Почніть консультацію з юристом онлайн
Задайте питання юристу
885 юристів готові відповісти зараз
Відповідь за ~15 хвилин
Добрый день.
Приобрел стирально-сушильную машину, цена вопроса - 45к. Оставил на ночь работать - утром у машинки полностью треснуло переднее стекло. Это стопроцентный брак стекла которое просто не выдержало температуру сушки. Магазин отказывается забирать машинку и что-либо с ней делать и шлет на производителя. Мое замечание что решать с сервисом должны они, а не я - было проигнорировано. Я написал заявление на разрыв договора купли продажи, и сам набрал в сервис. Моя задача - вернуть деньги либо обменять на другую машинку, т.к. эту считаю опасной. Дальше я вижу несколько вариантов развития событий.
1. Приезжает сервис производителя и говорит что я ее сам ударил.
2. Приезжает сервис и говорит что это брак, но все что они могут - заменить стекло и вернуть мне эту же.
3. Приезжает сервис и говорит что машинку списывают (я думаю что это нереально)
Я конечно предполагаю\надеюсь на вариант номер два, но как в таком случае ее вернуть а не забрать ту же с сервиса? Нужно ли писать еще какие-то заявления на магазин? Должны ли мне сейчас привезти подмену, т.к. я остался и без денег и без стиралки? Вообщем вопросов хватает, а юридической экспертизы нету.
Спасибо
Схожі питання
Кодекси Україна
Кодекс України з процедур банкрутства Кодекс цивільного захисту України Кримінальний процесуальний кодекс України Митний кодекс України Повітряний кодекс України Податковий кодекс України Кодекс адміністративного судочинства України Цивільний процесуальний кодекс України Кримінально-виконавчий кодекс України Господарський кодекс України Цивільний кодекс України Сімейний кодекс України Земельний кодекс України Кримінальний кодекс України Водний кодекс України Кодекс торговельного мореплавства України Про надра Лісовий кодекс України Господарський процесуальний кодекс України Кодекс України про адміністративні правопорушення (статті 213 - 330) Кодекс України про адміністративні правопорушення (статті 1 - 212-21) Житловий Кодекс Української РСР Європейський кодекс соціального забезпечення Бюджетний кодекс УкраїниНове у блогах Юристи.UA
Відповіді юристів (12)
Юрист, м. Чернігів, 10 років досвіду
Доброго дня, Дмитро!
Закон України "Про захист прав споживачів" (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1023-12):
Стаття 8. Права споживача у разі придбання ним товару неналежної якості
1. У разі виявлення протягом встановленого гарантійного строку недоліків споживач, в порядку та у строки, що встановлені законодавством, має право вимагати:
1) пропорційного зменшення ціни;
2) безоплатного усунення недоліків товару в розумний строк;
3) відшкодування витрат на усунення недоліків товару.
У разі виявлення протягом встановленого гарантійного строку істотних недоліків, які виникли з вини виробника товару (продавця, виконавця), або фальсифікації товару, підтверджених за необхідності висновком експертизи, споживач, в порядку та у строки, що встановлені законодавством і на підставі обов'язкових для сторін правил чи договору, має право за своїм вибором вимагати від продавця або виробника:
1) розірвання договору та повернення сплаченої за товар грошової суми;
2) вимагати заміни товару на такий же товар або на аналогічний, з числа наявних у продавця (виробника), товар.
5. Продавець, виробник (підприємство, що задовольняє вимоги споживача, встановлені частиною першою цієї статті) зобов'язані прийняти товар неналежної якості у споживача і задовольнити його вимоги.
Доставка великогабаритних товарів і товарів вагою понад п'ять кілограмів продавцю, виробнику (підприємству, що задовольняє вимоги споживача, встановлені частиною першою цієї статті) та їх повернення споживачеві здійснюються за рахунок продавця, виробника (підприємства, що задовольняє вимоги споживача, встановлені частиною першою цієї статті).
7. При розірванні договору розрахунки із споживачем у разі підвищення ціни на товар провадяться виходячи з його вартості на час пред'явлення відповідної вимоги, а в разі зниження ціни - виходячи з вартості товару на час купівлі. Гроші, сплачені за товар, повертаються споживачеві у день розірвання договору, а в разі неможливості повернути гроші у день розірвання договору - в інший строк за домовленістю сторін, але не пізніше ніж протягом семи днів.
14. Вимоги споживача, передбачені цією статтею, не підлягають задоволенню, якщо продавець, виробник (підприємство, що задовольняє вимоги споживача, встановлені частиною першою цієї статті) доведуть, що недоліки товару виникли внаслідок порушення споживачем правил користування товаром або його зберігання. Споживач має право брати участь у перевірці якості товару особисто або через свого представника.
Відповідно до пункту 12 статті 1 Закону України "Про захист прав споживачів" істотний недолік - недолік, який робить неможливим чи недопустимим використання товару відповідно до його цільового призначення, виник з вини виробника (продавця, виконавця), після його усунення проявляється знову з незалежних від споживача причин і при цьому наділений хоча б однією з нижченаведених ознак:
а) він взагалі не може бути усунутий;
б) його усунення потребує понад чотирнадцять календарних днів;
в) він робить товар суттєво іншим, ніж передбачено договором;
Для обміну або повернення неналежної якості покупцеві необхідно надати:
Враховуючи вищезазначене, продавець повинен забрати товар, передати його в СЦ для проведення діагностики та виявлення причин несправностей (або з їхньої вини або з вашої). Направте їм письмову претензію-заяву з вимогою забрати пральну машинку з посиланнями на ч. 5 ст. 8 ЗУ "Про захист прав споживачів".
Вкажіть у заяві, що в разі незадоволення даної вимоги, будете подавати скаргу на продавця до Дерспоживслужби України.
Якщо за результатами діагностики Вам повідомлять, що поломка сталася з вашої вини, то вимагайте, щоб Вам надали всі документи, що стосуються проведеної діагностики товару та підтверджують наявність саме вашої вини у виявленій поломці, а не вини виробника чи продавця.
Адже, саме продавець, виробник (підприємство, що задовольняє вимоги споживача, встановлені частиною першою цієї статті) повинні доводити, що недоліки товару виникли внаслідок порушення споживачем правил користування товаром або його зберігання. А тому, якщо таких доказів у магазину немає, вимагайте розірвання договору та повернення Вам грошей, сплачених за товар, у передбачені законодавством строки.
Також можна подати скаргу на магазин до Дерспоживслужби України для проведення перевірки та прийняття мір реагування.
http://consumer.gov.ua/.
Що стосується скарги до Державної служби України з питань безпечності харчових продуктів та захисту споживачів (Держспоживслужби України), то до неї бажано додати наступні документи:
Зразок скарги за посиланням https://drive.google.com/file/d/0B84Fn7fObiluY013Z2RoNmdudmc/view.
Звернення (скарга) розглядаються і вирішуються у термін не більше одного місяця від дня їх надходження, а ті, які не потребують додаткового вивчення, - невідкладно, але не пізніше п'ятнадцяти днів від дня їх отримання.Якщо в місячний термін вирішити порушені у зверненні питання неможливо продавець встановлює необхідний термін для його розгляду, про що повідомляється особі, яка подала звернення. При цьому загальний термін вирішення питань, порушених у зверненні, не може перевищувати сорока п'яти днів (відповідно до ЗУ "Про звернення громадян").
Також споживач для захисту своїх прав має право звернутися в порядку позовного провадження до суду за місцем його проживання/перебування, місцем заподіяння шкоди чи виконання договору.
Споживачі звільняються від сплати судового збору в усіх судових інстанціях за позовами, що пов'язані з порушенням їх прав (частина третя статті 22 Закону України "Про захист прав споживачів").
До позовної заяви, оформленої відповідно до вимог ст. 175 ЦПК України (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1618-15/conv#n7328), додаються докази, що обґрунтовують позовні вимоги споживача, наприклад:
Зразок позовної заяви за посиланням https://drive.google.com/file/d/0B84Fn7fObiluZGItTlYzYUw2NlE/view
Цивільна справа в порядку позовного провадження розглядається судом протягом розумного строку, але не більше 2 місяців з дня відкриття провадження у справі.
При задоволенні вимог споживача суд одночасно вирішує питання щодо відшкодування моральної (немайнової) шкоди.
Цивільний кодекс України (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/435-15#Text):
Стаття 1167. Підстави відповідальності за завдану моральну шкоду
1. Моральна шкода, завдана фізичній або юридичній особі неправомірними рішеннями, діями чи бездіяльністю, відшкодовується особою, яка її завдала, за наявності її вини, крім випадків, встановлених частиною другою цієї статті.
Стаття 23. Відшкодування моральної шкоди
1. Особа має право на відшкодування моральної шкоди, завданої внаслідок порушення її прав.
2. Моральна шкода полягає:
1) у фізичному болю та стражданнях, яких фізична особа зазнала у зв'язку з каліцтвом або іншим ушкодженням здоров'я;
2) у душевних стражданнях, яких фізична особа зазнала у зв'язку з протиправною поведінкою щодо неї самої, членів її сім'ї чи близьких родичів;
3) у душевних стражданнях, яких фізична особа зазнала у зв'язку із знищенням чи пошкодженням її майна;
4) у приниженні честі та гідності фізичної особи, а також ділової репутації фізичної або юридичної особи.
3. Якщо інше не встановлено законом, моральна шкода відшкодовується грошовими коштами, іншим майном або в інший спосіб.
Розмір грошового відшкодування моральної шкоди визначається судом залежно від характеру правопорушення, глибини фізичних та душевних страждань, погіршення здібностей потерпілого або позбавлення його можливості їх реалізації, ступеня вини особи, яка завдала моральної шкоди, якщо вина є підставою для відшкодування, а також з урахуванням інших обставин, які мають істотне значення. При визначенні розміру відшкодування враховуються вимоги розумності і справедливості.
4. Моральна шкода відшкодовується незалежно від майнової шкоди, яка підлягає відшкодуванню, та не пов'язана з розміром цього відшкодування.
5. Моральна шкода відшкодовується одноразово, якщо інше не встановлено договором або законом.
Відповідно до п. 3 Постанови Пленуму Верховного Суду України від 31 березня 1995 року №4 "Про судову практику в справах про відшкодування моральної (немайнової) шкоди", під моральною шкодою слід розуміти втрати немайнового характеру внаслідок моральних чи фізичних страждань, або інших негативних явищ, заподіяних фізичній чи юридичній особі незаконними діями або бездіяльністю інших осіб.
Відповідно до чинного законодавства моральна шкода може полягати, зокрема: у приниженні честі, гідності, престижу або ділової репутації, моральних переживаннях у зв'язку з ушкодженням здоров'я, у порушенні права власності (в тому числі інтелектуальної), прав, наданих споживачам, інших цивільних прав, у зв'язку з незаконним перебуванням під слідством і судом, у порушенні нормальних життєвих зв'язків через неможливість продовження активного громадського життя, порушенні стосунків з оточуючими людьми, при настанні інших негативних наслідків (п. 3 ППВСУ від 31.03.1995 № 4).
Підставами для відшкодування моральної шкоди можуть бути:
Моральна шкода, завдана неправомірними діями чи бездіяльністю, відшкодовується особою, яка її завдала, за наявності її вини. Незалежно від наявності вини відшкодовується шкода у випадках, передбачених ч.2 ст.1176 ЦК України.
Частиною другою п.5 ППВСУ від 31 березня 1995 року №4 визначено, що відповідно до загальних підстав цивільно-правової відповідальності обов'язковому з'ясуванню при вирішенні спору про відшкодування моральної (немайнової) шкоди підлягають:
Вищевказані складові є необхідними елементами складу цивільного правопорушення, як підстави деліктної відповідальності.
Суд, зокрема, повинен з'ясувати, чим підтверджується факт заподіяння позивачеві моральних чи фізичних страждань або втрат немайнового характеру, за яких обставин чи якими діями (бездіяльністю) вони заподіяні, в якій грошовій сумі чи в якій матеріальній формі позивач оцінює заподіяну йому шкоду та з чого він при цьому виходить, а також інші обставини, що мають значення для вирішення спору.
Докази, що обґрунтовують розмір моральної шкоди:
Доказами можуть бути будь-які фактичні дані, на підставі яких у визначеному законом порядку суд установлює наявність або відсутність обставин, що обгрунтовують вимоги й заперечення сторін та інші обставини, котрі мають значення для правильного вирішення справи.
Ці дані встановлюються показаннями свідків, висновками експертів, письмовими доказами (наприклад медичними довідками, висновками) та іншими документами тощо, що підтверджують обставини, що мають значення для доказування факту заподіяння моральної шкоди, обґрунтування визначеного позивачем розміру компенсації і т.ін.
У відповідності до вимог ч.6 ст. 81 ЦПК України доказування не може ґрунтуватися на припущеннях.
До вимог про відшкодування моральної шкоди, заподіяної поширенням відомостей, що не відповідають дійсності і порочать честь, гідність чи ділову репутацію фізичної або юридичної особи, згідно з п.2 ч.2 ст.258 ЦКУ застосовується строк позовної давності в один рік.
До інших вимог про відшкодування моральної шкоди, як вимог, що випливають з порушення особистих немайнових прав, строки позовної давності відповідно до ст.268 ЦКУ не застосовуються.
При наявності запитань - звертайтесь.
Всього доброго!
Успіхів Вам!
Юрист, 19 років досвіду
Доброго дня Дмитре!
Пропоную Вам звернутись до Продавця з письмовою претензією. Надіслати її цінним листом з повідомленням про вручення. Претензія наступного змісту:
___(Зазначити найменування та адресу Продавця)
«___»___ 2020 року в ___ (найменування торговельної організації) я придбав ___, за який сплатив ___ грн. ___ коп., (вказати, який товар) що підтверджується ___ (касовий чек, товарний чек, квитанція, тощо), що додається до цієї претензії.
В порушення взятих на себе зобов’язань Продавця придбаний мною Товар був мені переданий неналежної якості.
Я неодноразово звертався з проханням та вимогами замінити товар, або попернути кошти однак магазин позитивної відповіді не дав ___. (причини).
Згідно статті 678 Цивільного кодексу України, покупець має право відмовитися від договору і вимагати повернення сплаченої за товар грошової суми.
Таким чином, я вважаю за необхідне відмовитися від договору купівлі продажу товару та вимагати від Відповідача повернення сплаченої за товар грошової суми, а саме: ___. Окрім того, я вважаю, що неправомірними діями Відповідача мені було завдано моральної шкоди, що виражається у ___. (вказати, яких фізичних або моральних страждань було завдано) Також ___, що підтверджується ___. Завдану моральну шкоду я оцінюю у розмірі ___. Мною у зв'язку із ___ також були понесені такі витрати: ___ ___(розрахунок додається). Це підтверджується ___.
На підставі вищевикладеного, керуючись 678, 1167 Цивільного кодексу України, ВИМАГАЮ:
Повернути ___ грн. сплачеих за придбаний мною товар ___, та ___ грн. у якості відшкодування завданої мені моральної шкоди, а також ___ грн у якості відшкодування завданих мені збитків (поштові витрати тощо).
Загальна сума моїх вимог складає ___ грн. (розрахунок додається).
Додатки: 1. товарний чек магазину, 2. Копія заяви, направленої до торговельної організації та відповідь (якщо такі є). 3. Документи, що підтверджують понесені витрати (чеки, квитанції тощо).
Дата. Підпис.
Адвокат, м. Київ
Правила обмена распространяются на непродовольственный товар надлежащего качества при условии, что он:
- не использовался;
- сохранил товарный вид;
- потребительские свойства;
- а также при наличии чека, выданного потребителю при покупке.
При этом способ оплаты товара не имеет значения: он может быть приобретен как за наличные (безналичные) деньги, так и в кредит.Согласно Закону Украины «О защите прав потребителей», покупатель в течение двух недель (если более длительный срок не объявлен продавцом) может обратиться в магазин и заменить приобретенный им товар на другой. По истечении этого срока возврат возможен только при наличии гарантии.
Если на момент обращения аналогичного товара для замены нет в продаже, покупатель имеет право: купить любой другой товар из ассортимента магазина (с пересчетом стоимости);
- обменять товар на аналогичный при первом же поступлении нужного товара в продажу;
- вернуть изделие и получить назад деньги в размере стоимости возвращенной продукции.
Имеет свои особенности и порядок обмена и возврата бытовой техники, особенно крупногабаритной (холодильник, стиральная или посудомоечная машина, духовой шкаф, плита).
Например, если при доставке товара вы поняли, что он вам не подходит (не вписывается в интерьер, не подходит цвет или габариты) можно от него отказаться. Однако за доставку техники придется заплатить.Вернуть деньги за бытовую технику и электронику, которая была в эксплуатации, даже если речь идет всего о нескольких днях, довольно сложно. Необходимо связаться с сервисным центром, доставить туда товар и ждать пока они проверят качество и сохранность техники.
Адвокат, м. Київ, 25 років досвіду
Спілкуватися у чатіДобрый день!
1. Вы не должны общаться с производителем. Это должен делать продавец согласно ст.17 ЗУ "О защите прав потребителей ". Продавец должен забрать машину и провести экспертизу. От результатов заключения, продавец будет принимать решение о порядке дальнейших взаимоотношений с Вами.
Напишите Заявление на имя продавца со всеми своими требованиями.
В случае поломки сложной бытовой техники во время гарантийного срока, покупатель имеет право провести бесплатный гарантийный ремонт. В этом случае он должен написать в двух экземплярах заявление или в магазин, или в сервисный центр. В произвольной форме указываете свои претензии: что не работает, как по вашему представлению выглядит поломка. Обязательно делаете отметку с указанием даты, штампа о приеме этого заявления. Потому что может быть так, что этот процесс затянется не на одну неделю, а то и месяцы.Если же у вас не принимают это заявление: идете на почту и оформляете, желательно отправить его заказным письмом. Это будет вашим документов о том, что вы известили продавца магазин или сервис-центр о том, что товар неисправен и он должен быть отремонтирован. Потому что не исключено, что вам свои права придется отстаивать уже в суде.
Если товар весит более пяти килограмм — холодильник, телевизор и т.д., магазин или сервисный центр должен за свой счет сам отвезти товар на ремонт и его привезти обратно.При сдаче прибора в ремонт, в вашем присутствии должны его осмотреть: на целостность, наличие пломб, на отсутствие трещин и других повреждений и т.п. И это все должно быть отражено в квитанции, которую вам должны выдать. Она не произвольной формы, а специально установленной Постановлением Кабинета Министров — «квитанция №7 «Гарант».
Если Вы будете не удовлетворены решением продавца, то единственным выходом их ситуации будет обращение в Суд.
Если Вы не доверяете продавцу, то можете самостоятельно провести товароведческую экспертизу и определить причину повреждения стекла.
Товароведческая экспертиза (независимая потребительская экспертиза) – это исследование товаров с целью определения их качества, а также их соответствия существующим стандартам. Товароведческая экспертиза проводится как по инициативе покупателя, так и по желанию производителя или продавца
Потребительская экспертиза - это компетентное исследование качественных показателей и показателей безопасности товаров (услуг) относительно их соответствия нормам действующего законодательства, действующих нормативно-правовых актов, требованиям нормативной и технической документации, а также установление причин несоответствия объекта экспертизы действующим требованиям.
Результати потребительской экспертизы: обоснованное ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГП «Укрметртестстандарт» Вы можете использовать для защиты своих интересов, в том числе в судебном порядке.
Если это будет признано заводским дефектом, то Вы можете требовать у продавца произвести Вам замену товара на новый или расторгнуть договор купли-продажи (потребовав вернуть Вам деньги и все расходы на доказывания Вашей правоты).
Если это будет признано дефектом, возникшим по Вашей вине, то Вы сможете потребовать только замену стекла за Ваш счет.
Вывод: без экспертизы не обойтись. Только результат экспертизы определит дальнейший порядок Ваших действий.
2. Стиральные машины входят в список товаров из которых создается подменный фонд. Но требовать точно такую стиральную машину Вы не можете. Продавец обязан Вам предоставить ту стирал ную машину, которая у него есть в подменном фонде.
Для получения временной замены потребителю нужно прийти в сервис-центр (или продавцу) и написать заявление. При себе необходимо иметь техпаспорт на товар, гарантийный талон, чек, паспорт.
В случае не предоставления товара за каждый день просрочки они должны заплатить покупателю 1% от стоимости товара. Аналогично, если они не вернули вам технику свыше 14 дней ремонта. Но это все необходимо сразу же указывать в своем заявлении.
Додаток N 2 до постанови Кабінету Міністрів України від 19 березня 1994 р. N 172
ПЕРЕЛІК товарів, з яких утворюється обмінний фонд
Телевізори Мікрохвильові печі Магнітоли Кухонні машини Магнітофони В'язальні машини Радіоприймачі Пилососи Холодильники Електропраски Морозильники Електроміксери Пральні машини Електросоковижималки
Юрист, м. Харків, 17 років досвіду
Добрый день.
Поскольку у Вас товар бракованный, то необходимо руководствоваться ст. 8 Закона Украины "О защите прав потребителей", т.к. как раз именно эта статья регламентирует права потребителя в случае приобретения некачественного товара.
Так, согласно ч. 1 ст. 8 Закона Украины "О защите прав потребителей ", в случае выявления на протяжении установленного гарантийного срока недостатков потребитель, в порядке и в сроки, установленные законодательством, имеет право требовать:
1) пропорционального уменьшения цены;
2) безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
3) возмещения расходов на устранение недостатков товара.
В случае выявления на протяжении установленного гарантийного срока существенных недостатков, возникших по вине производителя товара (продавца, исполнителя), или фальсификации товара, подтвержденных при необходимости заключением экспертизы, потребитель, в порядке и в сроки, установленные законодательством и на основании обязательных для сторон правил или договора, имеет право по своему выбору требовать от продавца или производителя:
1) расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы;
2) требовать замены товара на такой же товар или на аналогичный, из числа имеющихся у продавца (производителя), товар.
Согласно п. 12 ст. 1 Закона Украины "О защите прав потребителей " существенный недостаток- это недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением, возник по вине производителя (продавца, исполнителя), после его устранения проявляется снова по независимым от потребителя причинам и при этом наделен хотя бы одним из следующих признаков:
а) он вообще не может быть устранен;
б) его устранение требует более четырнадцати календарных дней;
в) он делает товар существенно другим, чем предусмотрено договором.
Таким образом, для замены товара необходимо, чтобы в нем присутствовал существенный недостаток. В свою очередь, для того, чтобы недостаток был признан существенным, он должен обладать совокупностью признаков, установленных законом.
Это определяет сервисный центр, который является представителем производителя товара. Прошу отметить, что одним из признаков является повторность недостатка, которая в данном случае отсутствует.
Поэтому, если Вы написали в магазин заявление о замене товара либо возврате средств, магазин Вам скорее всего откажет и предложит передать товар в ремонт.
Исходя из положений ч. 3 ст. 8 Закона Украины "О защите прав потребителей ", передать товар Вы можете как самостоятельно и непосредственно в авторизированный сервисный центр, так и через магазин, написав соответствующее заявление на бесплатное устранение недостатков.
Также, согласно ст. 8 Закона Украины "О защите прав потребителей ", доставка крупногабаритных товаров весом свыше 5 кг, осуществляется за счет продавца, если Вы обратились к продавцу, либо за счет производителя (его представителя), если Вы обратились в сервисный центр. На практике, для крупногабаритных товаров мастера сервисного центра вызывают на дом. Если будет так, то рекомендую получить от мастера заключение по осмотру Вашего товара на месте.
Исходя из положений ч. 14 ст. 8 Закона Украины " О защите прав потребителей ", требования потребителей, указанные в ст. 8 не удовлетворяются, если недостаток произошёл по вине потребителя (в следствие нарушения правил транспортировки, хранения, использования).
Что касается обменного фонда, то согласно ч.9 ст. 8 Закона Украины "О защите прав потребителей ", по письменному требованию потребителя на время ремонта ему предоставляется (с доставкой) товар аналогичной марки (модели, артикула, модификации) независимо от модели. Для этого продавец, производитель (предприятие, которое удовлетворяет требования потребителя, установленные частью первой этой статьи) обязаны создавать (иметь) обменный фонд товаров. Перечень таких товаров определяется Кабинетом Министров Украины.
За каждый день задержки выполнения требования о предоставлении товара аналогичной марки (модели, артикула, модификации) и за каждый день задержки устранения недостатков сверх установленного срока (четырнадцать дней) потребителю выплачивается неустойка соответственно в размере одного процента стоимости товара.
Стиральные машины входят в перечень товаров, из которых формируется обменный фонд ( постановление КМУ #172 "О реализации отдельных положений Закона Украины "О защите прав потребителей " https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/172-94-п#Text
Поэтому при передаче товара в ремонт, Вы имеете право требовать предоставления Вам товара из обменного фонда.
С уважением, адвокат Юлия Тимофеева
Юрист, м. Суми, 6 років досвіду
Доброго дня
Стосовно вашого питання повідомляю наступне:
Право на повернення товару передбачено ст. 9 Закону України «Про захист прав споживачів».
Повернути товар у магазин (або обміняти його на інший аналогічний) можна протягом 14 днів із дня покупки. Це правило поширюється на товари належної якості, тобто невикористані та непошкоджені.
Щоб повернути або обміняти товар, треба дотримуватися умов його повернення:
- товар не використовувався і зберігся в тому вигляді, в якому його купували
- минуло менше двох тижнів з моменту придбання товару
- є касовий або товарний чек.
Для обміну або повернення товару неналежної якості покупцеві необхідно надати:
За умовами повернення грошових коштів за товар, покупцеві необхідно виконати декілька дій:
Відповідно до закону, при поверненні товару розрахунки із споживачем проводяться виходячи з вартості товару на момент купівлі. Гроші, сплачені за товар, повертаються покупцеві в день повернення покупки (розірвання договору). Якщо у продавця (магазину) немає можливості повернути гроші відразу — виплати проводяться не пізніше, ніж через 7 днів з моменту отримання товару та письмової заяви на повернення.
Согласно части 9 статьи 8 Закона Украины «О защите прав потребителей» при предъявлении потребителем требования о безвозмездном устранении недостатков товара они должны быть устранены в течение четырнадцати дней с даты его предъявления или по соглашению сторон в другой срок.
Законодательством предусмотрено, что за каждый день задержки устранения недостатков сверх установленного срока (четырнадцать дней, если сторонами не было обусловлено более длительный срок) потребителю выплачивается неустойка соответственно в размере одного процента стоимости товара.
Требовать расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы, согласно ст.8 Закона Украины «О защите прав потребителей», возможно в случае выявления на протяжении установленного гарантийного срока существенных недостатков, возникших по вине производителя товара (продавца, исполнителя), или фальсификации товара, подтвержденных при необходимости заключением экспертизы.
Существенный недостаток - недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением, возник по вине производителя (продавца, исполнителя), после его устранения проявляется снова по независимым от потребителя причинам и при этом наделен хотя бы одним из следующих признаков:
а) он вообще не может быть устранен;
б) его устранение требует более четырнадцати календарных дней;
в) он делает товар существенно другим, чем предусмотрено договором.
Для подтверждения существенности недостатка необходимо соответствующее заключение сервисного центра, а потому это является обязательным условием для возврата денежных средств.
Итак, магазин обязан устранить недостатки в течение 14 дней, если Вы не оговаривали другое. Вы имеете право требовать пеню в размере 1% от стоимости товара за каждый день задержания в удовлетворении Вашего требования. Кроме того, Вы имеете право требовать расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченных за товар денежных средств, поскольку ремонт на строк более 14 дней указывает на то, что товар может содержать существенный недостаток. Перед тем, как обращаться в суд сначала сформируйте Ваши требования письменно и направьте их продавцу, а себе оставьте подтверждение такого направления.
Итак, сначала нужно определить не подписывали ли Вы никаких актов, квитанций, где был прописан оговоренный срок гарантийного ремонта, поскольку там могло быть установлено срок более 14 дней, что в дальнейшем несколько усложняет Ваше право на возврат средств или замену товара (магазины, как правило, мелким шрифтом прибегают прописывать свои сроки в договорах, квитанциях, актах и т.д.). Если же Вы не подписывали никакого документа с прописанным сроком гарантийного ремонта товара, что составляет более 14 дней, то конечно же Вы можете уже смело обращаться в суд и защищать свои нарушенные права.
Перед подачей иска в суд необходимо направить заказным письмом на адреса магазина претензию в которой описать все требования и проблемы и указать, что в случае игнорирования притензии , Вы оставляете за собой право обращения в суд для взыскания сумм убытков и прочего.(к претензии приложить: копии договора , спецификаций товара , чеки оплат , накладные , ответы магазина , решение сервисного центра и прочее) , чем больше доказательств тем лучше для Вас!
С уважением,
Константин Гончаренко
Юрист, м. Дніпро, 13 років досвіду
Спілкуватися у чатіЗдравствуйте, Дмитрий. Первое - напишите претензию с вашими требованиями в магазин.
Если реакции не будет, обращайтесь в суд. По суду требовать разорвать договор и вернуть деньги. Если продавец докажет, что он может отремонтировать машину, суд может пойти продавцу на встречу. Как-то так.
Адвокат, м. Київ, 31 рік досвіду
Здравствуйте, Dmytro Smyk!
Закон Украины "Защите прав потребителей"':
https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1023-12#Text
Статья 8. Права потребителя в случае приобретения товара ненадлежащего качества
1) пропорционального уменьшения цены;
2) безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
3) возмещение расходов на устранение недостатков товара.
В случае выявления в течении установленного гарантийного срока существенных недостатков, которые возникли по вине производителя товара (продавца, исполнителя), или фальсификации товара, подтвержденных при необходимости выводом экспертизы, потребитель, в порядке и в сроки, которые установлены законодательством и на основании обязательных для сторон правил или договора, имеет право по своему выбору требовать от продавца или производителя:
1) расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы;
2) требовать замены товара на такой же товар или на аналогичный, из числа, имеющегося у продавца (производителя), товара.
Согласно этой части удовлетворяются требования потребителя относительно товаров, гарантийный срок на которые не закончился.
Потребитель имеет право предъявить одно из требований, предусмотренных частью первой этой статьи, а в случае его невыполнения заявить другое требование, предусмотренное частью первой этой статьи.
Указанные требования по местонахождению потребителя удовлетворяют также созданные собственником продавца торговые предприятия и филиалы, которые осуществляют продажу аналогичных приобретенным потребителем товаров, или предприятия, на которые эти функции возложены на основании договора. Функции представителей предприятий - производителей выполняют их представительства и филиалы, созданные производителями для этой цели, или предприятия, которые удовлетворяют указанные требования на основании договора с производителем.
Доставка крупногабаритных товаров и товаров, весом свыше пяти килограммов продавцу, производителю (предприятию, которое удовлетворяет требования потребителя, установленные частью первой этой статьи), и их возврат потребителю осуществляются за счет продавца, производителя (предприятия, которые удовлетворяет требования потребителя, установленные частью первой этой статьи).
В случае отсутствия товара, требование потребителя о его замене подлежит удовлетворению в двухмесячный срок с момента представления соответствующего заявления. Если удовлетворить требование потребителя о замене товара в установленный срок невозможно, потребитель имеет право на свой выбор предъявить продавцу, производителю (предприятию, которое выполняет их функции) другие требования, предусмотренные пунктами 1, 3, 4, 5 части первой этой статьи.
Во время замены товара с недостатками на такой же товар другой марки (модели, артикула, модификации) надлежащего качества - перерасчет стоимости товара с недостатками в случае повышения цены производится исходя из его стоимости на время обмена, а в случае снижения цены - исходя из стоимости на время покупки.
При расторжении договора, расчеты с потребителем в случае повышения цены на товар производятся исходя из его стоимости на время предъявления соответствующего требования, а в случае снижения цены - исходя из стоимости товара на время покупки. Деньги, уплаченные за товар, возвращаются потребителю в день расторжения договора, а в случае невозможности возвратить деньги в день расторжения договора - в другой срок по договоренности сторон, но не позднее чем в течении семи дней.
На письменное требование потребителя на время ремонта ему предоставляется (с доставкой) товар аналогичной марки (модели, артикула, модификации) независимо от модели. Для этого продавец, производитель (предприятие, которое удовлетворяет требования потребителя, установленные частью первой этой статьи) обязаны создавать (иметь) обменный фонд товаров. Перечень таких товаров определяется Кабинетом Министров Украины.
За каждый день задержки выполнения требования о предоставлении товара аналогичной марки (модели, артикула, модификации) и за каждый день задержки устранения недостатков свыше установленного срока (четырнадцать дней) потребителю выплачивается неустойка в размере одного процента стоимости товара.
При устранении недостатков путем замены комплектующего изделия или составной части товара, на которые установлены гарантийные сроки, гарантийный срок на новое комплектующее изделие и составную часть рассчитывается, начиная со дня выдачи потребителю товара после ремонта.
Во время продажи товара продавец обязан выдать потребителю расчетный документ установленной формы, которая удостоверяет факт покупки, с отметкой о дате продажи.
В случае потери потребителем технического паспорта или другого документа, что его заменяет, их восстановление осуществляется в порядке, определенном законодательством.
Продавец (производитель) товаров обязан в месячный срок возместить предприятию, которое выполняет его функции, убытки, которые оно понесло в связи с удовлетворением требований потребителя, предусмотренных этой статьей.
За нарушение законодательства по защите прав потребителей, Вы имеете право подать:
1) Претензию администрации магазина о защите прав потребителей, возврате денежных средств.
2) Жалобу в Госпродпотребслужбу Украины (бывшая Инспекция по защите прав потребителей), для проведения проверки и принятия мер реагирования, как через Укрпочту, так и на адрес электронной почты.
"Держпродспоживслужба утворена відповідно до постанови КМУ від 10 вересня 2014 року № 442 «Про оптимізацію системи центральних органів виконавчої влади».
Постановою КМУ від 02 вересня 2015 року № 667 затверджено Положення про Держпродспоживслужбу. Територіальні органи Держпродспоживслужби утворені постановою Кабінету Міністрів України від 16 грудня 2015 року № 1092. Наказом Міністерство аграрної політики та продовольства України від 12.04.2017 № 209 затверджено Положення про Головне управління Державної служби України з питань безпечності харчових продуктів та захисту споживачів в області, в місті Києві.
Відповідно до розпорядження Кабінету міністрів України від 6 квітня 2016 року № 260-р «Питання Державної служби з питань безпечності харчових продуктів та захисту споживачів» Держпродспоживслужба офіційно розпочала роботу і приступила до виконання функцій.
Положення про Державну службу України з питань безпечності харчових продуктів та захисту споживачів
Відповідно до ст.5 Закону України "Про звернення громадян", письмове звернення надсилається поштою, передається громадянином особисто або через уповноважену ним особу, повноваження якої оформлені відповідно до законодавства.До письмових звернень відносяться також електронні звернення, які можна надіслати до:
Держпродспоживслужби України:
http://www.consumer.gov.ua/Contact/
3) Иск в суд о защите прав потребителей, возмещении причиненного материального и морального ущербов, взыскании денежных средств, в порядке Гражданского процессуального кодекса Украины, Гражданского кодекса Украины.
Гражданский процессуальный кодекс Украины:
https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1618-15
Гражданский кодекс Украины:
https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/435-15
Согласно ст. 24. Закон Украины «О защите прав потребителей» потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав (судебного сбора).
При наличии вопросов обращайтесь!
Всего доброго!
Удачи Вам!
Юрист, м. Одеса, 33 роки досвіду
Дмитрий, добрый день!
Обмен и возврат товара регламентируется Законом Украины «О защите прав потребителей», согласно которому покупатель имеет право вернуть товар продавцу в течение 14 дней со дня покупки.
Возврат товара от покупателя. Общие правила.
Вернуть товар надлежащего качества (или обменять его на другой - выбор за вами как потребителем) можно, если соблюдены следующие условия возврата товара:
Если не соблюдены условия возврата — продавец может отказать покупателю.
Для товаров ненадлежащего качества действуют другие нормы Закона Украины «О защите прав потребителей».
Доставка товара при возврате происходит за счёт покупателя. Но если полученный товар не соответствовал заказу (другая модель и тп), тогда продавец должен компенсировать клиенту транспортные расходы.
Требования покупателя должны быть удовлетворены сразу, а при необходимости проверки качества возвращаемого товара — в течение 14 дней или по договорённости.
Что же касается возврата стиральной машины ненадлежащего качества, то, как и возврат любой сложной бытовой техники, это возможно только в нескольких случаях:
В каждом из перечисленных случаев продавец обязан удовлетворить ваши требования на возврат товара.
Подавляющее большинство продавцов не слишком охотно возвращают деньги за неисправный товар, предпочитая направить потребителя в сервисный центр для ремонта. Однако законодательство четко определяет ситуации, в которых им все же приходится это делать:
Следует отметить, что возврат денежных средств должен быть произведен не позднее, чем в десятидневный срок, с учетом разницы в цене на момент его совершения. Более того, если машинка приобретена в кредит, магазин обязан возместить не только уже выплаченную его часть, но и все проценты и комиссии, снятые с потребителя при покупке.Незнание «Закона о защите прав потребителей» часто приводит к тому, что покупателя пытаются обмануть или частично ущемить его права. К примеру, мало кто знает, что вернуть можно не только стоимость самой неисправной стиральной машины, но и размер тех убытков, которые она вам причинила (испорченные вещи, проблемы с проводкой, затопление соседей снизу и т.п.).
Также продавец не спешит ставить покупателя в известность о том, что все экспертизы, которые он хочет провести заявленной на возврат стиральной машине, проводятся исключительно за счет продавшей стороны. Правда, если такая экспертиза покажет, что виной неисправности стала неправильная эксплуатация, покупателю придется возместить все расходы. Вернуть стиральную машину и получить уплаченные за нее денежные средства можно, если четко знать свои права и Законодательство.
Покупатель имеет право как присутствовать при экспертизе, назначенной продавцом, так и оспорить ее результаты в судебном порядке. Самое главное – соблюдать правила эксплуатации и понимать, в каких случаях можно настоять на решении вопроса в свою пользу, а в каких лучше отказаться от своих претензий.По закону, потребитель вправе предъявить одно из этих требований, а если его не выполнят — заявить другое. Иными словами, на практике, хотя требует покупатель, но варианты, в конце концов, выбирает продавец.
Если продавец уклоняется от решения проблемы бракованного товара, тогда существуют три законных действия для защиты потребителем своих прав при покупке некачественного товара:
Первое действие – обращение к продавцу – является обязательным. При обращении стоит учитывать срок возврата денег за некачественный товар, гарантийные сроки на товар, указанные в документах или в законе (2 года – для обыкновенных товаров, 10 лет – для строительных объектов) и сроки возврата товара ненадлежащего качества.
Второе действие — обращение в Госслужбу по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей – является необязательным. К нему следует прибегнуть при желании наказать продавца, то есть для наложения на него штрафа или проведения его проверки.
Третье действие – обращение в суд с иском – является обязательным, в случае, если продавец отказался добровольно выполнить ваши требования заменить некачественный товар или вернуть деньги за продажу бракованного товара. За подачу иска платить не нужно, иск можно подать по месту своего жительства, что особенно удобно, если вы хотите вернуть некачественный товар в интернет магазин. В иске нужно указать свои требования к продавцу в зависимости от того, какие недостатки в вашем товаре обнаружены: простые или существенные.
Желаю удачи в решение вашего вопроса!
Юрист, м. Чернігів, 6 років досвіду
Спілкуватися у чатіДоброго вечора, Дмитре!
Питання складне та підпадає під правовідносини у сфері захисту прав споживачів, які ті самі магазини, що продають такі товари, не дуже бажають захищати!
Звернімося до Закону України "Про захист прав споживачів" (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1023-12#Text)
Стаття 8. Права споживача у разі придбання ним товару неналежної якості (ми повинні застосовувати саме цю статтю, оскільки сумнівів щодо неналежної якості товару у нас немає)
1. У разі виявлення протягом встановленого гарантійного строку недоліків споживач, в порядку та у строки, що встановлені законодавством, має право вимагати:
1) пропорційного зменшення ціни;
2) безоплатного усунення недоліків товару в розумний строк;
3) відшкодування витрат на усунення недоліків товару.
У разі виявлення протягом встановленого гарантійного строку істотних недоліків, які виникли з вини виробника товару (продавця, виконавця), або фальсифікації товару, підтверджених за необхідності висновком експертизи, споживач, в порядку та у строки, що встановлені законодавством і на підставі обов'язкових для сторін правил чи договору, має право за своїм вибором вимагати від продавця або виробника:
1) розірвання договору та повернення сплаченої за товар грошової суми;
2) вимагати заміни товару на такий же товар або на аналогічний, з числа наявних у продавця (виробника), товар.
"ПОВЕРНІМОСЯ ДО СТАТТІ 1 ЦЬОГО ЗАКОНУ, АБИ ЗРОЗУМІТИ, ЩО ТАКЕ ІСТОТНИЙ НЕДОЛІК:
12) істотний недолік - недолік, який робить неможливим чи недопустимим використання товару відповідно до його цільового призначення, виник з вини виробника (продавця, виконавця), після його усунення проявляється знову з незалежних від споживача причин і при цьому наділений хоча б однією з нижченаведених ознак:
а) він взагалі не може бути усунутий;
б) його усунення потребує понад чотирнадцять календарних днів;
в) він робить товар суттєво іншим, ніж передбачено договором;"
3. Вимоги споживача, встановлені частиною першою цієї статті, пред'являються на вибір споживача продавцеві за місцем купівлі товару, виробникові або підприємству, що задовольняє ці вимоги за місцезнаходженням споживача.
Споживач має право пред'явити одну з вимог, передбачених частиною першою цієї статті, а в разі її невиконання заявити іншу вимогу, передбачену частиною першою цієї статті.
6. За наявності товару вимога споживача про його заміну підлягає негайному задоволенню, а в разі виникнення потреби в перевірці якості - протягом чотирнадцяти днів або за домовленістю сторін.
Отже, підсумовуючи зазначене вище:
Ви маєте право відмовитися від виконання договору купівлі-продажу та звернутися до продавця (уповноваженої організації) з вимогою повернути сплачену за товар суму. У разі відмови продавця задовольнити вашу вимогу в добровільному порядку ви праві звернутися до суду з відповідною вимогою.
Порядок «офіційного» звернення до продавця наступний.
По-перше, Ви маєте право звернутися до продавця особисто з заявою (вимогою) про повернення грошових коштів за товар. Така заява повинна бути складена в письмовій формі у двох примірниках: один - Ви віддаєте продавцеві (представнику продавця), інший з відміткою продавця про прийняття - залишається у Вас.
По-друге, ви можете направити таке заявою (вимога) на адресу продавця поштою з описом вкладення в конверт і повідомленням про вручення.
При дотриманні зазначених способів у вас буде офіційний документ, що підтверджує направлення вами вимоги на адресу продавця.
У заяві слід послатися на норми Закону України «Про захист прав споживачів», згадані раніше.
Всього найкращого!
Юрист, м. Дніпро, 31 рік досвіду
Закон Украины "Про захист прав споживачів" (https://zakon.rada.gov.ua/laws/main/1023-12):
"Стаття 23. Відповідальність за порушення законодавства про захист прав споживачів
1. У разі порушення законодавства про захист прав споживачів суб'єкти господарювання сфери торговельного та інших видів обслуговування несуть відповідальність за:
1) відмову споживачу в реалізації його прав, установлених частиною першою статті 8,...
(Стаття 8. Права споживача у разі придбання ним товару неналежної якості
1. У разі виявлення протягом встановленого гарантійного строку недоліків споживач, в порядку та у строки, що встановлені законодавством, має право вимагати:
1) пропорційного зменшення ціни;
2) безоплатного усунення недоліків товару в розумний строк;
3) відшкодування витрат на усунення недоліків товару.
У разі виявлення протягом встановленого гарантійного строку істотних недоліків, які виникли з вини виробника товару (продавця, виконавця), або фальсифікації товару, підтверджених за необхідності висновком експертизи, споживач, в порядку та у строки, що встановлені законодавством і на підставі обов'язкових для сторін правил чи договору, має право за своїм вибором вимагати від продавця або виробника:
1) розірвання договору та повернення сплаченої за товар грошової суми;
2) вимагати заміни товару на такий же товар або на аналогічний, з числа наявних у продавця (виробника), товар.)
...цього Закону, - у десятикратному розмірі вартості продукції виходячи з цін, що діяли на час придбання цієї продукції, але не менше п'яти неоподатковуваних мінімумів доходів громадян; -
кроме направления заявления-претензии продавцу (что предлагают коллеги), подайте жалобу в "Головне управління Держпродспоживслужби в м. Києві" (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/794-2016-%D0%B...) (под регистрацию ее вручения на Вашем экземпляре (лучше), заказным письмом с уведомлением о вручении) с изложением ситуации и требованием применить к продавцу предусмотренные изложенные выше санкции согласно ст.23 Закона. Кстати, намерение обратиться в областное Управление и Госпродпотребслужбы изложите в заявлении-претензии к продавцу - это собъет, должно сбить гонор и спесь продавца.
Адвокат, м. Київ, 20 років досвіду
Возврат товара ненадлежащего качества в течение гарантийного срока.
Cт. 8 Закона Украины «О защите прав потребителя» предусматривает возможность возврата товара (и возврата покупателю денежных средств) или обмена товара, в случае выявления в товаре в течение гарантийного срока, указанного в гарантийном талоне на изделие, существенного недостатка. В соответствии с п.12 ст.1 ЗУ "О защите прав потребителей" "существенным недостатком" считается недостаток, который имеет следующие обязательные элементы: 1. Делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением; 2. Появился по вине производителя (продавца); 3. После его устранения появляется вновь по независимым от потребителя причинам; 4. При этом все имеет один из следующих признаков: • он вообще не может быть устранен; • на его устранение требуется более четырнадцати календарных дней; • он делает товар существенно другим, чем предусмотрено в договоре. Условия возврата/обмена: • клиент в течение гарантийного срока обратился для устранения неполадок в Авторизованный Сервисный Центр производителя (далее — АСЦ); • АСЦ выдал официальный Акт производителя, подтверждающий наличие в товаре существенного недостатка. Акт должен быть корректно заполнен, иметь круглую печать АСЦ и подпись директора АСЦ; • наличие расчётных документов на товар полученных потребителем вместе с товаром. В случае если необходимо забрать крупногабаритный товар, клиент не оплачивает его транспортировку. Затраты на себя берет магазин, или АСЦ (в случае необходимости оставить изделие в АСЦ). Процедура возврата/обмена: • Вы обращаетесь в АСЦ в случае поломки; • АСЦ выдал Акт, подтверждающий наличие в товаре существенного недостатка; • Вы связываетесь с менеджером Интернет-магазина и ставите его в известность о том, что хотите вернуть товар; • Предоставляете информацию: дата покупки товара, причина возврата, адрес и контактные номера телефонов; • Высылаете по факсу/электронной почте копии Акта АСЦ о наличии в изделии существенного недостатка, чека, накладной (безналичный расчёт) и гарантийного талона (с указанием серийного номера изделия); • Документы передаются в сервисный отдел для проверки; • При условии выполнения указанных выше условий, менеджером Интернет-магазина с Вами будет согласован день и время проведения процедуры возврата (обмена). • По Вашему выбору Вам возвращаются деньги за товар в объеме, указанном в накладной или чеке, либо производиться обмен на такое же или аналогичное изделие. • Клиент обязан заполнить и подписать Заявление на возврат/обмен товара по предоставленной форме, Акт приёма-передачи в двух экземплярах (1 экземпляр остаётся клиенту), накладную на возврат (безналичный расчёт). • Клиент должен предоставить и вернуть оригинал акта АСЦ о наличии в товаре существенного недостатка, чек, гарантийный талон.
В случае выявления в течение установленного гарантийного срока существенных недостатков, возникших по вине производителя товара (продавца , исполнителя) , или фальсификации товара , подтвержденных при необходимости заключением экспертизы , потребитель , в порядке и в сроки , установленные законодательством и на основании обязательных для сторон правил или договора , имеет право по своему выбору требовать от продавца или производителя: 1 ) расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы ; 2 ) требовать замены товара на такой же товар или на аналогичный , из числа имеющихся у продавца ( производителя ) , товар . В случае отсутствия товара требование потребителя о его замене подлежит удовлетворению в двухмесячный срок с момента подачи соответствующего заявления. Если удовлетворить требование потребителя о замене товара в установленный срок невозможно , потребитель вправе по своему выбору предъявить продавцу , производителю (предприятию , выполняющему их функции) другие требования ,