Задайте вопрос юристу

829 юриста готовы ответить сейчас

Ответ за ~15 минут

Задать вопрос на сайте

Предпринимательское право, 20 августа 2022, вопрос №71678 1000₴

Помощь в легализации криптоптобменника

Помощь в легализации криптообменника.
Собственно сабж, имеем обменник, хотим легализоваться. Продаём и покупаем криптовалюту на разные банки Украины. Обороты большие около 1-2 млн грн в день, заработок до 1%, кто уже имел опыт в данном вопросе. Нужно конкретное решение.

Ответы юристов (6)

    Айвазян Юрий Климентьевич
    100%
    Айвазян Юрий Климентьевич год назад

    Адвокат, г. Николаев, 32 года опыта

    Общаться в чате

    Добрый день, Олександр!

    Налогообложение для физических лиц (ФЛ): если вы просто владеете криптовалютой, платить налог не обязательно, налоги начисляются в случае получения дохода от крипты.

    Налогообложение для физических лиц-предпринимателей (ФЛП): ФЛП 2-й и 3-й группы единого налога (ЕН) и криптовалюта – вопрос неоднозначный.

    Отдельных КВЭДов для операций с криптой нет. Письмо Госстата 2018 года № 14.4-09/435-18 определяет такие КВЕДы для операций с криптовалютой:

    майнинг –64.19 «Другие виды денежного посредничества»;

    торговля (обмен) криптовалютами – 66.19 «Другая вспомогательная деятельность в сфере финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения».

    Я бы добавил еще сюда КВЕД-2010: Класс 63-11 Оброблення даних, розміщення інформації на веб-вузлах і пов'язана з ними діяльність

    Есть письмо Госстата 2011 года № 14/3-12/636, которое говорит, что КВЕДы 64.19 и 66.19 не относятся к финансовому посредничеству, а значит, разрешены на едином налоге.

    Выходит, что ФОПы 2-й и 3-й групп могут совершать операции с криптовалютой. На практике налоговая говорит обратное. Инспектора на местах считают операции с криптой финансовым посредничеством, но все же рекомендуют звонить на горячую линию, чтобы «уточнить».

    Налогообложение для юридических лиц (ЮЛ): нет перечня документов, которые подтверждают приобретение и продажу криптовалюты. Криптовалюта не подлежит амортизации (вычету расходов), то есть налог должен платиться с общей суммы дохода, а не с прибыли. Налоговым кодексом не предусмотрено освобождение от НДС при продаже криптовалюты, а значит, у продавцов возникают налоговые обязательства уплаты НДС. В таких условиях стремление бизнеса платить налоги близится к нулю.

    17 февраля 2022 года, ВР приняла Закон "Про віртуальні активи" с предложениями Президента и в марте этого года президент его подписал. Тем не менее щакон вступит в силу после внесения соответствующих изменений в украинское законодательство и, прежде всего, в налоговый кодекс.

    Закон определяет права и обязанности участников рынка виртуальных активов, устанавливает основные принципы государственного регулирования и полномочия ключевых органов.

    Криптовалюта – не деньги: обменять или заплатить ею за товар на территории Украины теперь нельзя. Закон определяет право собственности: собственник тот, кто владеет криптой. А владеет тот, у кого личный ключ. А как быть с передачей личного ключа другому лицу? Например, в состоянии аффекта? По факту право собственности на крипту не передается, а по закону получается обратное.

    Участников рынка делят на три категории:

    резиденты, которые совершают операции в собственных интересах (физлица, физлица-предприниматели на общей системе, физлица-предприниматели на упрощенной системе и юрлица);

    биржи, которые совершают операции в интересах третьих лиц (только юрлица);

    нерезиденты, если они включили в договор о покупке-продаже крипты пункт о применении украинского права (физлица и юрлица).

    Виды виртуальных активов:

    необеспеченные – активы, которые существуют сами по себе (Bitcoin);

    обеспеченные – активы, обеспеченные денежными средствами, имуществом, имущественными правами, которые дают право требовать такие активы (NFT-токены);

    финансовые – активы, обеспеченные ценными бумагами или гривной (секьюрити-токены и стейбл-коины).

    Закон устанавливает минимальный уставной капитал бирж: от $42 000 для резидентов до $210 000 для нерезидентов.

    Документ также определяет исчерпывающий перечень видов деятельности бирж:

    хранение и администрирование виртуальных активов или их ключей;

    обмен;

    перевод;

    посреднические услуги (брокерство).

    Участники рынка получат право на судебную и другие способы защиты своих прав.

    Биржи смогут открывать счета в банках, но должны будут получать отдельную лицензию на каждый вид деятельности (хранение и администрирование, обмен, перевод, брокерство). Срок действия лицензии – 1 год. Деятельность без лицензии – штрафы от 34 000 грн до 119 000 грн.

    Криптовалютные биржи обязаны регулярно подавать отчеты в госорганы и раскрывать информацию о своих владельцах.

    Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку – основной регулятор рынка. Она будет выдавать биржам лицензии, вести реестр и собирать отчеты.

    Финмониторинг рынка виртуальных активов будет происходить в соответствии с рекомендациями FATF (Международная организация по борьбе с отмыванием денег). Рекомендации содержат международные стандарты, которых государства должны придерживаться. Последние изменения в Руководство по работе с цифровыми активами и виртуальными валютами FATF приняла в октябре 2021 года.

    Будущие налоги для крипты:

    Физлица получат льготу для налога на доход на пять лет. В этот период налогообложение прибыли от операций с виртуальными активами будет 5% НДФЛ +1,5% (военный сбор). После льготного периода – 18%+1,5%. Для майнеров продажа созданной криптовалюты облагается ставкой 5%+1,5%.

    Юрлица, у которых операции с виртуальными активами будут единственным видом деятельности, смогут платить налог в 5% с прибыли. Остальные компании будут платить стандартные 18% на прибыль от таких операций.

    Согласитесь, что это выглядит очень привлекательно! Но, увы, пока не работает.

    ВЫВОДЫ:

    Пока не подписан президентом упомянутый выше закон, а также с учетом большого оборота средств на карточном счету такой категории предпринимателей и, как правило, мизерной при этом прибыли, нет никакого смысла переходить на упрощенную систему налогообложения.

    До вступления в силу Закона, регулирующего Вашу деятельность, я бы Вам рекомендовал воспользоваться общей системой налогообложения для ФЛП (18+1,5%). Здесь Вы будете платить налоги исключительно с полученной прибыли, то есть в разы меньше.

    Постскриптум: в то же время вопрос с налогообложением операций с криптой неоднозначный, поэтому желательно также получить информацию, как говорится, «из первых уст», то есть предметно и по возможности неформально пообщаться по этому поводу с работниками налоговой инспекции, прежде чем принимать окончательное решение. Кроме того, в налоговой есть такая услуга как «индивидуальная консультация». Последняя является наиболее предпочтительной в этом случае, т.к. на нее можно в случае чего ссылаться.

    Будут вопросы, нажимайте кнопку "обратиться" возле моего профыля.

    • Александр Клиент год назад

      У вас есть конкретное решение для меня? Мне нужен опыт личный опыт.

    Гончаренко Константин

    Добрый день!

    До вступления в силу ЗУ "Про віртуальні активи" регулирующего Вашу деятельность, действует общая система налогообложения для ФОП(можно использовать 3 группу, либо подавать декларацию физ лица по результатам года (18+1,5%).

    Для ФОП подтверждающим документом будет бухгалтерская справка для налоговой. С значением поступлений на счет ,а так же реальной прибыли

    КВЕД: ВЕБ Портали , інша діяльність у сфері інформ технологій, 63.99 і інші з цієї категорії.

    Наразі Ваша діяльність погано регулюється роз'ясненнями податкової , вони вбачають загальні правила оподаткування.

    З повагою,

    Костянтин Гончаренко

    Савченко Олександр
    Савченко Олександр год назад

    Юрист, г. Чернигов, 9 лет опыта

    Общаться в чате

    Добрый вечер, Александр!

    ГНС в ИПК от 30.11.2020 г. № 4907/ІПК/99-00-04-04-02-09 разъяснила некоторые вопросы налогообложения операций с криптовалютой и их декларирование. ГНС объясняет, что физические лица - резиденты, которые получают доходы как из источника их происхождения в Украине, так и иностранные доходы, являются плательщиками налога на доходы физических лиц и военного сбора.

    Базой налогообложения является общий облагаемый налогом доход - любой доход, который подлежит налогообложению, начисленный (выплаченный, предоставленный) в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового периода.

    В другой ИПК от 02.12.2020 г. № 4928/ІПК/99-00-04-05-03-06 ГНС рассмотрела обращение относительно налогообложения дохода от продажи криптовалюты, и сообщает, что доход, полученный физическим лицом - резидентом от продажи криптовалюты другому физическому лицу - резиденту, включается в общий месячный (годового) облагаемый налогом доход как другой доход с соответствующим налогообложением. А если отмеченный доход выплачивается физическим лицом - нерезидентом, то такой доход считается иностранным и облагается НДФЛ и ВС на общих основаниях.

    Конечно же Вы можете зарегистрировать ФОП или вообще юрлицо (например, ТОВ). Но в данном случае подойдет только общая система налогообложения, где ставки налогов такие же как и для обычного физлица: НДФЛ = 18%; военный сбор = 1,5%.

    Ведь на упрощенной системе (едином налоге) не учитываются расходы и доходом считается все, что поступает на ваш предпринимательский счет.

    То есть, на едином налоге вашим доходом за день будет считаться вся поступившая на счет сумма , а на общей системе - только чистый доход (минус расходы, которые нужно будет подтверждать).

    Ознакомьтесь - https://journal.ostapp.com.ua/articles/post/cto-sc...

    https://journal.ostapp.com.ua/articles/post/predpr...

    Потому учитывая, что ставки налогов на общей системе такие же как и для обычного физлица: НДФЛ = 18%; военный сбор = 1,5%, у вашем случае есть одно но...

    Если зарегистрировать ФОП, то все средства будут поступать на ваш предпринимательский счет (соответственно "скрыть" свои доходы не получиться). К тому же, придется заботится по поводу ведения деятельности, сдачи отчетности ФОП и проверок налоговой.

    Потому, советую продолжать работать как обычное физлицо (без регистрации субъектом хозяйствования).

    Также можете открыть еще один счет, в том же банке или другом, и работать с ним.

    Но удивительно, что банк вообще задает Вам такие вопросы. Ведь переводы/получения происходят с карты на карту физическим лицам, а не ФОП или юрлиц.

    Даже если возникнут проблемы, то проще задекларировать свои доходы и уплатить с них доходы как обычное физическое лицо, а не ФОП (ведь ставки все равно одинаковые).

    Сейчас можете спокойно принимать деньги на ваш личный счет, в том числе валютный. Банк не проверяет факт уплаты налогов и не передает в налоговую информацию о поступлениях на ваш личный счет, поскольку такая информация о денежных операциях физических лиц в банках Украины надежно защищена ст. 60-62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности». Банковская тайна не позволяет работникам налоговой службы произвольно узнать о суммах денежных средств, полученных владельцами счетов.

    К тому, же согласно статье 41 Конституции Украины каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности.

    Согласно ст. 1074 ГК Украины ограничение прав клиента по распоряжению денежными средствами, находящимися на его счете, не допускается, кроме случаев ограничения права распоряжения счетом по решению суда или в других случаях, установленных законом, а также в случае остановки финансовых операций, которые могут быть связаны. связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового поражения, предусмотренных законом.

    По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять на счет, открытый клиенту (владельцу счета), поступающие ему денежные средства, выполнять распоряжение клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведения других операций по счету (ч. 1 ст. .1066 ГКУ).

    Банк имеет право использовать денежные средства на счете клиента, гарантируя его право беспрепятственно распоряжаться этими средствами.

    Банк не имеет права определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие ограничения его права по распоряжению денежными средствами, не предусмотренные законом, договором между банком и клиентом или условиями обременения, предметом которого являются имущественные права на денежные средства, находящиеся на банковском счете .

    Банк вправе потребовать расторжения договора банковского счета:

    1) если сумма денежных средств, хранящихся на счете клиента, осталась меньше минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, если такая сумма не будет возобновлена в течение месяца со дня предупреждения банком об этом;

    2) в случае отсутствия операций по этому счету в течение года, если иное не установлено договором;

    3) в случаях, предусмотренных законодательством, регулирующим отношения в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения;

    4) в других случаях, установленных договором или законом.

    Остаток денежных средств на счете выдается клиенту или по его указанию или в порядке, установленном законом, перечисляется на другой счет в сроки и порядке, установленные банковскими правилами.

    Банк может отказаться от договора банковского счета и закрыть счет клиента в случае:

    1) отсутствие операций по счету клиента в течение трех лет подряд и отсутствия остатка денежных средств на этом счете;

    2) наличия оснований, предусмотренных Законом Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения". При этом остаток денежных средств на счете клиента возвращается клиенту.

    ВЫВОД: если банк у рамках финмониторинга запросит у Вас документы, подтверждающие происхождение средств, а Вы не сможете их предоставить, то банк будет вправе заблокировать ваш счет или вообще разорвать с Вами договор (наложить штраф - нет).

    Но остаток денежных средств на счете выдается банком клиенту или по его указанию перечисляется на другой счет в сроки и порядке, установленные банковскими правилами.

    Главное - убедить банк, что средства легальные и поступают Вам из законных источников, тогда такие последствия Вам точно не будут грозить.

    А учитывая "присылают мне гривны через банк как рядовые физ. лица", то вопросов у банка вообще не должно быть.

    Закон України "Про запобігання та протидію легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, фінансуванню тероризму та фінансуванню розповсюдження зброї масового знищення" (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/361-20#Text):

    Стаття 1. Визначення термінів

    1. У цьому Законі наведені нижче терміни вживаються в такому значенні:

    17) джерело коштів, пов’язаних з фінансовими операціями - відомості про походження коштів, що використовуються для здійснення фінансових операцій (коштів, що використовувалися для набуття права власності на активи, що є предметом фінансових операцій) за допомогою суб’єкта первинного фінансового моніторингу, які дають розуміння про джерела їх походження, підстави володіння/розпорядження ними (прав на них) особою;

    ПОЛОЖЕННЯ про порядок здійснення уповноваженими установами аналізу та перевірки документів (інформації) про валютні операції, затверджене постановою Правління Національного банку України від 02.01.2019 № 8 (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/v0008500-19#Te...):

    2. У цьому Положенні терміни і поняття вживаються в таких значеннях:

    1) джерела походження коштів (активів) - документально підтверджені [на підставі офіційних документів, належним чином засвідчених їх копій або інших джерел, якщо така інформація є публічною (відкритою)] відомості, що дають можливість зробити обґрунтований висновок щодо наявності достатніх фінансових можливостей суб’єкта валютної операції, адекватних його фінансовому стану та/або соціальному статусу;

    Если возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь через кнопку "Обратиться" и я отвечу на них в индивидуальном порядке.

    При обращении указывайте свой е-mail, по которому с Вами можно связаться.

    ВСЕГО ДОБРОГО!

    Карпенко Андрей Владимирович

    Здравствуйте!

    ЗАКОН ПРИНЯТ, НО НАЧАЛАСЬ ВОЙНА И НИКАКИХ ПОДЗАКОННЫХ АКТОВ РЕГУЛИРУЮЩИХ РАБОТУ КРИПТОБИРЖ НЕ ПРИНЯТО - СООТВЕТСТВЕННО НЕТ НИКАКОГО ОПЫТА. ПОКА ПРАВОВОЙ ТУПИК,

    Президент Владимир Зеленский подписал закон Украины «О виртуальных активах», принятый Верховной радой 17 февраля.

    15 марта 2022 года Закон Украины «О виртуальных активах» (далее - Закон) подписал Президент.

    Этот закон — базовый (грубо говоря, он определяет статус криптоактивов и разрешает операции с ними). Сейчас Минцифра активно работает над внесением изменений в Налоговый и Гражданский кодексы Украины относительно особенностей налогообложения операций с виртуальными активами, необходимыми для полноценного запуска рынка виртуальных активов. Только после их принятия и вступления в силу заработает базовый закон «О виртуальных активах».

    Криптовалюты можно будет легально покупать, хранить, менять, перечислять. Рассчитываться ими нельзя. То есть полноценным платежным средством биткойны не станут.

    Курировать крипту будет нацкомиссия по ценным бумагам - она займется лицензированием участников, регуляторной деятельностью, финмониторингом и другим.

    Нацбанк свою очередь будет определять перечень валют, на которые можно поменять крипту, порядок такого обмена, проверять посреднические компании и банки, которые начнут работать с виртуальными активами.

    Прописали требования к компаниям, которые будут работать с криптовалютами. Скажем, компания, которая берется принимать, администрировать сбережения в крипте, должна иметь уставной капитал не менее 70 тысяч необлагаемых минимумов, а фирма-нерезидент - 350 тысяч необлагаемых минимумов. Фирмы, предоставляющие услуги по обмену виртуальных активов, должны иметь уставной капитал не менее 35 тысяч необлагаемых минимумов (для нерезидентов - 175 тысяч) Такие же требования к компаниям, предлагающим перечисление крипты на кошельки третьих лиц.

    Озвучены расценки для криптовалютного бизнеса. Разрешение на хранение и администрирование крипты - восемь тысяч необлагаемых минимумов, на обмен и перечисление - пять тысяч и т. д.

    Также прописали штрафы за нарушение законодательства по виртуальным активам - от 500 до пять тысяч необлагаемых минимумов.

    Кроме того, что такие лица должны иметь достаточно большой уставный капитал, а также не иметь в своем составе никаких связей с государством-оккупантом или государством-агрессором, к таким компаниям выдвигается требование об обязательной безупречной деловой репутации руководителя, конечного бенефициарного владельца и главного бухгалтера.

    Относительно безупречной деловой репутации Закон делает отсылку в другой Закон Украины, а именно "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения".

    Кроме того, для того чтобы получить разрешение на предоставление услуг, связанных с оборотом виртуальных активов, вместе с документами, подтверждающими деловую репутацию, уплату пошлины и полностью раскрывающими структуру собственности, необходимо подтвердить документально, что уставный капитал не сформирован с помощью средств. которых невозможно установить с помощью соответствующих документов или их копий (п.3 ч.4 ст.19 Закона). Указанное положение также создает условия для злоупотреблений и отказ в регистрации.

    Компании и банки, работающие с криптовалютами, станут субъектами первичного финансового мониторинга, то есть их обяжут проверять крипту точно так же, как и обычные деньги - отслеживать подозрительные операции, проводить верификацию клиентов и т. д.

    Раз крипта становится легальной, с нее нужно будет платить налоги. Правда в самом законе подробности по налогообложению не прописаны. Указано лишь, что в плане налогообложения криптовалюта приравнивается к инвестиционному доходу. По действующему законодательству, с него платится 18 процентов НДФЛ и 1,5 военного сбора (для юрлица - налог на прибыль).

    Рибінцев Сергій Сергійович

    Добрый день, Александр!

    Уже давно работаю с предпринимателями, которые давно работают на рынке криптообмена.

    Да, есть большой объем требований, которые ограничивают работу сервиса и платежей.

    Но опыт есть, с которым буду рад поделиться. Набирайте.


Похожие вопросы


Кодексы Україна

Кодекс України з процедур банкрутства Кодекс цивільного захисту України Кримінальний процесуальний кодекс України Митний кодекс України Повітряний кодекс України Податковий кодекс України Кодекс адміністративного судочинства України Цивільний процесуальний кодекс України Кримінально-виконавчий кодекс України Господарський кодекс України Цивільний кодекс України Сімейний кодекс України Земельний кодекс України Кримінальний кодекс України Водний кодекс України Кодекс торговельного мореплавства України Про надра Лісовий кодекс України Господарський процесуальний кодекс України Кодекс України про адміністративні правопорушення (статті 213 - 330) Кодекс України про адміністративні правопорушення (статті 1 - 212-21) Житловий Кодекс Української РСР Європейський кодекс соціального забезпечення Бюджетний кодекс України