Задайте вопрос юристу

833 юриста готовы ответить сейчас

Ответ за ~15 минут

Задать вопрос на сайте

Налоговое право, 24 ноября 2020, вопрос №33632 500₴

Ввоз/перевод заработанных денег из Китая в Украину. Налоги, процедура.

В данный момент я работаю в Китае в IT, устроен официально, плачу налоги по китайскому законодательству (около 20%).
К концу года планирую вернуться в Украину, соответственно, с деньгами (10-15 тысяч $). По поводу своего налогового резиденства не уверен - в Китае нахожусь с начала августа, т.е. менее полугода. Не женат, прописан в Украине, студент украинского ВУЗа.

Ввезти/перевести деньги хочу легально и по закону, в связи с этим несколько вопросов:

1. Должен ли я заплатить дополнительные налоги в Украине?
2. Должен ли я каким-либо образом декларировать эти деньги, подавать отчеты в украинскую налоговую, предоставлять выписки из Китая об уплате налогов и т.д.? Например, если в будущем хочу приобрести недвижимость, чтоб не возникло вопросов, откуда у меня деньги.
3. Как грамотней ввезти деньги? Наличными (зеленый коридор только 5к$), или международным переводом, или как-то иначе?

И еще небольшой вопрос, я учусь на 6 курсе, на дневном, на бюджете. Могут ли возникнуть какие-то проблемы из-за этого? Не уверен, что я вообще имею право работать за границей во время учебы.

Спасибо.

Ответы юристов (11)

    Кальницкий Георгий  Валериевич
    20%

    Олег, добрый вечер.

    Чтобы не грузить длинными и долгими тезисами из закона, отвечу тезисно. А детали можно будет потом уточнить.

    1. Должен ли я заплатить дополнительные налоги в Украине? - НЕТ! Но только если возьмете в Китае документ из местной налоговой службы об уплате налогов, апостилизируете его (это форма международного нотариального заверения) в любом украинском консульстве в Китае и потом сделаете нотариальный перевод на украинский язык.

    2. Должен ли я каким-либо образом декларировать эти деньги, подавать отчеты в украинскую налоговую, предоставлять выписки из Китая об уплате налогов и т.д.? Например, если в будущем хочу приобрести недвижимость, чтоб не возникло вопросов, откуда у меня деньги. - НЕТ! Но если возьмете вышеуказанную справку по должной форме. Скажем так, декларировать уже не обязаны, но если вдруг налоговая волшебным образом узнает о них, у вас будет документ, подтверждающий, что вы уже уплатили налог в Китае. Между Украиной и Китаем есть соглашение об избежании двойного налогооболожения.

    3. Как грамотней ввезти деньги? Наличными (зеленый коридор только 5к$), или международным переводом, или как-то иначе? - Можете наличными, но размер, разрешенный к вывозу наличными и услвоия декларирования вам надо уточнить у китайцев на их таможне заранее, отсюда эта информауия может оказаться некорректной. И само собой вам надо их будет задекларировать на таможне ПИСЬМЕННО. Обращаю внимание, что есть размер, который допустимо декларировать устно, а есть размер, который надо декларировать уже только ПИСЬМЕННО. Как вариант можете открыть в киатйском банке счет с подвязанной к нему картой, но чтобы она была международной и выезти деньги на карте. Баланс на картах таможня не проверяет, так что им без разницы сколько там будет денег. Можно будет обойтись без декларирования. Но лучше уточнить эту специфику в китайском банке и таможне до пересечения границы.

    Переводом тоже можно, но вопрос - КОМУ? Если есть своя украинская карта, то без проблем сами себе, но только предупредите свой банк о таком переводе. Постороннему лицу тоже можно перевести, но тогда такой получатель должен будет тоже заранее предупредить банк об ожидаемом переводе. И есть риск, что у него могут возникнуть налоговые обязательства и вопросы о происхождении денег. Этот вариант более рискованный.

    По поводу вашей работы в Китае. Если у китайцев до сих пор не возникло вопросов и вы официально трудостроены, платите налоги, то значит вы там на законном источнике дохода. Украинскую сторону это вообще не будет и не должно интересовать.

    Удачи!

    Мєньков Андрій Васильович
    14%

    Доброго вечора Олеже! Сподіваюся наступна інформація буде для Вас корисною. Поняття іноземного доходу визначається Податковим Кодексом України як дохід (прибуток), отриманий з джерел за межами України. Саме іноземні доходи, відповідно до ст. 163 ПКУ, є об'єктом оподаткування резидента.

    Хто ж належить до резидентів, які повинні сплачувати податок в Україні? Резидентом є особа, яка має постійне місце проживання в Україні. Проте якщо особа проживає на постійній основі в іншій країні, то вона буде резидентом, якщо матиме більш тісні особисті чи економічні зв'язки в Україні. Навіть якщо особа не може визначити «тісноту» своїх зав'язків у кількох державах, вона все ж таки буде резидентом України, якщо перебуває в Україні не менше ніж 183 дні протягом періоду або періодів податкового року.

    Отже, якщо особа визначилася, що вона є резидентом все-таки України та отримує іноземний дохід, то це означає, що час сплатити податки.

    Ставки податку на іноземний дохід

    Порядок оподаткування іноземного доходу визначається п. 170.11 ПКУ, який повідомляє платника податку про те, що іноземний дохід включається до загального річного оподатковуваного доходу і визначає зобов'язання платника подати річну податкову декларацію з цього приводу.

    З іноземного доходу справляється податок на доходи фізичних осіб (ПДФО) за ставкою 18% та військовий збір 1,5%. Тобто із суми доходу, яку особа отримує за кордоном, вираховується загалом 19,5%, які сплачуються до державного бюджету.

    Уникнення подвійного оподаткування

    Існує один нюанс, який дозволить закордонним українцям зменшити суму податку, що сплачується в Україні. Між урядом України та урядами інших держав діють міжнародні договори про уникнення подвійного оподаткування. Отже, необхідно перевірити, чи укладений подібний договір між Україною та державою, в якій працює особа. Якщо так, то діємо таким чином. Наша держава розуміє ситуацію громадян, тому п. 13.4 ПКУ визначила можливість зарахування сум податків, сплачених за кордоном під час розрахунку суми податку, який підлягає сплаті в Україні. Для того щоб провести таке зарахування, потрібно документально підтвердити, яку суму особа сплатила до контролюючого органу іноземної держави.

    Саме тому платник податків, який працює за кордоном, має звернутися до уповноваженого державного органу іноземної держави (відповідального за збір податків) та у визначеному законодавством відповідної країни порядку отримати довідку про суму сплаченого податку, а також про базу чи об'єкт оподаткування.

    Таку довідку в тому вигляді, в якому її видали особі за кордоном, податковий орган України не прийме. Вона має бути легалізована, якщо звільнення від додаткової легалізації документів не передбачено міжнародними договорами України. Також довідка має бути перекладена українською мовою та нотаріально посвідчена. Після отримання довідки наступним кроком буде подання декларації про майновий стан і доходи.

    Заповнення податкової декларації та її подання

    Форма такої декларації затверджена Наказом Міністерства фінансів України від 02.10.2015 р. №859 (до речі, зазначений наказ містить інструкцію до заповнення декларації). Основне, що потрібно врахувати під час заповнення декларації, це правильно розрахувати суму податку, який підлягає до сплати, враховуючи податок, сплачений за кордоном. Податок за кордоном платник сплачує не у гривні, тому суму потрібно перевести в національну валюту.

    Закордонна довідка буде видаватися за певний період, зазвичай це рік (наприклад, з 01.01.2018 р. до 31.12.2018 р.). Відповідно до ПКУ, отримані іноземні доходи перераховуються у гривні за валютним курсом Національного банку України, що діє на момент нарахування (отримання) таких доходів. Оскільки в нашому прикладі особа отримувала дохід протягом року, то курс ми будемо дивитися на дату 31.12.2018 р. Ще один нюанс — податковим законодавством України передбачено, що сума податку іноземного доходу не може перевищувати суму податку, яка підлягає до сплати в Україні. Тобто не може бути такого, що держава вам залишиться винною.

    Отже, із загальної суми доходу, вказаної в довідці, потрібно вирахувати 18% ПДФО та 1,5% військового збору, що становитиме суму податку, який підлягає сплаті в Україні. Далі дивимося, якщо сума податку, сплачена за кордоном, буде більшою або дорівнюватиме тій, що підлягає сплаті в Україні, то платник не сплачує ПДФО, а тільки суму військового збору (зарахування сплаченого за кордоном податку під час розрахунку військового збору не відбувається). Якщо за кордоном платник сплатив податок менший ніж той, що підлягає сплаті в Україні, тоді податком до сплати буде різниця між сумою, що підлягає внесенню до бюджету в Україні, та сумою закордонного податку.

    Існує ще одне маленьке «але». Якщо будучи резидентом та громадянином України, всупереч закону, особа має також громадянство іншої країни, то право на зарахування податків, сплачених за кордоном, вважається втраченим. Також варто пам'ятати про строки подачі декларації. Декларація про майновий стан і доходи подається до 1 травня року, наступного за звітним. Зобов'язання, визначені у такій декларації, мають бути сплачені до 1 серпня. Декларацію можна подати особисто або уповноваженим представником.

    Однак якщо особа працює за кордоном, не має можливості приїхати в Україну до 1 травня, а також не встигає зробити довіреність на представника, то що ж тоді? Всі ми знаємо, що за невчасну подачу податкової декларації настає відповідальність, податкова нарахує штраф та пеню. Проте для осіб, які працюють за кордоном, зробили виняток. Оскільки платнику потрібно отримати довідку про сплачені податки в закордонному контролюючому органі, що це може зайняти певний проміжок часу, а потім поки платник придбає квитки та долетить чи доїде до України, то він може не встигнути до 1 травня. Саме тому ПКУ передбачає можливість подати податковому органу за своєю податковою адресою заяву про перенесення строку подання декларації до 31 грудня року, наступного за звітним.

    Отже, заповнена декларація разом із доданою до неї довідкою про сплачені за кордоном податки подається або направляється поштою з повідомленням про вручення та з описом вкладення (потрібно здійснити відправлення не пізніше ніж за 5 днів до закінчення граничного строку) до контролюючого органу, в якому перебуває на обліку платник податків (за місцем реєстрації).

    Сплата податкового зобов'язання

    З терміном сплати задекларованої суми податку ми вже визначилися. Далі виникає питання про те, куди та на які реквізити сплачувати? Пам'ятаємо, що з іноземного доходу сплачуються два податки — ПДФО та військовий збір. Актуальні реквізити рахунків для зарахування надходжень податків можна знайти на офіційному сайті податкового органу України. Перед проведенням оплати важливо їх перевірити, оскільки вони час від часу змінюються.

    Всюдисущі податківці

    Жоден платник податків, прочитавши цю статтю та будучи справжнім українцем, не зможе втриматися від питання, як податкові органи дізнаються, що я працюю за кордоном. Дізнаються, адже ми живемо у світі глобальної діджиталізації, де країни усіма можливими та неможливими методами борються зі злісними неплатниками податків.

    По‑перше, банки більше нам не друзі. Наразі вони зобов'язані повідомляти про будь-які підозрілі операції своїх клієнтів контролюючим органам. Також на запит податкової банк надасть інформацію щодо всіх рахунків клієнта. До того ж працівники Агенства з розшуку та менеджменту активів (АРМА) відкрито заявляють, що мають доступ до інформації в українських банках, їм навіть не потрібно відправляти запити.

    По‑друге, впевнено крокуючи до кращого та цивілізованого майбутнього, ще у 2007 р. Україна підтвердила свій намір реалізувати план дій BEPS та наразі активно працює над впровадженням Єдиного стандарту звітності (CRS), який передбачає міжнародний обмін інформацією усіма фінансовими установами країн-учасниць.

    Отже, або сплатиш податок, або сплатиш податок разом зі штрафом. Для того щоб у платника податку з'явилася чітка картинка, як саме сплатити податок з іноземного доходу, варто підбити підсумки:

    • отримуємо довідку про сплачений податок від державного органу іноземної держави;
    • легалізуємо отриману довідку у відповідній закордонній дипломатичній установі України (якщо інше не передбачено міжнародними договорами України).
    • робимо нотаріально засвідчений переклад довідки українською мовою;
    • заповнюємо податкову декларацію про майновий стан і доходи;
    • направляємо/подаємо особисто декларацію до податкового органу за своєю податковою адресою разом із довідкою, що підтверджує сплачений податок за кордоном, до 1 травня року, наступного за звітним;
    • сплачуємо суму податкового зобов'язання, визначеного в поданій податковій декларації, до 1 серпня року, наступного за звітним;
    Гончаренко Константин

    Доброго дня!

    Повідомляю наступне:

    Вам необхідно у 2021 році подати декларацію про майновий стан та доходи за 2020 р. За місцем реєстраціі у податкову. Сплатити з доходу:

    ПДФО-18%

    ВЗ-1,5%

    додати трудовий договір ,або акт виконаних робіт на підставі якого ви отримали кошти та довідку з рахунку про зарахування коштів.

    З повагою

    Костянтин Гончаренко

    Карпенко Андрей Владимирович
    16%

    I. Инструкция о порядке перемещения наличности и банковских металлов через таможенную границу Украины, утвержденная постановлением правления Национального банка Украины от 27.05.2008 № 148 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 11.06.2008 за № 520/15211.1. При условии устного декларирования физическим лицом: Физическое лицо независимо от возраста имеет право ввозить в Украину наличность в сумме, не превышающей в эквиваленте 1000 евро без письменного декларирования таможенному органу.

    2. При условии обязательного письменного декларирования в полном объеме (в случае, если сумма валюты превышает сумму, разрешенную для ввоза при условии устного декларирования): Физическое лицо - резидент независимо от возраста имеет право ввозить в Украину наличность в сумме, превышающей в эквиваленте 1000 евро, при условии письменного декларирования таможенному органу в полном объеме и при наличии документов, подтверждающих снятие наличности со счетов в банках (финансовых учреждениях), исключительно на ту сумму, превышающую в эквиваленте 10 000 евро. Срок действия таких документов 30 календарных дней, начиная со дня выдачи.

    II. Если Вы ввезете эту сумму (10 000€), то ничего письменно декларировать не надо и никаких налогов платить не надо.

    III. Откройте счет в банке и небольшими траншами по 50 000 грн (или по 1,5 тысячи Евро в месяц), в течении полугода внесите деньги на свой счет.

    В дальнейшем с этого счета оплатите покупку квартиры.

    Ковальчук Владимир

    Пунктом 162.1 НКУ установлено, что плательщиками налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) являются физические лица — резиденты, получающие доходы как из источника их происхождения в Украине, так и иностранные доходы.

    Под иностранным доходом для целей налогообложения следует понимать доход, полученный от источников за пределами Украины, т. е. любой доход, полученный резидентами, в том числе от любых видов их деятельности за пределами таможенной территории Украины, включая (п.п. 14.1.55 НКУ):

    — проценты, дивиденды, роялти и любые другие виды пассивных доходов;

    — наследство;

    — подарки;

    — выигрыши;

    — призы;

    — доходы от выполнения работ (предоставления услуг) по гражданско-правовым и трудовым договорам;

    — доходы от предоставления резидентам в аренду (пользование) имущества, расположенного за пределами Украины;

    — доходы от продажи имущества, расположенного за пределами Украины;

    — доход от отчуждения инвестиционных активов, в том числе корпоративных прав, ценных бумаг и т. п.; прочие доходы от любых видов деятельности за пределами таможенной территории Украины или территорий, неподконтрольных таможенным органам.

    Учитывая, что налоговики в своих разъяснениях делают упор на необходимости включения в налогооблагаемый доход сумм денежных средств, полученных из-за границы от физических лиц, являющихся родственниками Вместе с тем физическое лицо — резидент Украины, получающее доход за границей, согласно действующему законодательству обязано задекларировать такой доход в Украине и уплатить с него НДФЛ.Согласно п.п. 163.1.3 НКУ объектом налогообложения физического лица — резидента являются в том числе и иностранные доходы — доходы (прибыль), полученные из источников за пределами Украины. Налогообложение таких доходов регулируется п. 170.11 НКУ.

    Иностранные доходы включаются в состав годового налогооблагаемого дохода и в соответствии с п.п. 170.11.1 НКУ облагаются НДФЛ по ставкам18 %. В соответствии с пп. 168.2.1 и 170.11.1 НКУ если источник выплат любых налогооблагаемых доходов является иностранным, то сумма такого дохода подлежит включению в общий годовой налогооблагаемый доход налогоплательщика-получателя, который при этом обязан подать годовую налоговую декларацию.

    В соответствии с п. 164.4 НКУ при начислении (получении) доходов в виде валюты такие доходы пересчитываются в гривни по валютному курсу НБУ на момент начисления (получения) таких доходов.

    Срок подачи декларации в соответствии с п.п. 49.18.4 НКУ — до 1 мая года, следующего за отчетным, кроме отдельных случаев, предусмотренных разделом IV НКУ*.а непредставление или несвоевременное представление декларации о доходах п. 120.1 НКУ предусмотрен штраф в размере 170 грн.

    Кроме того, если физическое лицо в отчетном году имело доходы, подлежащие налогообложению, и не задекларировало их в установленном порядке и об этом стало известно контролирующим органам (в данном случае ГНИ Миндоходов) и если они смогли доказать факт получения таких доходов налогоплательщиком, то на основании п. 123.1. НКУ такие контролирующие органы имеют право самостоятельно определить сумму налогового обязательства, что влечет наложение на налогоплательщика штрафа в размере 25 % суммы такого обязательства.

    Согласно п. 179.7 НКУ физическое лицо обязано самостоятельно до 1 августа года, следующего за отчетным, уплатить сумму налогового обязательства, указанную в представленной им налоговой декларации.

    Кальницкий Георгий  Валериевич

    Олег, а теперь ДОПОЛНЕНИЕ по нормативке касательно ввоза.

    Официальные способы вывоза валюты

    Публично банкиры советуют вывозить деньги на платежной карте, однако в неофициальных беседах не исключают возможных проблем. Например, может случиться так, что вашу карту проглотит иностранный банкомат и вам придется в чужой стране потратить уйму времени, нервов и денег, чтобы вернуть деньги. Даже если вас миновала такая участь, все равно надо будет платить комиссию за снятие наличных в банкомате иностранного банка до 3% от суммы. Если вы на это готовы, то ОК.

    Если же вы решили взять дорожные чеки, их обналичивание будет стоить 1,5% от суммы. Но приобрести такие чеки сегодня практически невозможно, хотя можете попробовать узнать за них на месте.

    Денежные переводы — тоже дорогое удовольствие, особенно если валюту переправляют регулярно.

    Все эти негативные моменты и провоцируют появление альтернативных путей вывоза денег.

    Согласно с постановлением НБУ от 2 января 2019 года № 3, с февраля 2019 года физические лица, независимо от статуса резидент/нерезидент, при въезде и выезде обязаны на границе задекларировать валюту и банковские металлы, которые суммарно превышают эквивалент 10 тыс. евро (в сумму входит перевозимые наличность и банковские металлы). Перерасчет сумм наличной валюты и стоимости банковских металлов в евро для пересечения границы проводят по официальному курсу гривны к евро, установленному НБУ, или по кросс-курсу, определенному согласно официальному курсу Нацбанка гривни к соответствующим иностранным валютам и банковским металлам на день ввоза, вывоза или пересылки наличной валюты, банковских металлов.

    И основанием для такого декларирования будет документ о полученном доходе - попросите у китайцев справку о вашем совокупном доходе и, как уже указал выше с коллегами, оформленную справку из китайской налоговой.

    Сколько можно вывезти денег согласно существующим законам

    В Положении Национального банка, которым руководствуются таможенники, говорится, что границу можно пересекать с суммой валюты, эквивалентной 10 тыс.евро при устном ее декларировании. Фактически это означает, что вы по собственной инициативе должны сообщить таможенному инспектору, что провозите, допустим, $8 тыс.

    Согласно законодательству, на сегодняшний день с ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ декларированием можно вывозить и ввозить в Украину суммы свыше 10 тыс. евро.

    Отношение к декларированию зависит от цели использования средств. Поэтому, если планируется легализация этих средств за границей (допустим, открытие счета в банке), вам потребуется документ, подтверждающий происхождение денег.

    Таким документом обычно является справка из банка (если снимали наличку со счета в банке), справка работодателя или копия таможенной декларации.

    Удачи!
    Шишкин Алексей Юрьевич
    12%

    Судя из описанию вашей ситуации вы являетесь налоговым резидентом Украины т.к. находитесь по работе в КНР менее полугода. Между Правительствами Украины и КНР заключен договор об избежании двойного налогообложения и предупреждение налоговых уклонений, который вступил в силу 18.10.96 года. Поэтому вам надо при пересечении границы декларировать всю сумму, которую вы с собой везете как наличными, так и на карте. Исключение составит денежный перевод из Китая в Украину. Вы можете с собой везти все деньги на карте и не переживать, что вы что то не указали в декларации, и при этом вам ничего платить не надо. По итогам 2020года на основании пп. 168.2.1 и 170.11.1 НКУ в Украине вы обязаны будете задекларировать свой доход в том числе и иностранный доход. Налог на доходы в Украине составляет 18% +1,5%, вероятнее всего вам доплачивать ничего не придеться. Для того, чтобы пересечь границу с денежными средствами вам надо будет получить у работодателя справку о полученных доходах и справку из налогового органа об уплаченных налогах эти документы надо легалезовать путем проставления апостеля.Эти документы вам понадобятся при пересечении границы и для налоговых органов Украины.

    С'єдін Дмитро Володимирович
    С'єдін Дмитро Володимирович 3 года назад

    Адвокат, г. Новая Каховка, 18 лет опыта

    Общаться в чате

    Добрый день, Олег!

    Коллеги дали подробные ответы на Ваши вопросы, смысла повторяться нет, поэтому предложу не совсем юридическое, а одно из практических решений задачи.

    Как Вы уже поняли легальные способы ввоза такой суммы неизбежно отнимут уйму времени (общение с налоговиками, подача отчетности) да и денег (на переводы, апостилирование, поездки и т.д). А задача, как я понял, стоит ввезти большую сумму не привлекая к себе внимание с наименьшими потерями.

    Вы работаете в IT сфере, должны были сталкиваться с криптовалютными платежами. Почему до сих пор не рассмотрели вариант покупки криптовалюты? Купите крипту в Китае и выведите в Украине наличкой в USD или гривне. В Украине на данный момент этот рынок никак не зарегулирован, а все что не запрещено, значит разрешено). Обналичить можно мимо банка, можно через обменники, которых в Украине уже множество (конечно же они возьмут свою комиссию). Вот, как пример, ссылка на один из них: https://100btc.kiev.ua/exchange_USDT_to_cashusd/

    Вообще не вижу проблем с покупкой недвижимости, Вы же не госслужащий.

    Кальницкий Георгий  Валериевич

    ДОПОЛНЕНИЕ №2

    Олег, вашему вниманию детальный правовой анализ вашей ситуации с ВАРИАНТАМИ решения.

    Виды иностранных доходов

    Пунктом 162.1 НКУ установлено, что плательщиками налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) являются физические лица — резиденты, получающие доходы как из источника их происхождения в Украине, так и иностранные доходы.

    Под иностранным доходом для целей налогообложения следует понимать доход, полученный от источников за пределами Украины, т. е. любой доход, полученный резидентами, в том числе от любых видов их деятельности за пределами таможенной территории Украины, включая (п.п. 14.1.55 НКУ):

    • — проценты, дивиденды, роялти и любые другие виды пассивных доходов;
    • — наследство;
    • — подарки;
    • — выигрыши;
    • — призы;
    • доходы от выполнения работ (предоставления услуг) по гражданско-правовым и трудовым договорам; - ВАШ ВАРИАНТ
    • — доходы от предоставления резидентам в аренду (пользование) имущества, расположенного за пределами Украины;
    • — доходы от продажи имущества, расположенного за пределами Украины;
    • — доход от отчуждения инвестиционных активов, в том числе корпоративных прав, ценных бумаг и т. п.;
    • — прочие доходы от любых видов деятельности за пределами таможенной территории Украины или территорий, неподконтрольных таможенным органам.

    Касательно возможности перевода денег в Украину через родственников.

    Учитывая, что налоговики в своих разъяснениях делают упор на необходимости включения в налогооблагаемый доход сумм денежных средств, полученных из-за границы от физических лиц, являющихся родственниками, остановимся на этом вопросе более подробно.

    Итак, первый вопрос, который здесь возникает, — будут ли являться доходом для физлица — получателя таких средств суммы этих средств? По нашему мнению, здесь все будет зависеть от того, кто перечисляет эти средства физлицу — резиденту Украины. Объясним свою позицию.

    Согласно нормам Семейного Кодекса Украины установлена обязанность:

    жены и мужа материально поддерживать друг друга (ст. 75 СКУ). При этом заработная плата, пенсия, стипендия, другие доходы, полученные одним из супругов, являются объектом права общей совместной собственности (ч. 2 ст. 61 СКУ);

    родителей содержать своих несовершеннолетних детей (до 18 лет) (ст. 180 СКУ), совершеннолетних детей, которые продолжают учиться (до 23 лет) (ст. 199 СКУ), совершеннолетних нетрудоспособных детей, нуждающихся в материальной помощи (при условии, что родители ребенка имеют возможность предоставлять такую помощь) (ст. 198 СКУ);

    — совершеннолетних детей содержать нетрудоспособных родителей, нуждающихся в материальной помощи (ст. 202 СКУ).

    Учитывая наличие такой обязанности, можно утверждать, что перечисление средств из-за границы женой (мужем) для мужа (жены), матерью (отцом) для детей в вышеуказанных случаях, а также детьми нетрудоспособным родителям, является по сути передачей денежных средств внутри семьи и должно рассматриваться как выполнение обязанности по содержанию, установленной СКУ, а не как получение дохода с источником происхождения из-за границы. То есть если физлицо получает денежные средства от своего мужа (или супруги, или родителя), работающего за границей, то сумма таких средств НЕ БУДЕТ являться для этого физлица доходом.

    Вместе с тем физическое лицо — резидент Украины, получающее доход за границей, согласно действующему законодательству обязано задекларировать такой доход в Украине и уплатить с него НДФЛ.

    Во всех остальных случаях переводы, полученные из-за границы от родственников или других физических лиц, подлежат налогообложению, однако только в том случае, если такие поступления не упоминаются в ст. 165 НКУ среди тех, которые не включаются в состав общего месячного (годового) облагаемого дохода (например, выдача и возврат займа, алименты и т. п.).

    Порядок налогообложения

    Согласно п.п. 163.1.3 НКУ объектом налогообложения физического лица — резидента являются в том числе и иностранные доходы — доходы (прибыль), полученные из источников за пределами Украины. Налогообложение таких доходов регулируется п. 170.11 НКУ.

    Иностранные доходы включаются в состав годового налогооблагаемого дохода и в соответствии с п.п. 170.11.1 НКУ облагаются НДФЛ по ставкам 18 %. Исключение составляют дивиденды с иностранным источником происхождения, облагаемые по ставке 5 % в соответствии с п. 167.2 НКУ. Но это не ваш случай.

    Согласно п.п. 170.11.2. НКУ в случае получения иностранных доходов при подаче годовой декларации налогоплательщик может уменьшить сумму годового налогового обязательства на сумму налогов, уплаченных за границей, если между страной, в которой выплачивается доход, и Украиной заключен договор (конвенция) об избежании двойного налогообложения. С Китаем такое соглашение, как я уже указывал ранее, есть!

    В соответствии с п. 13.5 НКУ для получения права на зачисление налогов и сборов, уплаченных за пределами Украины, плательщик обязан получить от государственного органа страны, из которой был выплачен такой доход, справку о сумме уплаченного в этой стране налога, а также о базе и/или объекте налогообложения. Указанная справка подлежит легализации в соответствующей стране, соответствующем заграничном дипломатическом учреждении Украины, если иное не предусмотрено действующими международными договорами Украины.

    Обращаем внимание: нельзя будет зачесть в уменьшение суммы годового налогового обязательства налогоплательщика:

    • — налоги на капитал (прирост капитала);
    • — налоги на имущество;
    • — почтовые налоги;
    • — налоги на реализацию (продажу);
    • — другие косвенные налоги независимо от того, относятся ли они к категории подоходных налогов или считаются отдельными налогами согласно законодательству иностранных государств.

    При расчете суммы годового налогового обязательства следует иметь в виду, что сумма налога с иностранного дохода налогоплательщика-резидента, уплаченная за пределами Украины, не может превышать сумму налога, рассчитанную на базе общего годового налогооблагаемого дохода такого налогоплательщика в соответствии с законодательством Украины (п.п. 170.11.4 НКУ).

    Отдельно остановимся на ситуации, когда резидент Украины легально работает за границей и перечисляет денежные средства своим родственникам или другим лицам, в отношении которых СКУ не установлена обязанность по их содержанию. Получается, что «гастарбайтер» должен по итогам года задекларировать свои иностранные доходы. Если работал он официально, то с его заработной платы уплачивался налог по правилам страны получения дохода. При наличии договора (конвенции) об избежании двойного налогообложения между Украиной и страной получения дохода налогоплательщик может получить вышеуказанную справку и в таком случае уменьшить сумму годового налогового обязательства. Что же касается физлица, которому «гастарбайтер» перечислял денежные средства, то для него такой доход будет являться иностранным. По итогам года с такого дохода должен быть уплачен НДФЛ (причем получатель уже не сможет уменьшить свое годовое налоговое обязательство, так как непосредственно он не уплачивал налог за границей). А вам это не нужно, не так ли?

    Порядок декларирования иностранных доходов

    В соответствии с пп. 168.2.1 и 170.11.1 НКУ если источник выплат любых налогооблагаемых доходов является иностранным, то сумма такого дохода подлежит включению в общий годовой налогооблагаемый доход налогоплательщика-получателя, который при этом обязан подать годовую налоговую декларацию. Но если вы не подадите, то кто узнает о том, что вы обязаны были? Фактически никто не узнает.

    В соответствии с п. 164.4 НКУ при начислении (получении) доходов в виде валюты такие доходы пересчитываются в гривни по валютному курсу НБУ на момент начисления (получения) таких доходов.

    Срок подачи декларации в соответствии с п.п. 49.18.4 НКУ — до 1 мая года, следующего за отчетным, кроме отдельных случаев, предусмотренных разделом IV НКУ*.

    * 1. В случае отсутствия у налогоплательщика подтверждающих документов относительно суммы полученного им дохода из иностранных источников и суммы уплаченного им налога в иностранной юрисдикции такой плательщик обязан подать в орган государственной налоговой службы по своему налоговому адресу заявление о переносе срока представления налоговой декларации до 31 декабря года, следующего за отчетным. (п.п. 170.11.2. НКУ).

    2. Налогоплательщики-резиденты, которые выезжают за границу на постоянное место жительства, обязаны подать в орган государственной налоговой службы налоговую декларацию не позднее 60 календарных дней, предшествующих выезду (п. 179.3. НКУ).

    За непредставление или несвоевременное представление декларации о доходах п. 120.1 НКУ предусмотрен штраф в размере 170 грн. С учетом размера штрафа можно не переживать о процессе декларирования, ибо затраты времени и сил на подачу декларации, по которой в итоге ничего не надо платить, обойдутся дороже возможного штрафа.

    Кроме того, если физическое лицо в отчетном году имело доходы, подлежащие налогообложению, и не задекларировало их в установленном порядке и об этом стало известно контролирующим органам (в данном случае ГНИ) и если они смогли доказать факт получения таких доходов налогоплательщиком, то на основании п. 123.1. НКУ такие контролирующие органы имеют право самостоятельно определить сумму налогового обязательства, что влечет наложение на налогоплательщика штрафа в размере 25 % суммы такого обязательства. Но это не ваш случай, вы уже уплатили налоги у источника их происхождения.

    Согласно п. 179.7 НКУ физическое лицо обязано самостоятельно до 1 августа года, следующего за отчетным, уплатить сумму налогового обязательства, указанную в представленной им налоговой декларации.

    В случае если налогоплательщик не уплатил сумму денежного обязательства по декларации в течение указанного срока, в соответствии с п. 126.1. НКУ он привлекается к ответственности в виде штрафа в таких размерах:

    — при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 10 процентов погашенной суммы налогового долга;

    — при задержке более 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 20 процентов погашенной суммы налогового долга.

    Также, если физическое лицо обязано было задекларировать иностранные доходы и уплатить сумму налога по декларации, но своевременно не сделало это, возникшая неуплата налога может быть квалифицирована как умышленная, и в этом случае физическому лицу грозит уголовная ответственность, предусмотренная ст. 212 Уголовного кодекса Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

    Как видим, действующее на сегодня законодательство требует от физических лиц декларировать доходы с источником их происхождения за границей, а при отсутствии их декларирования или неуплате в срок согласованного в декларации налогового обязательства предусматривает ответственность вплоть до уголовной. Но на практике еще никого не привлекли.

    Как уже отмечалось, в тех случаях, когда речь идет о перечислениях денежных средств между членами одной семьи, у получающего лица не возникает доход в понимании п.п. 14.1.55 НКУ, и соответственно декларировать такие перечисления и уплачивать с них налог в соответствии с п.п. 17.11.1 НКУ нет оснований.

    Контроль налоговой

    Для налоговой ключевым моментом системы контроля за получением физическими лицами — резидентами Украины доходов из-за границы является возможность централизованно получать сводную информацию о международных транзакциях физлиц, которые осуществляются с помощью банков или международных платежных систем (Western Union, MoneyGram и др.).

    Рассмотрим, каким образом контролирующие органы на сегодня могут попытаться отследить получение таких доходов.

    В соответствии со ст. 60 Закона № 2121 сведения о банковских счетах клиентов, операциях, проведенных в пользу или по поручению клиента, осуществленных им сделках, а также сведения о финансово-экономическом состоянии клиентов являются банковской тайной. Обязанность сохранения банковской тайны учреждениями банков закреплена в ст. 61 Закона № 2121.

    В соответствии с п.п. 20.1.3 НКУ ГНИ имеет право получать от учреждений Национального банка Украины, банков и других финансовых учреждений в порядке, установленном Законом № 2121 и НКУ, справки и копии документов о наличии банковских счетов, а на основании решения суда — информацию об объеме и обращении средств на счетах. Это подтверждается также ст. 62 Закона № 2121, которой установлен порядок раскрытия банковской тайны.

    Право ГНИ запрашивать информацию у банков также оговорено в п. 73.3 НКУ, согласно которому информация на запрос предоставляется НБУ, другими банками безвозмездно в порядке и объемах, установленных Законом № 2121.

    Однако по отдельным гражданам налоговики получить информацию все-таки смогут и без такого серьезного документа, как решение суда.

    Речь идет, во-первых, о тех случаях, когда в соответствии с п.п. 72.1.6 НКУ ГНИ для информационно-аналитического обеспечения деятельности может получить информацию «добровольно или по запросу». Это может быть любая информация как о суммах доходов, так и о суммах расходов конкретного физического лица, предоставленная в налоговую любым юридическим или физическим лицом. В последнее время налоговики все активнее стимулируют сознательных граждан сообщать об известных им фактах уклонения от налогообложения.

    Во-вторых, налоговая служба может получать информацию от других государственных органов, в частности от Государственной службы финансового мониторинга Украины.

    Согласно ст. 15 Закона Украины «Про запобігання та протидію легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, фінансуванню тероризму та фінансуванню розповсюдження зброї масового знищення» от 06.12.2019 г. обязательному финансовому мониторингу, в частности, подлежат финансовые операции, соответствующие одновременно двум следующим признакам:

    1. Сумма, на которую проводится операция, равна или превышает сумму в иностранной валюте, эквивалентную 400 000 грн.

    2. Имеет один или более следующих признаков (котрые могут касаться физических лиц в рамках рассматриваемого вопроса):

    2.1. поступление денежных средств с анонимного (номерного) счета из-за границы;

    2.2. зачисление или перевод средств, проведение других финансовых операций в случае, если хотя бы одна из сторон — участников финансовой операции является физическим лицом, имеющим соответствующую регистрацию, место жительства или местонахождение в стране (на территории), которые не выполняют или ненадлежащим образом выполняют рекомендации международных, межправительственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

    В заключение отмечу, что, несмотря на жесткую риторику налоговиков по вопросу налогообложения иностранных доходов физических лиц в Украине, на сегодня у ГНИ не имеется действенных способов массового контроля в этом вопросе, также как не существует оснований для налогообложения большей части перечислений в пользу физических лиц в Украине (в частности, переводов между членами одной семьи).

    Очевидно, что дальнейшее усиление фискального давления в этой сфере приведет к тенизации денежных переводов, а их официальный рынок, скорее всего, значительно сократится.

    На сегодняшний день, на наш взгляд, существует единственный законный способ переместить заработанные за границей деньги своим родственникам в Украину, не привлекая внимания контролирующих органов.

    Речь идет об открытии карточного счета в зарубежном банке. Вариант подойдет для тех, кто легально проживает и законно трудоустроен в другой стране, что дает возможность открыть в банке страны проживания счет, на который оформляется несколько платежных карт. Одна из них передается лицу, которое находится в Украине и может снимать деньги в банкоматах или использовать карту для расчетов в торговых сетях.

    Для этих же целей можно открыть счет и в одном из крупных украинских банков (желательно с иностранным капиталом) с возможностью пополнения счета через банкоматы за рубежом, хотя этот вариант будет несколько дороже вышеописанного. В данной ситуации дял вас это невозможно, но в будущем будет полезно.

    ИТОГО: два легальных способа перемещения денег

    1) письменное декларирование в стране выезда и въезда

    2) помещение денег на карту и вывоз самой карты. РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ВАРИАНТ, поскольку лицо, перемещающее через таможенную границу Украины платежную карточку, не обязано письменно ее декларировать, поскольку осуществление контроля за обращением валюты, которая хранится на банковском счете этого лица, не относится к государственному таможенному делу.

    Удачи!

    Будут еще вопросы, обращайтесь.ДОПОЛНЕНИЕ №2

    Олег, вашему вниманию для спарвки сухой правовой анализ вашей ситуации.

    Виды иностранных доходов

    Пунктом 162.1 НКУ установлено, что плательщиками налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) являются физические лица — резиденты, получающие доходы как из источника их происхождения в Украине, так и иностранные доходы.

    Под иностранным доходом для целей налогообложения следует понимать доход, полученный от источников за пределами Украины, т. е. любой доход, полученный резидентами, в том числе от любых видов их деятельности за пределами таможенной территории Украины, включая (п.п. 14.1.55 НКУ):

    • — проценты, дивиденды, роялти и любые другие виды пассивных доходов;
    • — наследство;
    • — подарки;
    • — выигрыши;
    • — призы;
    • доходы от выполнения работ (предоставления услуг) по гражданско-правовым и трудовым договорам; - ВАШ ВАРИАНТ
    • — доходы от предоставления резидентам в аренду (пользование) имущества, расположенного за пределами Украины;
    • — доходы от продажи имущества, расположенного за пределами Украины;
    • — доход от отчуждения инвестиционных активов, в том числе корпоративных прав, ценных бумаг и т. п.;
    • — прочие доходы от любых видов деятельности за пределами таможенной территории Украины или территорий, неподконтрольных таможенным органам.

    Касательно возможности перевода денег в Украину через родственников.

    Учитывая, что налоговики в своих разъяснениях делают упор на необходимости включения в налогооблагаемый доход сумм денежных средств, полученных из-за границы от физических лиц, являющихся родственниками, остановимся на этом вопросе более подробно.

    Итак, первый вопрос, который здесь возникает, — будут ли являться доходом для физлица — получателя таких средств суммы этих средств? По нашему мнению, здесь все будет зависеть от того, кто перечисляет эти средства физлицу — резиденту Украины. Объясним свою позицию.

    Согласно нормам Семейного Кодекса Украины установлена обязанность:

    жены и мужа материально поддерживать друг друга (ст. 75 СКУ). При этом заработная плата, пенсия, стипендия, другие доходы, полученные одним из супругов, являются объектом права общей совместной собственности (ч. 2 ст. 61 СКУ);

    родителей содержать своих несовершеннолетних детей (до 18 лет) (ст. 180 СКУ), совершеннолетних детей, которые продолжают учиться (до 23 лет) (ст. 199 СКУ), совершеннолетних нетрудоспособных детей, нуждающихся в материальной помощи (при условии, что родители ребенка имеют возможность предоставлять такую помощь) (ст. 198 СКУ);

    — совершеннолетних детей содержать нетрудоспособных родителей, нуждающихся в материальной помощи (ст. 202 СКУ).

    Учитывая наличие такой обязанности, можно утверждать, что перечисление средств из-за границы женой (мужем) для мужа (жены), матерью (отцом) для детей в вышеуказанных случаях, а также детьми нетрудоспособным родителям, является по сути передачей денежных средств внутри семьи и должно рассматриваться как выполнение обязанности по содержанию, установленной СКУ, а не как получение дохода с источником происхождения из-за границы. То есть если физлицо получает денежные средства от своего мужа (или супруги, или родителя), работающего за границей, то сумма таких средств НЕ БУДЕТ являться для этого физлица доходом.

    Вместе с тем физическое лицо — резидент Украины, получающее доход за границей, согласно действующему законодательству обязано задекларировать такой доход в Украине и уплатить с него НДФЛ.

    Во всех остальных случаях переводы, полученные из-за границы от родственников или других физических лиц, подлежат налогообложению, однако только в том случае, если такие поступления не упоминаются в ст. 165 НКУ среди тех, которые не включаются в состав общего месячного (годового) облагаемого дохода (например, выдача и возврат займа, алименты и т. п.).

    Порядок налогообложения

    Согласно п.п. 163.1.3 НКУ объектом налогообложения физического лица — резидента являются в том числе и иностранные доходы — доходы (прибыль), полученные из источников за пределами Украины. Налогообложение таких доходов регулируется п. 170.11 НКУ.

    Иностранные доходы включаются в состав годового налогооблагаемого дохода и в соответствии с п.п. 170.11.1 НКУ облагаются НДФЛ по ставкам 18 %. Исключение составляют дивиденды с иностранным источником происхождения, облагаемые по ставке 5 % в соответствии с п. 167.2 НКУ. Но это не ваш случай.

    Согласно п.п. 170.11.2. НКУ в случае получения иностранных доходов при подаче годовой декларации налогоплательщик может уменьшить сумму годового налогового обязательства на сумму налогов, уплаченных за границей, если между страной, в которой выплачивается доход, и Украиной заключен договор (конвенция) об избежании двойного налогообложения. С Китаем такое соглашение, как я уже указывал ранее, есть!

    В соответствии с п. 13.5 НКУ для получения права на зачисление налогов и сборов, уплаченных за пределами Украины, плательщик обязан получить от государственного органа страны, из которой был выплачен такой доход, справку о сумме уплаченного в этой стране налога, а также о базе и/или объекте налогообложения. Указанная справка подлежит легализации в соответствующей стране, соответствующем заграничном дипломатическом учреждении Украины, если иное не предусмотрено действующими международными договорами Украины.

    Обращаем внимание: нельзя будет зачесть в уменьшение суммы годового налогового обязательства налогоплательщика:

    • — налоги на капитал (прирост капитала);
    • — налоги на имущество;
    • — почтовые налоги;
    • — налоги на реализацию (продажу);
    • — другие косвенные налоги независимо от того, относятся ли они к категории подоходных налогов или считаются отдельными налогами согласно законодательству иностранных государств.

    При расчете суммы годового налогового обязательства следует иметь в виду, что сумма налога с иностранного дохода налогоплательщика-резидента, уплаченная за пределами Украины, не может превышать сумму налога, рассчитанную на базе общего годового налогооблагаемого дохода такого налогоплательщика в соответствии с законодательством Украины (п.п. 170.11.4 НКУ).

    Отдельно остановимся на ситуации, когда резидент Украины легально работает за границей и перечисляет денежные средства своим родственникам или другим лицам, в отношении которых СКУ не установлена обязанность по их содержанию. Получается, что «гастарбайтер» должен по итогам года задекларировать свои иностранные доходы. Если работал он официально, то с его заработной платы уплачивался налог по правилам страны получения дохода. При наличии договора (конвенции) об избежании двойного налогообложения между Украиной и страной получения дохода налогоплательщик может получить вышеуказанную справку и в таком случае уменьшить сумму годового налогового обязательства. Что же касается физлица, которому «гастарбайтер» перечислял денежные средства, то для него такой доход будет являться иностранным. По итогам года с такого дохода должен быть уплачен НДФЛ (причем получатель уже не сможет уменьшить свое годовое налоговое обязательство, так как непосредственно он не уплачивал налог за границей). А вам это не нужно, не так ли?

    Порядок декларирования иностранных доходов

    В соответствии с пп. 168.2.1 и 170.11.1 НКУ если источник выплат любых налогооблагаемых доходов является иностранным, то сумма такого дохода подлежит включению в общий годовой налогооблагаемый доход налогоплательщика-получателя, который при этом обязан подать годовую налоговую декларацию. Но если вы не подадите, то кто узнает о том, что вы обязаны были? Фактически никто не узнает.

    В соответствии с п. 164.4 НКУ при начислении (получении) доходов в виде валюты такие доходы пересчитываются в гривни по валютному курсу НБУ на момент начисления (получения) таких доходов.

    Срок подачи декларации в соответствии с п.п. 49.18.4 НКУ — до 1 мая года, следующего за отчетным, кроме отдельных случаев, предусмотренных разделом IV НКУ*.

    * 1. В случае отсутствия у налогоплательщика подтверждающих документов относительно суммы полученного им дохода из иностранных источников и суммы уплаченного им налога в иностранной юрисдикции такой плательщик обязан подать в орган государственной налоговой службы по своему налоговому адресу заявление о переносе срока представления налоговой декларации до 31 декабря года, следующего за отчетным. (п.п. 170.11.2. НКУ).

    2. Налогоплательщики-резиденты, которые выезжают за границу на постоянное место жительства, обязаны подать в орган государственной налоговой службы налоговую декларацию не позднее 60 календарных дней, предшествующих выезду (п. 179.3. НКУ).

    За непредставление или несвоевременное представление декларации о доходах п. 120.1 НКУ предусмотрен штраф в размере 170 грн. С учетом размера штрафа можно не переживать о процессе декларирования, ибо затраты времени и сил на подачу декларации, по которой в итоге ничего не надо платить, обойдутся дороже возможного штрафа.

    Кроме того, если физическое лицо в отчетном году имело доходы, подлежащие налогообложению, и не задекларировало их в установленном порядке и об этом стало известно контролирующим органам (в данном случае ГНИ) и если они смогли доказать факт получения таких доходов налогоплательщиком, то на основании п. 123.1. НКУ такие контролирующие органы имеют право самостоятельно определить сумму налогового обязательства, что влечет наложение на налогоплательщика штрафа в размере 25 % суммы такого обязательства. Но это не ваш случай, вы уже уплатили налоги у источника их происхождения.

    Согласно п. 179.7 НКУ физическое лицо обязано самостоятельно до 1 августа года, следующего за отчетным, уплатить сумму налогового обязательства, указанную в представленной им налоговой декларации.

    В случае если налогоплательщик не уплатил сумму денежного обязательства по декларации в течение указанного срока, в соответствии с п. 126.1. НКУ он привлекается к ответственности в виде штрафа в таких размерах:

    — при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 10 процентов погашенной суммы налогового долга;

    — при задержке более 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 20 процентов погашенной суммы налогового долга.

    Также, если физическое лицо обязано было задекларировать иностранные доходы и уплатить сумму налога по декларации, но своевременно не сделало это, возникшая неуплата налога может быть квалифицирована как умышленная, и в этом случае физическому лицу грозит уголовная ответственность, предусмотренная ст. 212 Уголовного кодекса Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

    Как видим, действующее на сегодня законодательство требует от физических лиц декларировать доходы с источником их происхождения за границей, а при отсутствии их декларирования или неуплате в срок согласованного в декларации налогового обязательства предусматривает ответственность вплоть до уголовной. Но на практике еще никого не привлекли.

    Как уже отмечалось, в тех случаях, когда речь идет о перечислениях денежных средств между членами одной семьи, у получающего лица не возникает доход в понимании п.п. 14.1.55 НКУ, и соответственно декларировать такие перечисления и уплачивать с них налог в соответствии с п.п. 17.11.1 НКУ нет оснований.

    Контроль налоговой

    Для налоговой ключевым моментом системы контроля за получением физическими лицами — резидентами Украины доходов из-за границы является возможность централизованно получать сводную информацию о международных транзакциях физлиц, которые осуществляются с помощью банков или международных платежных систем (Western Union, MoneyGram и др.).

    Рассмотрим, каким образом контролирующие органы на сегодня могут попытаться отследить получение таких доходов.

    В соответствии со ст. 60 Закона № 2121 сведения о банковских счетах клиентов, операциях, проведенных в пользу или по поручению клиента, осуществленных им сделках, а также сведения о финансово-экономическом состоянии клиентов являются банковской тайной. Обязанность сохранения банковской тайны учреждениями банков закреплена в ст. 61 Закона № 2121.

    В соответствии с п.п. 20.1.3 НКУ ГНИ имеет право получать от учреждений Национального банка Украины, банков и других финансовых учреждений в порядке, установленном Законом № 2121 и НКУ, справки и копии документов о наличии банковских счетов, а на основании решения суда — информацию об объеме и обращении средств на счетах. Это подтверждается также ст. 62 Закона № 2121, которой установлен порядок раскрытия банковской тайны.

    Право ГНИ запрашивать информацию у банков также оговорено в п. 73.3 НКУ, согласно которому информация на запрос предоставляется НБУ, другими банками безвозмездно в порядке и объемах, установленных Законом № 2121.

    Однако по отдельным гражданам налоговики получить информацию все-таки смогут и без такого серьезного документа, как решение суда.

    Речь идет, во-первых, о тех случаях, когда в соответствии с п.п. 72.1.6 НКУ ГНИ для информационно-аналитического обеспечения деятельности может получить информацию «добровольно или по запросу». Это может быть любая информация как о суммах доходов, так и о суммах расходов конкретного физического лица, предоставленная в налоговую любым юридическим или физическим лицом. В последнее время налоговики все активнее стимулируют сознательных граждан сообщать об известных им фактах уклонения от налогообложения.

    Во-вторых, налоговая служба может получать информацию от других государственных органов, в частности от Государственной службы финансового мониторинга Украины.

    Согласно ст. 15 Закона Украины «Про запобігання та протидію легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, фінансуванню тероризму та фінансуванню розповсюдження зброї масового знищення» от 06.12.2019 г. обязательному финансовому мониторингу, в частности, подлежат финансовые операции, соответствующие одновременно двум следующим признакам:

    1. Сумма, на которую проводится операция, равна или превышает сумму в иностранной валюте, эквивалентную 400 000 грн.

    2. Имеет один или более следующих признаков (котрые могут касаться физических лиц в рамках рассматриваемого вопроса):

    2.1. поступление денежных средств с анонимного (номерного) счета из-за границы;

    2.2. зачисление или перевод средств, проведение других финансовых операций в случае, если хотя бы одна из сторон — участников финансовой операции является физическим лицом, имеющим соответствующую регистрацию, место жительства или местонахождение в стране (на территории), которые не выполняют или ненадлежащим образом выполняют рекомендации международных, межправительственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

    В заключение отмечу, что, несмотря на жесткую риторику налоговиков по вопросу налогообложения иностранных доходов физических лиц в Украине, на сегодня у ГНИ не имеется действенных способов массового контроля в этом вопросе, также как не существует оснований для налогообложения большей части перечислений в пользу физических лиц в Украине (в частности, переводов между членами одной семьи).

    Очевидно, что дальнейшее усиление фискального давления в этой сфере приведет к тенизации денежных переводов, а их официальный рынок, скорее всего, значительно сократится.

    На сегодняшний день, на наш взгляд, существует единственный законный способ переместить заработанные за границей деньги своим родственникам в Украину, не привлекая внимания контролирующих органов.

    Речь идет об открытии карточного счета в зарубежном банке. Вариант подойдет для тех, кто легально проживает и законно трудоустроен в другой стране, что дает возможность открыть в банке страны проживания счет, на который оформляется несколько платежных карт. Одна из них передается лицу, которое находится в Украине и может снимать деньги в банкоматах или использовать карту для расчетов в торговых сетях.

    Для этих же целей можно открыть счет и в одном из крупных украинских банков (желательно с иностранным капиталом) с возможностью пополнения счета через банкоматы за рубежом, хотя этот вариант будет несколько дороже вышеописанного. В данной ситуации дял вас это невозможно, но в будущем будет полезно.

    ИТОГО: два легальных способа перемещения денег

    1) письменное декларирование в стране выезда и въезда

    2) помещение денег на карту и вывоз самой карты. РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ВАРИАНТ, поскольку лицо, перемещающее через таможенную границу Украины платежную карточку, не обязано письменно ее декларировать, поскольку осуществление контроля за обращением валюты, которая хранится на банковском счете этого лица, не относится к государственному таможенному делу.

    Удачи!

    Будут еще вопросы, обращайтесь лично через кнопку Звернення.

    Адвокат Евгений Александрович
    18%

    Здравствуйте, Олег!

    1. Должен ли я заплатить дополнительные налоги в Украине?

    - Нет, только обязательно возьмите справку с налоговой службы КНР.

    2. Должен ли я каким-либо образом декларировать эти деньги, подавать отчеты в украинскую налоговую, предоставлять выписки из Китая об уплате налогов и т.д.? Например, если в будущем хочу приобрести недвижимость, чтоб не возникло вопросов, откуда у меня деньги.

    -Если будет справка с налоговой службы КНР, то не нужно.

    Декларировать необходимо всю сумму, которая будет с Вами при пересечении границы.

    3. Как грамотней ввезти деньги? Наличными (зеленый коридор только 5к$), или международным переводом, или как-то иначе?

    - Лучше на карте по переводу.

    4. И еще небольшой вопрос, я учусь на 6 курсе, на дневном, на бюджете. Могут ли возникнуть какие-то проблемы из-за этого? Не уверен, что я вообще имею право работать за границей во время учебы.

    - С этим проблем не будет.

    Пунктом 162.1 НКУ установлено, что плательщиками налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) являются физические лица — резиденты, получающие доходы как из источника их происхождения в Украине, так и иностранные доходы.

    Под иностранным доходом для целей налогообложения следует понимать доход, полученный от источников за пределами Украины, т. е. любой доход, полученный резидентами, в том числе от любых видов их деятельности за пределами таможенной территории Украины, включая (п.п. 14.1.55 НКУ):

    — проценты, дивиденды, роялти и любые другие виды пассивных доходов;

    — наследство;

    — подарки;

    — выигрыши;

    — призы;

    — доходы от выполнения работ (предоставления услуг) по гражданско-правовым и трудовым договорам;

    — доходы от предоставления резидентам в аренду (пользование) имущества, расположенного за пределами Украины;

    — доходы от продажи имущества, расположенного за пределами Украины;

    — доход от отчуждения инвестиционных активов, в том числе корпоративных прав, ценных бумаг и т. п.;

    — прочие доходы от любых видов деятельности за пределами таможенной территории Украины или территорий, неподконтрольных таможенным органам.

    Вместе с тем физическое лицо — резидент Украины, получающее доход за границей, согласно действующему законодательству обязано задекларировать такой доход в Украине и уплатить с него НДФЛ.

    Во всех остальных случаях переводы, полученные из-за границы от родственников или других физических лиц, подлежат налогообложению, однако только в том случае, если такие поступления не упоминаются в ст. 165 НКУ среди тех, которые не включаются в состав общего месячного (годового) облагаемого дохода (например, выдача и возврат займа, алименты и т. п.).

    Согласно п.п. 163.1.3 НКУ объектом налогообложения физического лица — резидента являются в том числе и иностранные доходы — доходы (прибыль), полученные из источников за пределами Украины. Налогообложение таких доходов регулируется п. 170.11 НКУ.

    Иностранные доходы включаются в состав годового налогооблагаемого дохода и в соответствии с п.п. 170.11.1 НКУ облагаются НДФЛ по ставкам 15 и 17 %. Исключение составляют дивиденды с иностранным источником происхождения, облагаемые по ставке 5 % в соответствии с п. 167.2 НКУ.

    Согласно п.п. 170.11.2. НКУ в случае получения иностранных доходов при подаче годовой декларации налогоплательщик может уменьшить сумму годового налогового обязательства на сумму налогов, уплаченных за границей, если между страной, в которой выплачивается доход, и Украиной заключен договор (конвенция) об избежании двойного налогообложения.

    Перечень стран, с которыми Украиной заключены международные договоры об избежании двойного налогообложения (по состоянию на 01.01.2013 г.), приведен в письме ГНСУ от 14.01.2013 г. № 536/7/12-10-17 (см. «Налоги и бухгалтерский учет» 2013, № 31, с. 47).

    В соответствии с п. 13.5 НКУ для получения права на зачисление налогов и сборов, уплаченных за пределами Украины, плательщик обязан получить от государственного органа страны, из которой был выплачен такой доход, справку о сумме уплаченного в этой стране налога, а также о базе и/или объекте налогообложения. Указанная справка подлежит легализации в соответствующей стране, соответствующем заграничном дипломатическом учреждении Украины, если иное не предусмотрено действующими международными договорами Украины.

    Обращаем внимание: нельзя будет зачесть в уменьшение суммы годового налогового обязательства налогоплательщика:

    — налоги на капитал (прирост капитала);

    — налоги на имущество;

    — почтовые налоги;

    — налоги на реализацию (продажу);

    — другие косвенные налоги независимо от того, относятся ли они к категории подоходных налогов или считаются отдельными налогами согласно законодательству иностранных государств.

    При расчете суммы годового налогового обязательства следует иметь в виду, что сумма налога с иностранного дохода налогоплательщика-резидента, уплаченная за пределами Украины, не может превышать сумму налога, рассчитанную на базе общего годового налогооблагаемого дохода такого налогоплательщика в соответствии с законодательством Украины (п.п. 170.11.4 НКУ).

    В соответствии с пп. 168.2.1 и 170.11.1 НКУ если источник выплат любых налогооблагаемых доходов является иностранным, то сумма такого дохода подлежит включению в общий годовой налогооблагаемый доход налогоплательщика-получателя, который при этом обязан подать годовую налоговую декларацию.

    В соответствии с п. 164.4 НКУ при начислении (получении) доходов в виде валюты такие доходы пересчитываются в гривни по валютному курсу НБУ на момент начисления (получения) таких доходов.

    Срок подачи декларации в соответствии с п.п. 49.18.4 НКУ — до 1 мая года, следующего за отчетным, кроме отдельных случаев, предусмотренных разделом IV НКУ.

    Всего доброго!

    Удачи Вам!

    Савченко Олександр
    20%
    Савченко Олександр 3 года назад

    Юрист, г. Чернигов, 9 лет опыта

    Общаться в чате

    1) Должен ли я заплатить дополнительные налоги в Украине?

    Порядок оподаткування доходів фізосіб регулюється розд. IV Податкового кодексу України (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2755-17?find=1...).

    Стаття 162. Платники податку

    162.1. Платниками податку є:

    162.1.1. фізична особа - резидент, яка отримує доходи як з джерела їх походження в Україні, так і іноземні доходи;

    162.1.2. фізична особа - нерезидент, яка отримує доходи з джерела їх походження в Україні.

    Стаття 163. Об'єкт оподаткування

    163.1. Об'єктом оподаткування резидента є:

    163.1.1. загальний місячний (річний) оподатковуваний дохід;

    163.1.2. доходи з джерела їх походження в Україні, які остаточно оподатковуються під час їх нарахування (виплати, надання);

    163.1.3. іноземні доходи - доходи (прибуток), отримані з джерел за межами України.

    Стаття 14. Визначення понять

    14.1. У цьому Кодексі поняття вживаються в такому значенні:

    14.1.213. резиденти - це:

    а) юридичні особи та їх відокремлені особи, які утворені та провадять свою діяльність відповідно до законодавства України з місцезнаходженням як на її території, так і за її межами;

    б) дипломатичні представництва, консульські установи та інші офіційні представництва України за кордоном, які мають дипломатичні привілеї та імунітет;

    в) фізична особа - резидент - фізична особа, яка має місце проживання в Україні.

    У разі якщо фізична особа має місце проживання також в іноземній державі, вона вважається резидентом, якщо така особа має місце постійного проживання в Україні; якщо особа має місце постійного проживання також в іноземній державі, вона вважається резидентом, якщо має більш тісні особисті чи економічні зв'язки (центр життєвих інтересів) в Україні. У разі якщо державу, в якій фізична особа має центр життєвих інтересів, не можна визначити, або якщо фізична особа не має місця постійного проживання у жодній з держав, вона вважається резидентом, якщо перебуває в Україні не менше 183 днів (включаючи день приїзду та від'їзду) протягом періоду або періодів податкового року.

    Отже, Ви вважаєтеся резидентом та повинні сплачувати податки в Україні. Однак, щоб уникнути подвійного оподаткування (так як Ви офіційно працевлаштовані в Китаї та платитите податки там), то Вам необхідно взяти в китайській податковій довідку щодо факту сплати податку (вона має бути нотаріально засвідчена за місцем її видання, перекладена на українську мову й легалізована в консульській установі України). Якщо не подати таку довідку, то доведеться сплатити в Україні 18% ПДФО та обов'язково 1,5% військового збору.

    Тобто, Вам необхідно подати річну податкову декларацію про майновий стан і доходи (до 1 травня року 2021 року). Податкова декларація про майновий стан і доходи подається за вибором платника у будь-який зручний спосіб:

    - через сервіс «Електронний кабінет» (з використанням електронного цифрового підпису);

    - до центрів обслуговування платників податкових інспекцій (за місцем реєстрації);

    - поштою (з повідомленням про вручення та описом вкладення).

    Форма такої декларації затверджена Наказом Міністерства фінансів України від 02.10.2015 р. №859 (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/z1298-15#Text).

    Основне, що потрібно врахувати під час заповнення декларації, це правильно розрахувати суму податку, який підлягає до сплати, враховуючи податок, сплачений за кордоном. Податок за кордоном платник сплачує не у гривні, тому суму потрібно перевести в національну валюту.

    Закордонна довідка буде видаватися за певний період. Відповідно до ПКУ, отримані іноземні доходи перераховуються у гривні за валютним курсом Національного банку України, що діє на момент нарахування (отримання) таких доходів. Ще один нюанс — податковим законодавством України передбачено, що сума податку іноземного доходу не може перевищувати суму податку, яка підлягає до сплати в Україні. Тобто не може бути такого, що держава вам залишиться винною.

    Отже, із загальної суми доходу, вказаної в довідці, потрібно вирахувати 18% ПДФО та 1,5% військового збору, що становитиме суму податку, який підлягає сплаті в Україні. Далі дивимося, якщо сума податку, сплачена за кордоном, буде більшою або дорівнюватиме тій, що підлягає сплаті в Україні, то платник не сплачує ПДФО, а тільки суму військового збору (зарахування сплаченого за кордоном податку під час розрахунку військового збору не відбувається). Якщо за кордоном платник сплатив податок менший ніж той, що підлягає сплаті в Україні, тоді податком до сплати буде різниця між сумою, що підлягає внесенню до бюджету в Україні, та сумою закордонного податку.

    2) Должен ли я каким-либо образом декларировать эти деньги, подавать отчеты в украинскую налоговую, предоставлять выписки из Китая об уплате налогов и т.д.? Например, если в будущем хочу приобрести недвижимость, чтоб не возникло вопросов, откуда у меня деньги.

    Так, повинні (інакше потім сплатите штраф). Так, за неподання або несвоєчасне подання Декларації платника податку – фізичну особу може бути притягнуто до:

    • адміністративної відповідальності за ст. 164(1) КУпАП, що тягне за собою накладення штрафу у розмірі від трьох до восьми неоподаткованих мінімумів доходів громадян . За ті самі дії, вчинені особою, яку протягом року було піддано адміністративному стягненню за те ж порушення, тягнуть за собою накладення штрафу у розмірі від п’яти до восьми неоподаткованих мінімумів доходів громадян .
    • фінансової відповідальності за п. 120.1 ПКУ , що становить 170 гривень за кожне таке неподання або несвоєчасне подання. За ті самі дії, вчинені платником податків, до якого протягом року було застосовано штраф за таке порушення, тягнуть за собою накладення штрафу у розмірі 1020 гривень.

    Крім того, не забувайте про фінансовий моніторинг. Наразі банки зобов'язані повідомляти про будь-які підозрілі операції своїх клієнтів контролюючим органам. Також на запит податкової банк надасть інформацію щодо всіх рахунків клієнта.

    Отже, ваш порядок дій, щоб уникнути подвійного оподаткування та відповідальності за неподання декларації:

    • отримуємо довідку про сплачений податок від державного органу іноземної держави;
    • легалізуємо отриману довідку у відповідній закордонній дипломатичній установі України;
    • робимо нотаріально засвідчений переклад довідки українською мовою;
    • заповнюємо податкову декларацію про майновий стан і доходи;
    • направляємо/подаємо особисто декларацію до податкового органу за своєю податковою адресою разом із довідкою, що підтверджує сплачений податок за кордоном, до 1 травня року, наступного за звітним;
    • сплачуємо суму податкового зобов'язання, визначеного в поданій податковій декларації, до 1 серпня року, наступного за звітним.

    3) Как грамотней ввезти деньги? Наличными (зеленый коридор только 5к$), или международным переводом, или как-то иначе?

    Краще всього перевести кошти з іноземного рахунку на ваш український рахунок. Тим паче, Ви працевлаштовані офіційно, а тому проблем бути не повинно.

    4) И еще небольшой вопрос, я учусь на 6 курсе, на дневном, на бюджете. Могут ли возникнуть какие-то проблемы из-за этого? Не уверен, что я вообще имею право работать за границей во время учебы.

    Ні, жодних проблем бути не повинно. Закон України "Про вищу освіту" та законодавство вцілому не забороняє студенту на денній формі навчання працювати, в тому числі за кордоном (особливо у позанавчальний час).

    Головне - виконувати вимоги освітньої (наукової) програми (індивідуального навчального плану (за наявності), дотримуючись академічної доброчесності, та досягати визначених для відповідного рівня вищої освіти результатів навчання.

    Всього доброго!

    Успіхів Вам!


Похожие вопросы


Кодексы Україна

Кодекс України з процедур банкрутства Кодекс цивільного захисту України Кримінальний процесуальний кодекс України Митний кодекс України Повітряний кодекс України Податковий кодекс України Кодекс адміністративного судочинства України Цивільний процесуальний кодекс України Кримінально-виконавчий кодекс України Господарський кодекс України Цивільний кодекс України Сімейний кодекс України Земельний кодекс України Кримінальний кодекс України Водний кодекс України Кодекс торговельного мореплавства України Про надра Лісовий кодекс України Господарський процесуальний кодекс України Кодекс України про адміністративні правопорушення (статті 213 - 330) Кодекс України про адміністративні правопорушення (статті 1 - 212-21) Житловий Кодекс Української РСР Європейський кодекс соціального забезпечення Бюджетний кодекс України