, а у внука обнаружатся биткойны, то субсидии могут и не дать.

    Закон вступит в силу не сразу, а после принятия соответствующих изменений в Налоговый кодекс. Как заявил глава профильного комитета ВР Даниил Гетьманцев, над ними уже работают.

    Определение ставки налога на операции с виртуальными активами и будет показателем реальных намерений государства по регулированию этой отрасли.

    Курировать крипту будет нацкомиссия по ценным бумагам - она займется лицензированием участников, регуляторной деятельностью, финмониторингом и другим.

    Нацбанк свою очередь будет определять перечень валют, на которые можно поменять крипту, порядок такого обмена, проверять посреднические компании и банки, которые начнут работать с виртуальными активами.

    Прописали требования к компаниям, которые будут работать с криптовалютами. Скажем, компания, которая берется принимать, администрировать сбережения в крипте, должна иметь уставной капитал не менее 70 тысяч необлагаемых минимумов, а фирма-нерезидент - 350 тысяч необлагаемых минимумов. Фирмы, предоставляющие услуги по обмену виртуальных активов, должны иметь уставной капитал не менее 35 тысяч необлагаемых минимумов (для нерезидентов - 175 тысяч) Такие же требования к компаниям, предлагающим перечисление крипты на кошельки третьих лиц.

    Озвучены расценки для криптовалютного бизнеса. Разрешение на хранение и администрирование крипты - восемь тысяч необлагаемых минимумов, на обмен и перечисление - пять тысяч и т. д.

    Также прописали штрафы за нарушение законодательства по виртуальным активам - от 500 до пять тысяч необлагаемых минимумов.

    Компании и банки, работающие с криптовалютами, станут субъектами первичного финансового мониторинга, то есть их обяжут проверять крипту точно так же, как и обычные деньги - отслеживать подозрительные операции, проводить верификацию клиентов и т. д.

    Раз крипта становится легальной, с нее нужно будет платить налоги. Правда в самом законе подробности по налогообложению не прописаны. Указано лишь, что в плане налогообложения криптовалюта приравнивается к инвестиционному доходу. По действующему законодательству, с него платится 18 процентов НДФЛ и 1,5 военного сбора (для юрлица - налог на прибыль). Но будет продолжение. Как написал в своем Телеграм нардеп и глава профильного комитета Даниил Гетьманцев, "сейчас работаем над соответствующими изменениями в Налоговый и Гражданский кодексы для полноценного запуска рынка виртуальных активов.

    Что меняет легализация крипты

    С одной стороны, эксперты говорят, что легализация криптовалютного рынка - это положительный момент.

    "Легализация закладывает полноценное функционирование рынка на всех уровнях - от населения до бизнеса и дает базу для запуска цифровой гривны. Но в идеале нужен был бы переходной период, ведь криптовалюты были вне закона, и никто о прибыли от них не отчитывался", - говорит руководитель аналитического департамента Forex Club Андрей Шевчишин.

    "И бизнес, и обычные граждане смогут защитить свои права, связанные с оборотом виртуальных активов. То есть виртуальные активы и связанные с ними права смогут быть предметом как судебного рассмотрения, так и уголовного дела", - отметил адвокат ЮФ "Ильяшев и партнеры" Константин Кривенко.

    С другой - остается немало вопросов. "Непонятно, в частности, как суды смогут налагать арест или конфисковать виртуальные активы. А если не смогут, то какая же это легализация и в чем от нее польза для рядовых украинцев", - спрашивает Ростислав Кравец.

    Также непонятно по налогам. "Когда я работал над первым законопроектом по крипте (его подали в ВР, а затем отозвали, - ред.), то там идея была в том, чтобы облагать налогом выход в гривну, по примеру сбора в Пенсионный фонд при обмене валют. Ведь отследить остальное все равно невозможно из-за анонимности операций и волатильности курсов криптовалют. А сейчас хотят поставить налогообложение дохода как по инвестактивам, а как его посчитать при обмене, к примеру, биткойна на эфир", - недоумевает банковский юрист Александр Ярецкий.

    "Это базовый закон, который просто определяет правовой статус криптовалют: компании смогут официально работать с виртуальными активами, а банки будут открывать счета для представителей индустрии. Впрочем, не стоит испытывать чрезмерного оптимизма, так как этого недостаточно, чтобы привлечь инвесторов. Разумеется, законопроект принимался в целях привлечения игроков и увеличения поступлений в бюджет, однако в реальности эффект может оказаться далеко не таким положительным, как ожидают в министерстве цифровой трансформации. Дело в том, что инвесторам нужны надежность и гарантии того, что правила игры будут оставаться неизменными долгое время.

    Иными словами, они должны верить в то, что их средства не украдут, они смогут отстоять в суде свою правоту и не произойдет внезапного ухудшения условия для ведения бизнеса. И уж особенно стабильности хотят компании, которые ведут деятельность на столь волатильном рынке. Именно поэтому представители индустрии выбирают для работы юрисдикции развитых стран: Швейцария, Испания, США, Сингапур ну и надежные офшоры вроде Кипра. Сложно себе представить, что они решат внезапно сорваться с места и отправиться в Украину только из-за нового закона. Да, может быть, какое-то количество отечественных компаний выйдет из тени и станет работать официально, но рассчитывать на масштабный приток компаний в страну явно не стоит", - считает Анжей Ковальчук, главный стратег по криптовалютам компании TomiEx.

    Сергей Козлов обращает внимание и на такой нюанс. "В Украине уже по факту работают многие международные биржи. Но вопрос в том, не передумают ли они после легализации. Ведь придется проходить процесс лицензирований и стать объектом финмониторига. Тут уже каждая компания будет принимать для себя решение, настолько ли для нее важен украинский рынок", - отметил эксперт.

    Как платить налоги с биткойна

    Ростислав Кравец подчеркивает, что главная цель легализации криптовалюты - попытка собрать с нее налоги.

    Сколько крипты храниться на виртуальных кошельках украинцев, никто точно не знает. Но ранее минцифры оценивало оборот криптовалюты в Украине в миллиард в сутки, что превышает рынок акций в 50 раз, - заявил Анжей Ковальчук.

    При этом Сергей Козлов добавил, что по активности на криптовадютных биржах украинцы едва ли не первые в мире.

    "Людям нужен ликвидный актив, который завтра не исчезнет в лопнувшем банке, а ни доллар, ни тем более гривна таковыми не являются", - резюмировал он.

    Но теперь тот же биткойн по сути приравняли к гривне (если не принимать во внимание, что рассчитывать им нельзя).

    Пока нет конкретных изменений в Налоговый кодекс, нельзя точно сказать, сколько именно придется платить за биткойны. Но принцип налогообложения как с дохода от инвестиционного актива, который прописали в законе, означает, что платить нужно будет с заработанного вследствие обмена криптовалюты, изменений курса и др. Ставка - 18 процентов НДФЛ плюс 1,5 процента военного сбора. Но непонятно, скажем, нужно ли будет платить от "виртуального" дохода, то есть если, к примеру, биткойн хранится в виртуальном кошельке, но дорожает вследствие роста цены, или же речь о налогах зайдет при выходе в реальные деньги.

    Есть и другие нюансы.

    "Эти активы придется светить, особенно, если введут непрямой метод контроля расходов или обязательное декларирование, а к этому все идет. Даже при оформлении субсидий придется указывать наличие криптовалютных кошельков и доходов от крипты, иначе это будет сокрытием информации и при верификации компенсацию по коммуналке могут отозвать", - добавил Кравец.

    "В то же время для многих чиновников и депутатов легализация криптовалюты позволит решить проблему с незаконными доходами, так как, чтобы ни говорили законодатели, но на криптовалютном рынке гораздо легче приобрести монеты за средств из неподтвержденных источников, чем, скажем, на рынках обычных активов. Думаю, сейчас у каждого депутата появится криптовалютный кошелек", - резюмировал Кравец.

    Впрочем, как говорит Шевчишин, даже после легализации полностью вытянуть на свет криптовалютный рынок не удастся.

    Анжей Ковальчук также уверен, что лазейки найдутся.

    "К примеру, через различные "миксеры", где перемешиваются поступающие монеты и затем рассылаются на новые кошельки или конвертации между валютами, созданными на различных блокчейнах. Вывести криптовалюту из тени на самом деле очень сложно", - заявил он.

    Для регистрации ФЛП надо выбрать один или несколько КВЭДов (классификаторов внешнеэкономической деятельности), которые соответствуют виду занятости.

    В случае работы с партнёрскими программами подходят следующие коды:

    1. 62.09 Другая деятельность в сфере информационных технологий и компьютерных систем.
    2. 63.11 Обработка данных, размещение информации на веб-узлах и связанная с ними деятельность.
    3. 63.12 Веб-порталы.
    4. 63.99 Предоставление других информационных услуг.

    С 1 апреля 2022 года до прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения на территории Украины плательщиками единого налога третьей группы могут быть физические лица – предприниматели и юридические лица – субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы, у которых в течение календарного года объем дохода не превышает 10 миллиардов гривен.

    К таким лицам не применяется ограничение по количеству лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях.

    Для субъектов хозяйствования, планирующих зарегистрироваться плательщиками единого налога третьей группы со ставкой в размере 2% дохода , уменьшен перечень ограничений.

    Не могут выбрать упрощенную систему налогообложения с уплатой единого налога по ставке 2% дохода:

    1. Субъекты хозяйствования (юридические лица и физические лица – предприниматели), которые осуществляют:

    • деятельность по организации, проведению азартных игр, лотерей (кроме распространения лотерей), пари (букмекерское пари, пари тотализатора);
    • обмен иностранной валюты;
    • производство, экспорт, импорт, продажа подакцизных товаров (кроме розничной продажи горюче-смазочных материалов в емкостях до 20 л и деятельности физических лиц, связанной с розничной продажей пива, сидра, пери (без добавления спирта) и столовых вин);
    • добычу, реализацию полезных ископаемых.

    2. Страховые (перестраховые) брокеры, банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, доверительные общества, страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании, другие финансовые учреждения, определенные законом; регистраторы ценных бумаг.

    3. Представительства, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения юридического лица, не являющегося плательщиком единого налога.

    4. Физические и юридические лица – нерезиденты.

    Форма заявления о применении упрощенной системы налогообложения утверждена приказом Министерства финансов Украины от 16 июля 2019 г. № 308.

    Для вновь зарегистрированных в установленном законом порядке субъектов хозяйствования срок для подачи заявления составляет 10 дней со дня государственной регистрации. Такие субъекты хозяйствования можно считать плательщиками единого налога третьей группы со дня их государственной регистрации.

    В специальном поле ставка в процентах к доходу строчки 5.1.1 Избранная ставка единого налога при переходе на упрощенную систему налогообложения заявления указывается ставка в размере 2% единого налога.

    Регистрация предприятия плательщиком единого налога со ставкой 2% дохода осуществляется путем внесения в Реестр плательщиков единого налога. На официальном вебпортале ГНС по ссылке http://cabinet.tax.gov.ua реализована возможность проверки принадлежности субъекта хозяйствования к плательщикам единого налога со ставкой 2% дохода.

    Процентная ставка для плательщиков единого налога третьей группы, использующих особенности налогообложения, устанавливается в размере 2% дохода.

    3.

    ОДНИ ИЗ ВИДОВ МИКСЕРОВ - Payoneer и PayPal.

    Одним из инструментов для получения платежей от клиентов является платежная система Payoneer. В 2012 году Payoneer получила лицензию от Европейской комиссии, что дало ей статус финансового учреждения для проведения финансовых операций с контрагентами. Payoneer позволяет принимать платежи от клиентов со всего мира, хранить и перечислять деньги на банковский счет и делать переводы внутри сети.

    Переводы внутри сети, финансовые операции со счета в системе, украинские фискальные органы не видят.

    Политика финансового мониторинга внутри платежной системы Payoneer не находятся в юрисдикции законодательства Украины.

    Платежная система Payoneer законна в Украине.

    В соответствии с украинскими законодательными актами, а также разъяснениями НБУ, использование платежной системы Payoneer в Украине легально. Некоторые выдержки из законодательства Украины на этот счет:

    • резиденты Украины имеют право открывать счета в иностранных небанковских финансовых учреждениях и совершать через такие счета валютные операции (ст. 4 п.3 Закона Украины «Про валюту и валютные операции»);
    • резиденты Украины — физические и юридические лица — имеют право заключать соглашения с резидентами и/или нерезидентами и выполнять обязательства, связанные с этими соглашениями, в национальной или иностранной валюте, в том числе открывать счета в финансовых учреждениях других стран (ст. 2.1.1 Закона Украины «Про валюту и валютные операции»).

    PayPal – международная электронная платежная система, основанная в 1998 году. Сейчас это одно из самых распространенных в мире средств расчета в Интернете. Они могут производиться в долларах, евро, фунтах, иенах, юанях и еще в десятках других валют.

    В марте 2022 года платежная система PayPal официально заработала в Украине, карточки украинских банков уже можно привязать к кошельку.

    Каких-либо нормативных разъяснений пока нет.

    КАКИЕ ПЛАТЕЖИ БУДУТ ПРОХОДИТЬ ВНУТРИ СИСТЕМЫ, УКРАИНСКИЕ ФИСКАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВИДЕТЬ НЕ БУДУТ. БУДУТ ВИДНЫ ТОЛЬКО СУММЫ, КОТОРЫЕ ВЫ БУДЕТЕ ВЫВОДИТЬ НА СЧЕТ ФОП. ПОКАЗУЙТЕ В ИНВОЙСАХ 63.99.

    НЕ ПОКАЗЫВАЙТЕ ДВИЖЕНИЕ СРЕДСТВ ВНУТРИ СИСТЕМЫ ВООБЩЕ.

    Если вы планируете получать предпринимательский доход через Payoneer, и еще не зарегистрированы в этой платежной системе, то для получения оплаты от клиента вам необходимо оформить бизнес-аккаунт, (для ФОП эта возможность появилась совсем недавно).

    Перед тем, как ваш клиент перечислит на ваш бизнес-аккаунт денежные средства, ему нужно выставить соответствующий счет (Invoice) с вашими реквизитами Payoneer.

    Когда денежные средства поступят на бизнес-аккаунт Payoneer, их необходимо вывести на свой текущий валютный счет ФОП в украинском банке. Обратите внимание, что денежные средства в иностранной валюте нужно выводить на соответствующий валютный счет в иностранной валюте в украинском банке.

    Кирда Вячеслав Володимирович
    Общаться в чате Кирда Вячеслав Володимирович год назад

    Юрист, г. Чернигов, 6 лет опыта

    Обратиться Бесплатная оценка вашей ситуации

    Вітаю, Романе!

    Є декілька варіант розвитку подій та можливих виходів. Про все по порядку.

    1. Наразі криптовалюта в Україні не легалізована. З одного боку, Верховна Рада прийняла Закон України "Про віртуальні активи", який легалізовує криптовалюту, однак Президент України його не підписав, та відповідно він не набрав чинності.

    https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2074-20#Text

    Про оподаткування криптовалюти на законодавчому рівні зараз взагалі мова не йде.

    Однак незважаючи на це, в Україні потрібно виходити у першу чергу із податкового законодавства при оподаткування доходів, отриманих через p2p торгівлю.

    ПОДАТКОВИЙ КОДЕКС УКРАЇНИ:

    https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2755-17

    Стаття 165. Доходи, які не включаються до розрахунку загального місячного (річного) оподатковуваного доходу

    165.1. До загального місячного (річного) оподатковуваного доходу платника податку не включаються такі доходи:

    165.1.1 сума державної та соціальної матеріальної допомоги, державної допомоги, компенсацій, вартість соціальних послуг та реабілітаційної допомоги (включаючи грошові компенсації особам з інвалідністю, на дітей з інвалідністю при реалізації індивідуальних програм реабілітації осіб з інвалідністю, суми допомоги по вагітності та пологах), винагород і страхових виплат, які отримує платник податку з бюджетів та фондів загальнообов’язкового державного соціального страхування та у формі фінансової допомоги особам з інвалідністю з Фонду соціального захисту осіб з інвалідністю згідно із законом, а також вартість соціальної допомоги в натуральній формі малозабезпеченим сім’ям, що отримана від надавачів соціальних послуг відповідно до Закону України "Про соціальні послуги", у тому числі (але не виключно):

    ...

    ДАНА СТАТТЯ НЕ ПЕРЕДБАЧАЄ ДОХІД ВІД КРИПТОВАЛЮТИ ЯК ТАКИЙ, ЯКИЙ НЕ ПОТРІБНО ОПОДАТКОВУВАТИ. ТОМУ ВСЕ Ж ТАКИ ТАКИЙ ОБОВ'ЯЗОК У ВАС Є.

    ...

    ЯКИЙ ЧИНОМ МОЖЛИВО ОПОДАТКУВАТИ ВЗАГАЛІ КРИПТОВАЛЮТУ ЗАРАЗ, ВИХОДЯЧИ З НЕ НАБРАННЯМ ЧИННОСТІ ЗАКОНОМ УКРАЇНИ "ПРО ВІРТУАЛЬНІ АКТИВИ"

    1. ЯКЩО ВИ ТОРГУЄТЕ ПРОСТО ЯК ФІЗИЧНА ОСОБА БЕЗ РЕЄСТРАЦІЇ ПІДПРИЄМЦЕМ, У ВАС Є ОБОВ'ЯЗОК СПЛАЧУВАТИ 18 % ТА 1,5 ВЗ НА БУДЬ-ЯКИЙ ДОХІД, ЯКИЙ Є ЗАКОННИЙ.

    ОСКІЛЬКИ ВАШ ДОХІД І ОБОРОТ НА КАРТЦІ СКЛАДАЄ БЛИЗЬКО 100 ТИСЯС ГРН, БАНК МОЖЕ ЗАПИТАТИ ПРО ПОХОДЖЕННЯ ТАКИХ КОШТІВ.

    ЯКЩО БАНК ЗАПИТУЄ ПРО ПОХОДЖЕННЯ ТАКИХ КОШІТВ, ТУТ Є 2 КРИТЕРІЯ:

    - ВИ МОЖЕТЕ ПОЯСНИТИ, ЩО ТА ДІЯЛЬНІСТЬ, ЯКУ ВИ ЗДІЙСНЮЄТЕ, НЕ ЗАБОРОНЕНА ЗАКОНОМ;

    - ТІ ДОХОДИ, ЯКІ ВИ ОТРИМАЛИ ВНАСЛІДОК ЗАКОННОЇ ДІЯЛЬНОСТІ, ОПОДАТКОВАНІ.

    ...

    2. ВІДКРИТТЯ ФІЗИЧНОЇ ОСОБИ - ПІДПРИЄМЦЯ НА ЗАГАЛЬНІЙ СИСТЕМІ ОПОДАТКУВАННЯ.

    ТАКА ОСОБА ПЛАТИТЬ 18 % ПОДАТОК НА ДОХІД, 1,5 ВІЙСЬКОВИЙ ЗБІР ТА 22 % ЄСВ. ВСЕ ЦЕ ПЛАТИТЬСЯ З ЧИСТОГО ДОХОДУ.

    ЯКЩО НА ТАКІЙ СИСТЕМІ ОПОДАТКУВАННЯ ОСОБА МАЄ ОБОРОТ ПОНАД 1 МЛН ГРИВЕНЬ, ВОНА ЗОБОВ'ЯЗАНА ЗАРЕЄСТРУВАТИСЬ ПЛАТНИКОМ ПДВ, НА КОЖЕН СВІЙ ДОХІД ПЛАТИТИ 20 % ПДВ, І НА ДОХІД, І НА РОЗХІД ПОТРІБНО РЕЄСТРУВАТИ ПОДАТКОВУ НАКЛАДНУ.

    ТОМУ ТУТ Є ДУЖЕ БАГАТО БУХГАЛТЕРСЬКИХ ПРОЦЕСІВ, ЯКИХ ПОТРІБНО УЗГОДЖУВАТИ.

    ...

    3. ВІДКРИТТЯ ФІЗИЧНОЇ ОСОБИ - ПІДПРИЄМЦЯ НА СПРОЩЕНІЙ СИСТЕМІ ОПОДАТКУВАННЯ.

    ЦЯ СИСТЕМА ОПОДАТКУВАННЯ НАЙБІЛЬШ АКТУАЛЬНА НА 2 ГРУПІ, НА ЯКІЙ ВИ ПРОСТО ПЛАТИТЕ ПОДАТОК, ЯКИЙ Є ФІКСОВАНИМ, І НЕ ЗАЛЕЖИТЬ ВІД ВАШОГО ДОХОДУ.

    МЕЖА ОБОРОТУ НА 2 ГРУПІ - 5 МІЛЬЙОНІВ 400 ТИСЯЧ ГРН.

    ЯКЩО ГРАМОТНО ВСЕ ЗРОБИТИ НА ЦІЙ ГРУПІ, В ПРИНЦИПІ ЦЕ МАЄ ПРАВО НА ЖИТТЯ.

    ...

    ПІДСУМОВУЮЧИ ЗАЗНАЧУ, ЩО КОЖНИЙ ІЗ ЦИХ ВАРІАНТІВ НЕ Є ЗАКОНОДАВЧО ДОЗВОЛЕНИЙ, І НЕ Є ЗАКОНОДАВЧО ЗАБОРОНЕНИЙ.

    Всього доброго! Сподіваюсь, що консультація була корисною.Якщо є додаткові питання або Вам потрібна індивідуальна консультація, натискайте зелену кнопку «Звернутися»!

    Савченко Олександр
    Общаться в чате Савченко Олександр год назад

    Юрист, г. Чернигов, 9 лет опыта

    Обратиться Бесплатная оценка вашей ситуации

    Добрый день, Роман!

    ГНС в ИПК от 30.11.2020 г. № 4907/ІПК/99-00-04-04-02-09 разъяснила некоторые вопросы налогообложения операций с криптовалютой и их декларирование. ГНС объясняет, что физические лица - резиденты, которые получают доходы как из источника их происхождения в Украине, так и иностранные доходы, являются плательщиками налога на доходы физических лиц и военного сбора.

    Базой налогообложения является общий облагаемый налогом доход - любой доход, который подлежит налогообложению, начисленный (выплаченный, предоставленный) в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового периода.

    В другой ИПК от 02.12.2020 г. № 4928/ІПК/99-00-04-05-03-06 ГНС рассмотрела обращение относительно налогообложения дохода от продажи криптовалюты, и сообщает, что доход, полученный физическим лицом - резидентом от продажи криптовалюты другому физическому лицу - резиденту, включается в общий месячный (годового) облагаемый налогом доход как другой доход с соответствующим налогообложением. А если отмеченный доход выплачивается физическим лицом - нерезидентом, то такой доход считается иностранным и облагается НДФЛ и ВС на общих основаниях.

    Конечно же Вы можете зарегистрировать ФОП или вообще юрлицо (например, ТОВ). Но в данном случае подойдет только общая система налогообложения, где ставки налогов такие же как и для обычного физлица: НДФЛ = 18%; военный сбор = 1,5%.

    Ведь на упрощенной системе (едином налоге) не учитываются расходы и доходом считается все, что поступает на ваш предпринимательский счет.

    То есть, на едином налоге вашим доходом за день будет считаться вся поступившая на счет сумма , а на общей системе - только чистый доход (минус расходы, которые нужно будет подтверждать).

    Ознакомьтесь - https://journal.ostapp.com.ua/articles/post/cto-sc...

    https://journal.ostapp.com.ua/articles/post/predpr...

    Потому учитывая, что ставки налогов на общей системе такие же как и для обычного физлица: НДФЛ = 18%; военный сбор = 1,5%, у вашем случае есть одно но...

    Если зарегистрировать ФОП, то все средства будут поступать на ваш предпринимательский счет (соответственно "скрыть" свои доходы не получиться). К тому же, придется заботится по поводу ведения деятельности, сдачи отчетности ФОП и проверок налоговой.

    Потому, советую продолжать работать как обычное физлицо (без регистрации субъектом хозяйствования).

    Также можете открыть еще один счет, в том же банке или другом, и работать с ним.

    Но удивительно, что банк вообще задает Вам такие вопросы. Ведь переводы/получения происходят с карты на карту физическим лицам, а не ФОП или юрлиц.

    Даже если возникнут проблемы, то проще задекларировать свои доходы и уплатить с них доходы как обычное физическое лицо, а не ФОП (ведь ставки все равно одинаковые).

    Сейчас можете спокойно принимать деньги на ваш личный счет, в том числе валютный. Банк не проверяет факт уплаты налогов и не передает в налоговую информацию о поступлениях на ваш личный счет, поскольку такая информация о денежных операциях физических лиц в банках Украины надежно защищена ст. 60-62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности». Банковская тайна не позволяет работникам налоговой службы произвольно узнать о суммах денежных средств, полученных владельцами счетов.

    К тому, же согласно статье 41 Конституции Украины каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности.

    Согласно ст. 1074 ГК Украины ограничение прав клиента по распоряжению денежными средствами, находящимися на его счете, не допускается, кроме случаев ограничения права распоряжения счетом по решению суда или в других случаях, установленных законом, а также в случае остановки финансовых операций, которые могут быть связаны. связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового поражения, предусмотренных законом.

    По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять на счет, открытый клиенту (владельцу счета), поступающие ему денежные средства, выполнять распоряжение клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведения других операций по счету (ч. 1 ст. .1066 ГКУ).

    Банк имеет право использовать денежные средства на счете клиента, гарантируя его право беспрепятственно распоряжаться этими средствами.

    Банк не имеет права определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие ограничения его права по распоряжению денежными средствами, не предусмотренные законом, договором между банком и клиентом или условиями обременения, предметом которого являются имущественные права на денежные средства, находящиеся на банковском счете .

    Банк вправе потребовать расторжения договора банковского счета:

    1) если сумма денежных средств, хранящихся на счете клиента, осталась меньше минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, если такая сумма не будет возобновлена в течение месяца со дня предупреждения банком об этом;

    2) в случае отсутствия операций по этому счету в течение года, если иное не установлено договором;

    3) в случаях, предусмотренных законодательством, регулирующим отношения в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения;

    4) в других случаях, установленных договором или законом.

    Остаток денежных средств на счете выдается клиенту или по его указанию или в порядке, установленном законом, перечисляется на другой счет в сроки и порядке, установленные банковскими правилами.

    Банк может отказаться от договора банковского счета и закрыть счет клиента в случае:

    1) отсутствие операций по счету клиента в течение трех лет подряд и отсутствия остатка денежных средств на этом счете;

    2) наличия оснований, предусмотренных Законом Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения". При этом остаток денежных средств на счете клиента возвращается клиенту.

    ВЫВОД: если банк у рамках финмониторинга запросит у Вас документы, подтверждающие происхождение средств, а Вы не сможете их предоставить, то банк будет вправе заблокировать ваш счет или вообще разорвать с Вами договор (наложить штраф - нет).

    Но остаток денежных средств на счете выдается банком клиенту или по его указанию перечисляется на другой счет в сроки и порядке, установленные банковскими правилами.

    Главное - убедить банк, что средства легальные и поступают Вам из законных источников, тогда такие последствия Вам точно не будут грозить.

    Закон України "Про запобігання та протидію легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, фінансуванню тероризму та фінансуванню розповсюдження зброї масового знищення" (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/361-20#Text):

    Стаття 1. Визначення термінів

    1. У цьому Законі наведені нижче терміни вживаються в такому значенні:

    17) джерело коштів, пов’язаних з фінансовими операціями - відомості про походження коштів, що використовуються для здійснення фінансових операцій (коштів, що використовувалися для набуття права власності на активи, що є предметом фінансових операцій) за допомогою суб’єкта первинного фінансового моніторингу, які дають розуміння про джерела їх походження, підстави володіння/розпорядження ними (прав на них) особою;

    ПОЛОЖЕННЯ про порядок здійснення уповноваженими установами аналізу та перевірки документів (інформації) про валютні операції, затверджене постановою Правління Національного банку України від 02.01.2019 № 8 (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/v0008500-19#Te...):

    2. У цьому Положенні терміни і поняття вживаються в таких значеннях:

    1) джерела походження коштів (активів) - документально підтверджені [на підставі офіційних документів, належним чином засвідчених їх копій або інших джерел, якщо така інформація є публічною (відкритою)] відомості, що дають можливість зробити обґрунтований висновок щодо наявності достатніх фінансових можливостей суб’єкта валютної операції, адекватних його фінансовому стану та/або соціальному статусу;

    Если возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь через кнопку "Обратиться" и я отвечу на них в индивидуальном порядке.

    При обращении указывайте свой е-mail, по которому с Вами можно связаться.

    ВСЕГО ДОБРОГО!

    Гончаренко Константин
    Общаться в чате Гончаренко Константин год назад

    Юрист, г. Сумы, 5 лет опыта

    Обратиться Бесплатная оценка вашей ситуации

    Доброго дня!

    ФЛП 2-й и 3-й группы единого налога (ЕН) и криптовалюта – вопрос неоднозначный.

    Отдельных КВЭДов для операций с криптой нет. Письмо Госстата 2018 года № 14.4-09/435-18 определяет такие КВЕДы:

    • майнинг – 64.19 «Другие виды денежного посредничества»;
    • торговля (обмен) криптовалютами – 66.19 «Другая вспомогательная деятельность в сфере финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения».

    Есть письмо Госстата 2011 года № 14/3-12/636, которое говорит, что КВЕДы 64.19 и 66.19 не относятся к финансовому посредничеству, а значит, разрешены на едином налоге.

    Выходит, что ФОПы 2-й и 3-й групп могут совершать операции с криптовалютой. На практике налоговая говорит обратное. Инспектора на местах считают операции с криптой финансовым посредничеством, но все же рекомендуют звонить на горячую линию, чтобы «уточнить».

    Налогообложение для юридических лиц (ЮЛ): нет перечня документов, которые подтверждают приобретение и продажу криптовалюты. Криптовалюта не подлежит амортизации (вычету расходов), то есть налог должен платиться с общей суммы дохода, а не с прибыли. Налоговым кодексом не предусмотрено освобождение от НДС при продаже криптовалюты, а значит, у продавцов возникают налоговые обязательства уплаты НДС. В таких условиях стремление бизнеса платить налоги близится к нулю.

    17 февраля 2022 года, ВР приняла Закон "Про віртуальні активи" с предложениями Президента и в марте этого года президент его подписал. Тем не менее щакон вступит в силу после внесения соответствующих изменений в украинское законодательство и, прежде всего, в налоговый кодекс.

    Закон определяет права и обязанности участников рынка виртуальных активов, устанавливает основные принципы государственного регулирования и полномочия ключевых органов.

    Криптовалюта – не деньги: обменять или заплатить ею за товар на территории Украины теперь нельзя. Закон определяет право собственности: собственник тот, кто владеет криптой. А владеет тот, у кого личный ключ. А как быть с передачей личного ключа другому лицу? Например, в состоянии аффекта? По факту право собственности на крипту не передается, а по закону получается обратное.

    Участников рынка делят на три категории:

    • резиденты, которые совершают операции в собственных интересах (физлица, физлица-предприниматели на общей системе, физлица-предприниматели на упрощенной системе и юрлица);
    • биржи, которые совершают операции в интересах третьих лиц (только юрлица);
    • нерезиденты, если они включили в договор о покупке-продаже крипты пункт о применении украинского права (физлица и юрлица).

    Виды виртуальных активов:

    • необеспеченные – активы, которые существуют сами по себе (Bitcoin);
    • обеспеченные – активы, обеспеченные денежными средствами, имуществом, имущественными правами, которые дают право требовать такие активы (NFT-токены);
    • финансовые – активы, обеспеченные ценными бумагами или гривной (секьюрити-токены и стейбл-коины).

    Закон устанавливает минимальный уставной капитал бирж: от $42 000 для резидентов до $210 000 для нерезидентов.

    Документ также определяет исчерпывающий перечень видов деятельности бирж:

    • хранение и администрирование виртуальных активов или их ключей;
    • обмен;
    • перевод;
    • посреднические услуги (брокерство).

    Участники рынка получат право на судебную и другие способы защиты своих прав.

    Биржи смогут открывать счета в банках, но должны будут получать отдельную лицензию на каждый вид деятельности (хранение и администрирование, обмен, перевод, брокерство). Срок действия лицензии – 1 год. Деятельность без лицензии – штрафы от 34 000 грн до 119 000 грн.

    Криптовалютные биржи обязаны регулярно подавать отчеты в госорганы и раскрывать информацию о своих владельцах.Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку – основной регулятор рынка. Она будет выдавать биржам лицензии, вести реестр и собирать отчеты.Финмониторинг рынка виртуальных активов будет происходить в соответствии с рекомендациями FATF (Международная организация по борьбе с отмыванием денег). Рекомендации содержат международные стандарты, которых государства должны придерживаться. Последние изменения в Руководство по работе с цифровыми активами и виртуальными валютами FATF приняла в октябре 2021 года.

    Будущие налоги для крипты:

    Физлица получат льготу для налога на доход на пять лет. В этот период налогообложение прибыли от операций с виртуальными активами будет 5% НДФЛ +1,5% (военный сбор). После льготного периода – 18%+1,5%. Для майнеров продажа созданной криптовалюты облагается ставкой 5%+1,5%.

    Юрлица, у которых операции с виртуальными активами будут единственным видом деятельности, смогут платить налог в 5% с прибыли. Остальные компании будут платить стандартные 18% на прибыль от таких операций.

    Согласитесь, что это выглядит очень привлекательно! Но, увы, пока не работает.

    ВЫВОДЫ:

    Пока не вступил в полную силу упомянутый выше закон, а также с учетом большого оборота средств на Вашем карточном счету и совершенно мизерной при этом прибыли, Вам нет никакого смысла переходить на 3-ю группу ФОП. При Вашем условном доходе придется платить 20К в день, а Вы получаете, с Ваших же слов, 1-2К в день! Другие группы по видам деятельности Вам вообще не подходят.

    До вступления в силу Закона, регулирующего Вашу деятельность, я бы Вам, возможно, рекомендовал воспользоваться общей системой налогообложения для ФЛП (18+1,5%). Здесь Вы будете платить налоги исключительно с полученной прибыли, то есть в разы меньше. Например, от Ваших 2000К - это получится 400 гр.

    С уважением,

    Константин Гончаренко

    Гончаренко Константин
    Общаться в чате Гончаренко Константин год назад

    Юрист, г. Сумы, 5 лет опыта

    Обратиться Бесплатная оценка вашей ситуации

    Добрий вечір.

    Ваша діяльність - надання послуг фізичним особам через інтернет. Але так як немає особистого контакту між виконавцем та замовником, то відповідно, неможливо підписати Акт виконаних робіт.

    Згідно вимог Податкового кодексу (п. 44.1 ПКУ) формувати показники податкової звітності на підставі даних, не підтверджених, зокрема, первинними документами, заборонено.( щоб банк не хвилювався вам як ФОП необхідно)

    Наявність первинних документів та їх вигляд регламентуються Законом України «Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні» та Положенням № 88 про документальне забезпечення записів у бухгалтерському обліку.

    і Закон, і Положення вказують, що особистий підпис або інші дані, що дають можливість ідентифікувати особу, є обов’язковими реквізитами, що перетворюють акт на первинний бухгалтерський документ. Окрім цього, первинний документ має бути підписаний особисто.

    Документи, створені в електронній формі, використовують у бухобліку тільки за умови, що вони відповідають вимогам законодавства про електронні документи та електронний документообіг. Тобто електронний документ має бути підписаний електронним цифровим підписом і скріплений електронною печаткою.

    Таким чином, акт наданих послуг без підпису однієї зі сторін (замовника) не можна вважати первинним документом.

    Що Вам потрібно робити, аби не було проблем з податковою:

    Відкриваємо Положення № 88, п.2.6: складаємо бухгалтерську довідку, яка міститиме усю інформацію про господарську операцію.

    Відкриваємо лист Мінфіну від 05.08.2014 р. № 31-11410-08/23-2303/2333, і читаємо в ньому, що бухгалтерська довідка - це повноцінний первинний документ.

    Яка форма бухгалтерської довідки: або користуємося документом під назвою "Методичні рекомендаціяї по застосуванню регістрів бухобліку" (наказ Мінфіну від 29.12.2000 р. № 356) і знаходимо там форму, або користуємося вищезгаданим Положенням № 88, п.2.7, який каже нам, що дозволяється складання первинних документів не лише на бланках типових і спеціалізованих форм, тобто довідку можна скласти у довільній формі, головне — вона повинна містити усі передбачені для первинного документа обов’язкові реквізити.

    Реквізити вказані в п.2.4 Положення № 88 та в ст.9 ЗУ Про бухгалтерський облік:

    — назва документа (бухгалтерська довідка, акт);

    — дата його складання;

    — назва підприємства, від імені якого складено документ;

    — зміст та обсяг господарської операції;

    — одиницю виміру господарської операції;

    — посади та прізвища осіб, відповідальних за здійснення господарської операції та правильність її оформлення;

    — особистий підпис або інші дані, що дозволяють ідентифікувати особу, яка склала і підписала бухгалтерську довідку.

    Також до бухгалтерської довідки можна включити додаткові реквізити (п. 2.4 Положення № 88): ідентифікаційний код підприємства, номер довідки, підставу для її складання.

    Також можна затвердити відображення доходів від надання інтернет-послуг на підставі бухгалтерської довідки в правилах документообігу (наприклад, у наказі про організацію бухгалтерського обліку на підприємстві).

    З повагою,

    Костянтин Гончаренко

    Гончаренко Константин
    Общаться в чате Гончаренко Константин год назад

    Юрист, г. Сумы, 5 лет опыта

    Обратиться Бесплатная оценка вашей ситуации

    Добрый день!

    Сообщаю следующее:

    щодо банку і фінмоніторингу:

    У Вас есть 3 выхода иначе рано или поздно при поступлении на карты больших обьемах 400 тис грн в месяц и больше 5 тыс грн в день с неизвестных источников.

    Банк заблокирует счет и финмониторинг подаст информацию в органы ДФС.

    Если подтвердить не сможете от 5 до 30 дней, деньги вернуться отправлю , а счет закроют и остановят сотрудничество с Вами

    Вам необходимо либо подать декларацию физ лица годовую о доходах в налоговую по месту регистрации, оплатить:

    ПДФО -18%

    ВЗ- 1,5%

    и подать декларацию со справкой об оплате налогов банку.

    Либо решить вопрос с регистрацией ФОП 3 группы (налог за себя и 5% от дохода или 3% без ПДВ)

    Выбрать соответствующее КВЕД и согласно их получать доход на счет ФОП.

    Подписываться с контрагентами договор об оказании услуг и акт выполненных работ с подписями.

    Если это не возможно, Вы как ФОП выписываете бухгалтерскую справку о поступлении средств на счёт, согласно НКУ и подаете в орган ДФС.

    Бухгалтерская справка есть законным первычным документом в деятельности ФОП.

    ___

    По операциям со снятием денег с текущего счета.

    С одной стороны, ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на его счете, не допускается, кроме случаев ограничения по решению суда или условиям обременения (статья 1074 Гражданского кодекса Украины). В то же время операции по такому счету могут быть приостановлены, но в этом случае банк должен найти основание из вышеизложенного перечня.

    Приостановление финансовой операции осуществляется сроком на два рабочих дня. Специально уполномоченный орган по вопросам финансового мониторинга может принять решение о приостановлении операций сроком до пяти дней для дальнейшей проверки, одновременно уведомив правоохранительные органы.

    Если подозрения не подтверждаются, операции должны быть немедленно возобновлены.

    Урегулирование споров

    В случае если банк неправомерно, по мнению клиента, отказывается выдать денежные средства, вопрос разблокировки счета, как правило, разрешается путем переговоров с представителями банка. Возможно, нужно будет предоставить дополнительные пояснения и/или документы по блокирующей операции и таким образом решить проблему в досудебном порядке. Если переговоры не приведут к желаемому результату, следует обратиться в суд с иском об ограничении прав клиента на распоряжение денежными средствами (статья 1074 ГК Украины). Снимая деньги с депозита/текущего счета (наличными), клиент не обязан объяснять причину такого снятия. .(Постановление правления НБУ №65)

    Просто снимите деньги наличными в кассе любого города, пусть закрывают счет и прекращают работу с Вами,это не проблема для Вас , Вы просто найдите другой более удобный вам банк

    Шансы достаточно высоки, поскольку постановление НБУ является подзаконным актом и не может противоречить Гражданскому кодексу Украины.

    С уважением,

    Константин Гончаренко

    Пуха Наталія ТендерОк
    Общаться в чате Пуха Наталія ТендерОк год назад

    Адвокат, г. Ровно

    Обратиться Бесплатная оценка вашей ситуации

    Доброго Дня

    Щодо Вашого питання

    Найпростіше та найшвидше - відкиття ФОП 3 групи платника єдиного податку без ПДВ, проте у разі перевищення лімітів необхідно буде створювати ТзОВ.

    З рекомендованих КВЕД

    64.19 «Інші види фінансового посередництва»;

    66.19 «Інша допоміжна діяльність у сфері фінансових послуг, крім страхування та пенсійного забезпечення».

    За календарний рік дозволено отримати 7 585 500 грн доходу (це 1167 мінімальних зарплат). Перевищите ліміт — мусите перейти на загальну систему. ФОП на 3-й групі без ПДВ ведуть тільки облік доходів. Доходом вважається вся ваша виручка, яку отримали готівкою і на рахунок. Витрати на закупівлю товарів, оренду, податки ви не враховуєте.

    У Податковому кодексі прописана особлива умова для підприємців, які виробляють, поставляють і продають ювелірні й побутові вироби з дорогоцінний металів і каміння, напівдорогоцінного каміння: вони платять ЄП за ставкою 5% і не можуть бути платниками ПДВ.

    Групи єдиного податку для ФОП

    Коли платити ЄП. Раз на квартал, після того, як задекларували доходи — протягом 10 днів після останнього дня подання декларації з ЄП.

    Єдиний податок за IV квартал 2021 року треба сплатити до 19 лютого 2022 року включно.

    Коли останній день сплати — вихідний або святковий, він переноситься на робочий день, що йому передує.

    У 2022 році останній день сплати єдиного податку:

    за I квартал — 19 травня;

    за II квартал — 19 серпня;

    за III квартал — 19листопада;

    за IV квартал — 19 лютого

    Раз на квартал обов'язково треба сплачувати ЄСВ, навіть якщо немає доходу.

    Нараховується ЄСВ щомісяця за ставкою 22% від мінімальної зарплати, встановленої на момент сплати, — це мінімальний квартальний платіж, 4290 грн на квартал або 1430 грн на місяць.

    З жовтня мінімальна зарплата підвищиться, а мінімальний платіж з ЄСВ складатиме 1474 грн/міс. (6700 грн × 22%), 4422 грн в квартал.

    Можна платити ЄСВ і з більшої суми, ніж мінімалка, але база нарахування не повинна перевищувати суму 15 мінімальних зарплат.

    Сплата ЄСВ в 2022 році та сума мінімального платежу:

    • за I квартал — 4290 грн, до 19 квітня;
    • за II квартал — 4290 грн, до 19 липня;
    • за III квартал — 4290 грн, до 19 жовтня;
    • за IV квартал 2022 року — 4422 грн, до 19 січня 2023 року.

    Успіхів


Похожие вопросы


Кодексы Україна

Кодекс України з процедур банкрутства Кодекс цивільного захисту України Кримінальний процесуальний кодекс України Митний кодекс України Повітряний кодекс України Податковий кодекс України Кодекс адміністративного судочинства України Цивільний процесуальний кодекс України Кримінально-виконавчий кодекс України Господарський кодекс України Цивільний кодекс України Сімейний кодекс України Земельний кодекс України Кримінальний кодекс України Водний кодекс України Кодекс торговельного мореплавства України Про надра Лісовий кодекс України Господарський процесуальний кодекс України Кодекс України про адміністративні правопорушення (статті 213 - 330) Кодекс України про адміністративні правопорушення (статті 1 - 212-21) Житловий Кодекс Української РСР Європейський кодекс соціального забезпечення Бюджетний кодекс України